Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Управление представляет собой конкретные методы воздействия на объект управления для достижения конкретной цели, выработка которых определяется умением анализировать деятельность предприятия. С помощью аннализа изучаются тенденции развития, системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, вырабатывается экономическая стратегия развития предприятия

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.54 Кб (Скачать)

Проф.А.Д. Шеремет конкретизирует цель финансового анализа, как «получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.» [23, с. 29]. Этот вид анализа приобретает внешний характер, проводимый государственными органами, контрагентами, собственниками, инвесторами для установления возможностей выгодного вложения средств, исключения потерь и максимизации прибыли.

 

Рис. 1.1 Схема анализа хозяйственной деятельности

 
 

Особенностями внешнего финансового  анализа являются:

· основанием служит общедоступная  информация;

· множественность субъектов  анализа (пользователей информации);

· доминанта денежного  измерителя в системе критериев;

· наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

· открытость результатов  анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

При проведении внутрихозяйственного финансового анализа могут быть привлечены и другие данные бухгалтерского учета, нормативная и плановая информация, благодаря чему более глубоко  исследуются причины сложившегося финансового состояния, взаимосвязь  показателей объема, себестоимости  и прибыли. В системе управленческого анализа есть возможность углубления анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Внутренний анализ проводится финансово-экономическими службами, аудиторами, а результаты его используются в системе планирования, контроля и прогнозирования. Только такой анализ может реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости по видам, состав других расходов [23].

К особенностям управленческого  анализа можно отнести:

· ориентация результатов  анализа на интересы руководства  предприятия;

· использование оперативных  и учетных данных, имеющих ограниченный доступ лиц;

· отсутствие регламентации  анализа со стороны государственных  органов;

· комплексность анализа, изучение деятельности предприятия  с экономической, финансовой и технической  сторон;

· сочетание критериев  в натуральных и стоимостных  измерителях;

· закрытость результатов  анализа с целью сохранения коммерческой тайны.

На основании рассмотренного структурирования анализа финансово-хозяйственной  деятельности в дальнейшем представленная работа будет ориентирована на проблемы и возможности внешнего (финансового) анализа ввиду ограниченности информационных ресурсов, необходимых для полного  анализа финансово-хозяйственной  деятельности.

 

1.2 Методы и  приемы проведения анализа

 

В процессе анализа используются различные методы и приемы с учетом поставленных целей и задач, а  также имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных ресурсов, технического обеспечения. Метод экономического анализа– это способ познания хозяйственных процессов в их взаимосвязи, изменении и развитии.

На протяжении истории  развития анализа учеными и практиками были выработаны основные (стандартные) методы анализа финансовой отчетности.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиции отчетности с предыдущим периодом, которое позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей. Заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста.

Вертикальный (структурный) анализ. В основе вертикального анализа лежит иное представление отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру актива и пассива баланса с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. На практике объединяют горизонтальный и структурный анализы, на основе чего строится сравнительный аналитический баланс, который позволяет отслеживать структурные сдвиги в составе имущества и источников их покрытия, определить общие тенденции в изменении финансового положения предприятия. Этот метод позволяет также сглаживать негативное влияние инфляционных процессов.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная, – временной интервал. На основании чего строится линия, отражающую теоретическую динамику показателя. Подставив в уравнение регрессии порядковый номер планируемого года, рассчитывают прогнозное значение показателя.

Сравнительный анализ – базируется на сопоставлении значений аналогичных показателей. Это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей фирмы с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов). Это ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей. Базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей деятельности предприятия между собой, в процессе чего определяются относительные показатели, характеризующие отдельные результаты деятельности и финансового состояния предприятия. Наибольшее распространение получили следующие группы показателей:

· коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия;

· коэффициенты оценки платежеспособности предприятия;

· показатели эффективности  использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выражаемые в оценке их оборачиваемости;

· коэффициенты оценки рентабельности;

· показатели рыночной характеристики акционерного общества.

Данный метод занимает особое место в анализе, являясь  наиболее эффективным и вместе с  тем самым проблемным. Эффективность  коэффициентов заключается в  том, что они наиболее точно позволяют  определить слабые и сильные стороны  предприятия, выявить основные направления  динамики показателей, степень воздействия  факторов на результативный показатель. Однако существуют проблемы с интерпретацией коэффициентов, необходим учет отраслевой и региональной специфик предприятия. А множественность коэффициентов, используемых в анализе, затрудняет однозначную оценку.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Он позволяет получить наиболее углубленную оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.

В настоящее время финансовый анализ включает в себя большую совокупность различных методов и приемов. Мы рассмотрим классификацию, предложенную проф. В.В. Ковалевым.

