Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:50, курсовая работа
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
ВВЕДЕНИЕ
1 УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
1.1 Методика маржинального анализа прибыли
1.2 Методика маржинального анализа показателей рентабельности
1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
1.4 Определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
1.5 Определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации
2 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному общему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
где
МД - маржинальный доход (определяется как разность выручки-нетто и переменных расходов на весь выпуск продукции).
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:
где
П - прибыль от реализации продукции.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
1.4 Определение
влияния факторов на изменение
безубыточного объема продаж
и зоны безопасности
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат - повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Факторная модель безубыточного объема продаж выглядит следующим образом:
для одного вида продукции:
для многопродуктового производства:
Последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данных моделей на фактический в отчетном периоде, способом цепной подстановки можно определить изменение зоны безопасности за счет каждого из них.
Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
1.5 Определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
А = VPP (p - b)
или
А = В × ДМД.
Суть этого расчета в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным, оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.
Для того чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:
Например, годовой объем продаж составляет 2500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год - 600 млн. руб., прибыль - 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.
Сначала определим сумму маржинального дохода и его, долю в общей выручке:
МД = 600 + 400 = 1000 млн. руб.,
ДМД = 1000 : 2500 = 0,4.
Безубыточный объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:
В = 600: 0,4 = 1500 млн. руб.
Срок окупаемости постоянных издержек будет равен
мес.
Остальные 4,8 месяца предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж (ЧРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:
Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 120 000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть:
ркр = 120 000 / 4000 + 35 = 65 тыс. руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = VPP (p - b) - A = VPP × СМД - А,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (VРP), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
VPP1 × СМД 1 - А1 = VPP2 × СМД 2 - А2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:
VPP1 × b1 + А1 = VPP2 × b2 + А2
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческого решения.
2 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
Проанализируем безубыточность на примере условного предприятия.
Создано предприятие ООО «Гамма» по производству шариковых ручек.
Таблица 1
Данные о планируемом объеме производства и издержках предприятия
Плановые показатели |
Объем производства, ед. |
Средняя цена, руб. |
Переменные затраты, руб./ед. |
Постоянные расходы, руб. |
Коэффициент прироста объема, % |
Осн. вариант |
8000 |
9 |
5,5 |
45000 |
5 |
Доп. вариант |
12000 |
10 |
7,0 |
45000 |
5 |
На основе исходных данных составим таблицы, в которых разобьем интервал планирования на 24 периода. Таблица 2 отражает расчеты расходов и прибыли за 12 месяцев 2012 года, таблица 3 - за 12 месяцев 2013 года.
Таблица 2
Месяцы (период) |
Объем, шт. |
Цена, руб. |
Расходы, руб. |
Себесто-имость |
Доходы, руб. |
Прибыль, руб. | ||
Постоян. |
Перемен. |
Итого |
||||||
Январь |
8000 |
9 |
45000 |
44000 |
89000 |
11,13 |
72000 |
-17000 |
Февраль |
8400 |
9 |
45000 |
46200 |
91200 |
10,86 |
75600 |
-15600 |
Март |
8820 |
9 |
45000 |
48510 |
93510 |
10,60 |
79380 |
-14130 |
Апрель |
9261 |
9 |
45000 |
50936 |
95936 |
10,36 |
83349 |
-12587 |
Май |
9724 |
9 |
45000 |
53482 |
98482 |
10,13 |
87516 |
-10966 |
Июнь |
10210 |
9 |
45000 |
56155 |
101155 |
9,91 |
91890 |
-9265 |
Июль |
10721 |
9 |
45000 |
58966 |
103966 |
9,70 |
96489 |
-7477 |
Август |
11257 |
9 |
45000 |
61914 |
106914 |
9,50 |
101313 |
-5601 |
Сентябрь |
11820 |
9 |
45000 |
65010 |
110010 |
9,31 |
106380 |
-3630 |
Октябрь |
12411 |
9 |
45000 |
68261 |
113261 |
9,13 |
111699 |
-1562 |
Ноябрь |
13032 |
9 |
45000 |
71676 |
116676 |
8,95 |
117288 |
612 |
Декабрь |
13684 |
9 |
45000 |
75262 |
120262 |
8,79 |
123156 |
2894 |
ИТОГО |
127340 |
9 |
540000 |
700372 |
1240372 |
-- |
1146060 |
-94312 |
Таблица 3
Месяцы(период) |
Объем, шт. |
Цена, руб. |
Расходы, руб. |
Себестоимость |
Доходыруб. |
Прибыль руб. | ||
Постоян |
Перемен |
Итого |
||||||
Январь |
12000 |
10 |
45000 |
84000 |
129000 |
10,75 |
120000 |
-9000 |
Февраль |
12600 |
10 |
45000 |
88200 |
133200 |
10,57 |
126000 |
-7200 |
Март |
13230 |
10 |
45000 |
92610 |
137610 |
10,40 |
132300 |
-5310 |
Апрель |
13892 |
10 |
45000 |
97244 |
142244 |
10,24 |
138920 |
-3324 |
Май |
14587 |
10 |
45000 |
102109 |
147109 |
10,08 |
145870 |
-1239 |
Июнь |
15316 |
10 |
45000 |
107212 |
152212 |
9,94 |
153160 |
948 |
Июль |
16082 |
10 |
45000 |
112574 |
157574 |
9,80 |
160820 |
3246 |
Август |
16886 |
10 |
45000 |
118202 |
163202 |
9,66 |
168860 |
5658 |
Сентябрь |
17730 |
10 |
45000 |
124110 |
169110 |
9,54 |
177300 |
8190 |
Октябрь |
18617 |
10 |
45000 |
130319 |
175319 |
9,42 |
186170 |
10851 |
Ноябрь |
19548 |
10 |
45000 |
136836 |
181836 |
9,30 |
195480 |
13644 |
Декабрь |
20525 |
10 |
45000 |
143675 |
188675 |
9,19 |
205250 |
16575 |
ИТОГО |
191013 |
10 |
540000 |
1337091 |
1877091 |
-- |
1910130 |
33039 |
Для осуществления расчетов введем некоторые обозначения:
- Ц - цена единицы продукции;
- К - количество единиц продукции (объем);
- Д - доход от реализации продукции;
- А - постоянные затраты;
- В - переменные расходы на единицу продукции;
- Вк - переменные затраты на выпуск всей продукции;
- З - общие суммарные расходы
на выпуск всего объема
- П - прибыль от реализации продукции;
- МД - маржинальный доход;
- Дмд - доля маржинального дохода в выручке;
- С - себестоимость единицы продукции.
Расчет переменных затрат для всего объема продукции осуществим по формуле:
Вк = В × Кi
Расчет общих суммарных расходов на выпуск всего объема продукции помесячно осуществляем по формуле:
Зi = Аi + Вкi ,
где
i - рассматриваемый период (месяц).
Себестоимость единицы продукции рассчитаем следующим образом:
Сi = Зi / Кi
Доходы от реализации продукции определим по формуле:
Д = Кi × Ц
Для определения прибыли от реализации продукции воспользуемся формулой:
П = Д - Зi
На основании полученных данных построим графики доходов, расходов и определения точки безубыточности для 2012 и 2013 года.
Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.
Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.
К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также «прочие затраты», т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда.