Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.

Файлы: 1 файл

ВЭД.docx

— 65.54 Кб (Скачать)

* Общности экономических  и иных проблем, стоящих перед  странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и  т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

* Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

* «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

1.3 Факторы развития  международной экономической интеграции

1.Углубление МПП.

2.Социально-экономическая  однородность национальных предприятий.

3.Близкие уровни экономического  развития групп стран.

4.Тесное переплетение  национальных экономик на микроуровни.

5.Длительный пролет сотрудничества.

6.Общие границы и условия  развития.

7.Развитие коммуникационных  возможностей.

8.Общность культурных  и исторических традиций.

9.Целеустремленность государственных  органов и партий стран относительно  интеграционных процессов.

10.Объективна необходимость  общего решения глобальных проблем  человечества.

Главные участники и организаторы интеграционного процесса:

1.Государства.

2.Партии.

3.ТНК.

4.Общественные организации.

Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация. Развитие МЭО, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации.

Основные черты глобализации:

Изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т.д.).

Регионализация - исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами.

1.4 Признаки интеграции

Признаками интеграции являются: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции:

1) развитая инфраструктура;

2) наличие политических  решений правительства (создание  условий для интеграции - политическая  и экономическая база).

Уровни интеграции:

1) макроэкономический (государственный  уровень);

2) микроэкономический (межфирменный - ТНК).

Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40.

Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.

Цели и значения международной экономической интеграции:

1.Использование преимуществ  экономии от масштаба за счет  расширения размеров рынка, сокращения  трансакционных издержек.

2.Создание более стабильной  и предсказуемой среды для  взаимной торговли, а также благоприятной  внешнеполитической среды, т.е. укрепление  взаимопонимания и сотрудничества  участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и  других неэкономических областях.

3.Создание блока стран  для участия в многосторонних  торговых и иных переговорах.

4.Содействие структурной  перестройке экономики стран, осуществляющих  глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным  торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком  уровне рыночного развития.

5.Поддержание молодых  отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае  возникает более широкий региональный  рынок.

6.Достижение наиболее  высокой эффективности производства. 7.Возможность регуляции социально-экономических  процессов на региональном уровне.

8.Насыщение рынка товарами.

9.Обеспечение экономической  и политической консолидации  и международной военной безопасности.

Преимущества экономической интеграции:

1.Увеличение размеров  рынка - действие сквозь масштабы  производства (для стран с малой  емкостью национального рынка), на  этой основе необходимо определение  оптимального размера предприятия.

2.Растет борьба между  странами.

3.Обеспечение лучших условий  торговли.

4.Расширение торговли  параллельно с улучшением инфраструктуры.

5.Распространение новых  технологий.

Недостатки экономической интеграции:

1. Для более отсталых  стран интеграция приводит к  оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу  более сильных партнёров.

2. Олигопольный сговор  между ТНК стран- участниц , что  приводит к повышению цен.

3. Эффект потерь от  увеличения масштабов производства  при очень сильной концентрации.

 

2. Объективные  основы и этапы экономической  интеграции

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран - участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил<->международное разделение труда<->интернационализация производства и капитала<->экономическая интеграция. На экономическую интеграцию существенным образом влияют два фактора: научно-технический прогресс и транснациональные корпорации.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии экономической интеграции :

1. Образование зоны свободной  торговли с отменой таможенных  тарифов и других ограничений  между странами-участницами. На этой  стадии страны-участницы упраздняют  взаимные торговые барьеры, но  сохраняют полную свободу действий  в экономических связях с третьими  странами. Например, право на отмену  или введение новых таможенных  пошлин, либо иных ограничений, право  на заключение торгово-экономических  договоров, соглашений, альянсов. Вследствие  этого между странами сохраняются  таможенные границы и посты, контролирующие  происхождение товаров, пересекающих  их государственные границы и, соответственно, препятствующие льготному  ввозу товаров из третьих стран. Классическим примером такой  зоны свободной торговли считается  Европейская ассоциация свободной  торговли, существующая с 1960 года.

2. Образование таможенного  союза с установлением единых  тарифов в торговле и в движении  рабочей силы и капитала.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский Союз.

3. Возникновение экономического  союза, представляющего собой начальную  фазу реальной экономической  интеграции. На этой ступени государства  договариваются о свободном перемещении  через национальные границы не  только товаров, но и всех факторов  производства, включая капитал, рабочую  силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.

4. Полная интеграция с  единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального  регулирования. Достижение этого  уровня интеграции (политико-экономического  союза) предполагает, что вступающие  в него государства с учетом  достигнутых результатов прежних  этапов интеграции, договариваются  о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической  политики по отношению к третьим  странам, а также об унификации  систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает  согласование внешней политики  стран-участниц, что дает еще более  широкие возможности для взаимовыгодного  объединения сил и средств  в интересах хозяйственного развития  всего союза в целом и каждой  из стран-участниц.

Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.

Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы.

На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.

Национальный уровень, на котором страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций.

2.1 Этапы экономической  интеграции

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости:

Преференциальные торговые соглашения

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

Зона свободной торговли

Зона свободной торговли (Free trade area) - тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность