Законодательные гарантии судебной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

В любом правовом демократическом государстве имеет место разделение властей как гарантия от возможной узурпации власти каким-либо органом, организацией, группой лиц или отдельным лицом. Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из ветвей власти имеет свое назначение, задачи и полномочия, необходимые для решения этих задач. Каждая из властей не должна подменять другую, осуществлять ее функции. Таким образом, судебная власть - одна из трех властей, самостоятельная и независимая от законодательной и исполнительной властей.

Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность независимости судебной власти

2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти и судебная система РФ

3. Независимость как правовой принцип организации и деятельности судебной власти и его конституционные и законодательные гарантии

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

законодательные гарантии судебной власти.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Анализ норм ст. 4 данного Закона позволяет сделать следующие выводы:

- судебная система представляет собой сложно организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем;

- судебная система представлена тремя подсистемами -- федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи;

- конституционные (уставные) суды и мировые судьи образуют подсистему судов субъектов РФ;

- система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный Суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;

- подсистемы федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов построены в соответствии с федеративным устройством РФ и ее административно-территориальным делением (ст.5, 65,66,67 Конституции РФ).

Эффективное функционирование судебной системы предполагает создание автономной инфраструктуры организационного и материального обеспечения деятельности судов, исполнения судебных решений и приговоров. В частности, деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества обеспечивает созданный Судебный департамент при Верховном Суде РФ, о чем сказано в ст. 31 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации”. Состав, полномочия данного органа урегулированы в ФЗ РФ от 19.12.1997 г. “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”.

Систему Судебного департамента образуют: Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые судебным департаментом учреждения. Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

Высшим звеном системы является Судебный департамент, который состоит из следующих структурных подразделений: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное управление обеспечения деятельности военных судов; главное финансово-экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управление делами; управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел учебных и образовательных учреждений; отдел международно-правового сотрудничества.

Основной Закон страны устанавливает высшие органы судебной системы РФ: Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд. По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный, Высший Арбитражный, Верховный суды РФ, военные суды. Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других судов федерального уровня.

Система судов, которым Конституция доверяет осуществление судебной власти, должна быть организована и действовать так, чтобы гарантировать: соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов РФ по реализации функций государственной власти; самостоятельность органов судебной власти и независимую от органов законодательной и исполнительной властей деятельность судов; доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан; рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом; быструю и действенную защиту органами судебной власти прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке; право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом; право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Таким образом, судебная система - это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

 

3. Независимость как правовой принцип организации и деятельности судебной власти и его конституционные и законодательные гарантии