Первый уровень классификации  выделяет неформализованные и формализованные  методы анализа. Первые (еще называют эвристическими) основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне. Применение этих методов характеризуется  определенным субъективизмом, т. к. большое значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика. Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат математические, статистические методы.

Рассмотрим краткую характеристику некоторых из них.

Анализ показателей, хозяйственных  процессов начинается с рассмотрения абсолютных величин, которые являются основными в финансовом учете. В  анализе они используются для  исчисления средних и относительных  величин. С помощью относительных  показателей строят временные ряды, характеризующие изменение показателя во времени, также они необходимы при изучении структуры экономического явления. Относительные и абсолютные количественные показатели обычно сами по себе недостаточно информативны, для  чего используют метод сравнения: сравнение с плановыми показателями, сравнение с прошлым периодом, сравнение с лучшими показателями. Отклонение данных является объектом дальнейшего анализа.

С помощью средних величин  определяют общие тенденции и  закономерности в развитии экономических процессов, посредством замены множества индивидуальных значений признака средней величиной, которая характеризует всю совокупность явления. Группировка предполагает объединение в группы отдельных показателей с целью изучения ее структуры (структурные группировки) или взаимосвязи между компонентами (аналитический группировки, при этом один из показателей рассматривается как результативный, а остальные – как факторные).

На базе группировки строятся аналитические таблицы, используемые в целях наиболее рационального  и наглядного представления данных. Также в целях наглядности  широко применяют графический метод, позволяющий отображать показатели в виде диаграмм и графиков. Суть обработки рядов динамики заключается  в расчете характеристик ряда: средний уровень, темп роста и  др. А также в выявлении тенденций  ряда.

В рамках элементарной математики и высшей математики используют дифференциальный анализ, логарифмический анализ –  нахождение степенной зависимости  различных показателей. Балансовый метод отражает соотношения взаимосвязанных  показателей, итоги которых должны быть тождественны.

В современной прикладной математике – математическое программирование – это средство решения задач  оптимизации.

Методы финансовых вычислений базируются на понятии временной  стоимости денег. С их помощью  принимаются управленческие решения, эффективные во временном аспекте. Экономический смысл операции наращения  состоит в определении величины той суммы, которой будет или  желает располагать инвестор по окончании  этой операции. Смысл дисконтирования  заключается во временном упорядочении денежных потоков различных временных  периодов.

В основе анализа лежат  выявление, оценка и прогнозирование  влияния факторов на изменение состояния  объекта или явления. Проф. В.В. Ковалев уделил особое внимание факторному анализу, выделив его в отдельный раздел [16, с. 69–88] Именно с факторным анализом тесно связан процесс поиска резервов повышения результативности деятельности предприятия.Факторный анализ основан на исследовании ряда факторов, имеющих как положительное, так и отрицательное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Модель факторной системы – это математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями. Существует два типа связей:

1. функциональная (или жестко  детерминированная). Каждому значению  факторного признака соответствует  определенное неслучайное значение  результативного признака (модель  Дюпона)

2. стохастическая (или вероятностная). Каждому значению факторного  признака соответствует множество  значений результативного признака, т.е. определенное статистическое  распределение (например, регрессионное  уравнение).

Жестко детерминированные  модели факторного анализа широко распространены, особенно в рамках ретроспективного анализа. Существуют следующие виды моделей:

· аддитивная модель, в которую  факторы входят в виде алгебраической суммы (например, издержки на производство продукции включает амортизационные  отчисления, материальные затраты и  оплату труда);

· мультипликативная модель, представлена произведением факторов;

· кратная модель представляет собой отношение факторов (например, производительность труда – это  средняя выработка на одного работника);

· смешанная модель, т.е. факторы включены в различных комбинациях.

Детерминированный факторный  анализ имеет достаточно жесткую  последовательность выполняемых процедур:

1.   построение экономически обоснованной модели. Этот этап исключительно важен, т. к. неправильно построенная модель может привести к неправильным результатам. Смысл: любое расширение модели не должно противоречить логике связи «причина-следствие»;

2. выбор приема факторного  анализа;

3.   реализация счетных процедур;

4.   формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа.

Для оценки влияния факторов могут использоваться следующие  методы.

Дифференцирование. Метод  предполагает, что общее приращение результирующего показателя образуют слагаемые; значение каждого из них  определяется как произведение соответствующей  частной производной на приращение переменной, по которой вычислена  данная производная.

Индексный метод. В статистике, планировании и анализе хозяйственной деятельности он является основой для оценки количественной роли отдельных факторов. Представляет собой отношение фактического показателя к базовому. Как правило, в числителе и знаменателе рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном периодах. Разница между числителем и знаменателем дает абсолютное значение влияния факторов.

Интегральный метод. При использовании этого метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений распределяется между факторами поровну в отличие от метода цепных подстановок, где большая часть остатка приходится на последний качественный фактор

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия