Социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому «либеральному государству» или «государству - ночному сторожу». Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства.

Файлы: 1 файл

курсач соц государство.docx

— 46.35 Кб (Скачать)

          Сущностью этого типа государства  является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество», основной целью которого является защита прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, а не отдельной его части, выработка механизма мирного разрешения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано, например, в конституциях Германии, Франции, Испании. В первом президентском варианте проекта Конституции РФ характеристика российского государства, как социального, отсутствовала. В окончательный же вариант она была внесена (ст. 7). Однако тенденция к ограничению социальной функции государства в последнее время, безусловно, проявилась, например, в отсутствии закрепления права на общее среднее образование, права на труд (ст. 43, 37 Конституции РФ). В реальном осуществлении положений Конституции РФ такие отступления более значительны.

           В понятие «социальное  государство» вкладывается следующий  смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный  минимум;

каждый трудоспособный человек  должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

нетрудоспособные или  граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

         Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой  работы всех граждан, проживающих в  России. Перераспределять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх необходимого. Не отнять, что имеется в наличии, и поделить поровну, а накопить и перераспределить часть созданного для тех, кто не может сам заработать, чтобы достойно жить.

          Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 

 

 

       Для того чтобы уяснить природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего в конституциях), а с другой - посмотреть на реализацию этих признаков на практике, к чему мы и обратимся. Одним из первых положений, относящихся к современной концепции социального государства и включенных в конституции, было, видимо, положение о социальной функции частной собственности. Впервые оно прозвучало в немецких конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ (Западной Германии) 1949 г. В Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности нет.

             Второе положение, которое вошло в конституции в связи с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в том числе в упоминавшейся Конституции Египта. Социальное партнерство распространяют прежде всего на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции России нет подобного положения, но оно содержится в Трудовом кодексе 2001 г. В нем говорится: "Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров"[21]

           Третий конституционный постулат социального государства - социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей вряд ли достижимо, по крайней мере в обозримом будущем. Физическое равенство просто невозможно (каждый человек имеет свои особенности, например один сильнее, другой слабее, и никакое государство не в состоянии уравнять их). Это положение закреплено в Конституции РФ.

             Четвертый постулат - социальная справедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях.

            Следующий правовой индикатор социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, ее различных регионов, создавать благоприятные условия для работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д.

           Наконец, видимо, нужно отметить, что современное социальное государство - это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени и инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических и иных специалистов) связаны прежде всего с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми ранее не сталкивались. Решение этих задач следует оценивать, просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого необходимы специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных)"управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за правительствами и парламентами.

 

            Итак, мы рассмотрели в данной главе понятие социального государства и его конституционно-правовые характеристики. Многие из них не содержатся в Конституции РФ, но отражаются в Федеральных конституционных законах и Федеральных законах, тем самым вводя правовое поле для построения социального государства.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. - № 237.
  2. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998.
  3. Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 1997.
  5. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1998.
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
  7. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: СПБТУ, 1997.
  8. Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства. СПб., 1871.
  9. На пути к социальному государству. Концепция социального государства. М., 2003.
  10. Римашевская Н. М. Социальный фактор развития России // Народонаселение. 2004. №1.
  11. Темнов Е.И. Теория государства и права. М: Издательство «Экзамен», 2003.
  12. Теория государства и права / Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007.
  13. Теория государства и права: Курс лекций под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.
  14. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юристъ, 2000.
  15. Экономическое положение Ульяновской области в 2004 году: стат. ежегодник / Ульяновск: Ульяновскстат, 2005.

 

  1. 1 См.: Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997.

 

  1. 2 Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997.

 

  1. 3 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 1997.

 

  1. 4 Конституция США от 17 сентября 1787 г. Ст. 1, разд. 9 // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997.

 

  1. 5 См.: Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998. С. 158.

 

  1. 6 См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1998. С. 310.

 

  1. 7 Теория государства и права / Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007. С. 122.

 

  1. 8 См.: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: СПБТУ, 1997. С. 82, 97.

 

  1. 9 См.: Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства. СПб., 1871.

 

  1. 10 Теория государства и права / Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007. С. 125.

 

  1. 11 Римашевская Н. М. Социальный фактор развития России // Народонаселение. 2004. №1. С. 6.

 

  1. 12 На пути к социальному государству. Концепция социального государства. М., 2003. С. 31.

 

  1. 13 Экономическое положение Ульяновской области в 2004 году: стат. ежегодник / Ульяновск: Ульяновскстат, 2005. С. 115.

 

  1. 14Римашевская Н. М. Социальный фактор развития России // Народонаселение. 2004. №1. С. 6–7.

Информация о работе Социальное государство