Судебная власть - это одна из трёх ветвей государственной власти, призванная защищать права и законные интересы субъектов различных правоотношений. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти - разделения властей на законодательную, исполнительскую и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей-либо воли и подчиняющимся только Конституции РФ и закону. Среди конституционных принципов организации и деятельности судебной власти современные исследователи выделяют два важнейших, реализация которых в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия. Это – принцип самостоятельности судебной ветви власти, который означает, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона, и принцип независимости судебной власти, определяющий статус суда в современном государстве. Конституция РФ провозглашает независимость судебной власти, суда и судей. Упоминание о независимости как правовом свойстве статуса субъекта государственной власти обнаруживается в ряде конституционных норм. В частности, ст. 10, закрепляя принцип организации государственной власти, декларирует «самостоятельность судебной власти», ст. 124 - независимое осуществление правосудия, ст. 120 – «независимость судей». Принцип независимости судей провозглашен во множестве нормативных правовых актов. Исходные положения данного принципа содержатся в ст. ст. 120-122 и 124 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5,13,19 Федерального конституционного закона от 24 июня 1994 г. № 1-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп.), ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» ( в ред., ст.ст. 1 и 9 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп.), ст.6 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и т.д. Принцип независимости судей и подчинения их только закону вытекает из положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в котором закреплено, что каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство уголовных и гражданских дел компетентным судом, созданным на основании закона. Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ). Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы, то ни было давления. Можно ли утверждать, что речь в приведенных статьях идет об одном и том же явлении? На первый взгляд, это было бы ошибкой, ибо в первом случае отражается статус одной из трех ветвей государственной власти, во втором - органа власти, в третьем - должностных лиц этого органа государственной власти. Однако обращение к конституционным нормам не дает оснований для противопоставления трех данных проявлений независимости, как элементов правового статуса судебной власти, суда и судьи, и выделять виды независимости. В этой связи представляется неверным рассматривать принцип независимости судебной власти и принцип независимости судей как два совершенно самостоятельных явления, хотя и взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. Невозможно вообразить независимость судей при зависимом положении суда или самой судебной власти. И наоборот, идея самостоятельности судебной власти отдельно от независимости суда просто непонятна. Мы полагаем, что независимость судебной власти предшествует независимости суда. Говоря иначе, независимость судей «встроена» в более широкую независимость суда и ветви власти. Тем не менее, законодательство содержит относительно самостоятельные группы правовых гарантий независимости: одна - для судебной власти, вторая - для суда, третья - для судей. Конечно, такое деление правовых гарантий весьма условно, поскольку гарантии, обеспечивающие независимость, например, суда, в равной мере действуют в отношении, как судебной власти, так и судей. Иначе говоря, правовые гарантии независимости судебной власти образуют единую систему правовых средств, что дает основание использовать в качестве взаимозаменяемых термины «независимость судей» и «независимость суда». Конституционные формулировки о независимости в сфере судебной власти вызывают вопросы: от каких форм зависимости ограждает Конституция РФ судебную власть, суды, судей? Является ли, например, судья независимым от Президента РФ, назначившего его на должность? Защищены ли судьи от вмешательства в их деятельность со стороны исполнительной или законодательной ветвей власти? Вряд ли можно дать научный ответ на подобные вопросы, не определив предварительно сущность понятия независимости. Мы полагаем, что понятие независимости не может быть самостоятельным или безотносительным: оно всегда предполагает то внешнее, от чего нечто не зависимо. Слово «независимый» В. Даль определяет как «ни от кого или чего не зависящий, вольный, свободный, неподчиненный, ничем не связанный, самостоятельный, сам себе господин». Иными словами, термины «независимость», «свобода», «самостоятельность» - синонимы, то есть они могут использоваться как равнозначные. Независимость можно определить как степень, до которой одни субъекты могут вмешаться в деятельность других субъектов, сфера, в пределах которой субъект может действовать без помех со стороны других. В литературе отмечается, что принцип независимости означает наделение судей всей полнотой власти по рассмотрению и разрешению дел, связанных с осуществлением правосудия, поскольку только независимый и беспристрастный суд в состоянии принять объективное решение. Однако у данного принципа, как мы полагаем, имеется и иной аспект рассмотрения. Государственная власть, закрепившая законом независимость судей, сама обязана соблюдать провозглашенный ею же принцип. Как справедливо отмечает Ю.В. Францифоров, подзаконность и независимость судей - две стороны одной и той же медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от воздействия внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол. Между тем независимость судей является важным условием существования в стране авторитетной и самостоятельной судебной власти, способной беспристрастно и объективно осуществлять правосудие, эффективно защищать права и законные интересы граждан и государства. Упоминание в Конституции РФ о федеральном законе не исключает необходимости для судов подчиниться законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, если эти акты приняты по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законом. Следует отметить, что принцип осуществления правосудия независимым судом в уголовном процессе (как, впрочем, и ряд других) берет свое начало во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 10 которой определяет, что каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему обвинения имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Действие принципа независимости суда не ограничивается рамками только одного государства. Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 1985 г. приняла специальный документ «Основные принципы независимости судебных органов», который связывает в неразрывное единство институционально-организационную независимость или самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным или общественным органам, выражающуюся в формировании самоуправляющейся и обособленной судебной системы или систем и в запрете иным государственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться в нее (п. 1, 3-5, 7 Основных принципов), и независимость судебной власти и ее носителей в сущностном значении этого термина, то есть беспристрастность и подчинение во время отправления правосудия только закону (п. 2,4-7). Право главы государства назначать судей, выносить помилование, через органы прокуратуры возбуждать уголовное преследование отечественные юристы рассматривают как реализацию им функции «судебного управления». Одновременно Генеральной Ассамблеей ООН был сформулирован и ряд правовых гарантий независимости судебной власти: а) независимость судей и судебных органов должна быть не только провозглашена в полном объеме (п. 1-4), но и гарантирована государством и закреплена в соответствующем конституционном и текущем законодательстве; б) все государственные и иные учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судей и судебных учреждений, не вмешиваясь в отправление правосудия ни в какой форме (п. 1); в) государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам, надлежащим образом выполнять свои функции (п. 7). Таким образом, принцип независимости судей тесно связан с разделением государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, с самостоятельностью судов при осуществлении судебной власти (ст. 10 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»). Однако самостоятельности всех ветвей государственной власти не противоречит необходимость их согласованного функционирования и взаимодействия, в частности при обеспечении прав и свобод человека и гражданина, как это предусмотрено в ст. 2 и 18 Конституции РФ.

 

Заключение

 

В Российской Федерации судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены. Вместе с органами законодательной и исполнительной власти иными государственными органами суды осуществляют государственную власть, источником которой является народ. Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей. Иногда наряду с государственными судами действуют суды на общественных началах - товарищеские, третейские суды. Некоторые полномочия суда по отношению к священнослужителям выполняет Синод православной церкви. Суды, действующие на общественных началах, не обладают государственной властью, не входят в единую систему судов, их решения не обеспечиваются государственным принуждением.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, он осуществляет государственную власть в форме правосудия. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров. Суд призван разрешать конфликты в обществе используя государственную власть.

По закону власть суда очень велика. Только он может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав, запретить забастовку, признав ее незаконной. Однако на практике судебная власть в России еще слаба. «Судебная реформа» призвана для укрепления судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду и соответствующее правосознание граждан воспитывается многими десятилетиями.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Конституция РФ. М. , «Юридическая литература», 1993.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2003

4. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. М. 2002.

5. Смоленский М.Б. Правоохранительные органы РФ. Р на Д. 2004

6. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник /Под ред. В.И. Швецова - М.; «Спарк»2004.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М. 2003.

8. Шейфер С.А. Понятие судебной власти и ее функции/ С.А. Шейфер, В.А. Яблоков //Проблемы судебно-правовой реформы в России: история и современность. - Самара, 1999.- С.192.

9. Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномене в логосе/ Н.А. Колоколов. - М., 2005.- С.102.

10. Сафронов В.Н. Основные тенденции развития судебной власти в современной власти в современной России/ В.Н. Сафронов //Научные труды Казанского юридического института МВД России: Вып. 5. – Казань: КЮИ МВД России, 2005. – С. 410.

11. Концепция судебной реформы в РСФСР. - М.: Верховный Совет РСФСР, 1992. - С.14.

12. Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи – носители государственной власти. Социально-правовые аспекты/ Г.Т. Ермошин // Российский судья. - 2005. - №5. - С.6-10.

13. О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования: Постановление VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г.// СПС Гарант.

 

2



Информация о работе Законодательные гарантии судебной власти