Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:47, реферат
В своей самостоятельной работе я рассмотрю только судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве.
Введение………………………………………………………………………...…1
Судебная власть в современной России 3
Конституционный Суд Российской Федерации 9
Высший Арбитражный суд Российской Федерации 17
Верховный Суд Российской Федерации. 22
Заключение. 24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Такая
процедура, соответствующая “
И
в заключение — о проблемах рассмотрения
индивидуальных жалоб на нарушения конституционных
прав. Конституционные права гражданина
реальны лишь постольку, поскольку он
может защитить их в суде. Конечно, может
быть достаточно обратиться за защитой
и в обычный суд, но возможность обращения
в суд, специально созданный для защиты
конституционных прав, принципиально
поднимает уровень защищенности таких
прав.
3
Высший Арбитражный
суд Российской
Федерации
Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов.
Порядок образования и деятельности, компетенция Высшего Арбитражного Суда определяются Конституцией РФ (ст.127), Законом «Об Арбитражных Судах в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 28 апреля 1995г., одобренным Советом Федерации Российской Федерации 12 апреля 1995г.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.
Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:
а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
б)
экономические споры между
Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.
Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наконец,
это организационный центр
Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит из:
а) Пленума;
б) Президиума;
в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.
Каждая
из названных структур Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации действует
на базе четко очерченных федеральным
конституционным законом
Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает- ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.
Установлено,
что он, в частности: а) рассматривает
материалы изучения и обобщения
практики применения законов и иных
нормативных актов арбитражными
судами и дает разъяснения по вопросам
судебной практики; б) решает вопросы
о выступлении с
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: а) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России; б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.
Судебные
коллегии Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации создаются
из числа судей Высшего
Новым
органом в системе является Совет
председателей арбитражных
Одновременно
при Высшем Арбитражном Суде Российской
Федерации действует Научно-
4
Верховный Суд
Российской Федерации.
Придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматриваются соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981г. «О судоустройстве РСФСР», Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».
Судами РФ являются Верховный Суд РФ, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды.
Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ; Президиума Верховного Суда РФ; Кассационной коллегии; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии.
Судопроизводство в РФ ведется на русском языке или на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения подсудности путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности. Высказываются, в частности, предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции – судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.п. Если эти предложения будут приняты законодателем, то статья 126 Конституции не станет препятствием для их реализации.
Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции (ст.122).
Длительное
время считалось бесспорным, что
Пленум Верховного Суда РФ на основе изучения
и обобщения судебной практики и
статистики дает руководящие указания,
обязательные для судов (статья 56 Закона
«О судоустройстве РФ»). Что, при наличии
руководящих разъяснений подрывает принцип
независимости судей и подчинения их только
закону, ибо судьи не могут не подчиняться
разъяснениям, которые являются для них
руководящими и обязательными. Статья
126 Конституции, оберегая независимость
судей, изменила прежнее двусмысленное
их положение: разъяснения Верховного
Суда больше не характеризуются как руководящие,
и нет указания, что они обязательны для
судей.