Смежные права объектов и субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:39, реферат

Краткое описание

Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Файлы: 1 файл

Субъекты и объекты авторского права и смежных прав.docx

— 34.18 Кб (Скачать)

   Исполнители:

   В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве и смежных правах исполнителями являются актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер - постановщик спектакля и дирижер.

   Следует отметить, что включение законодателем режиссера театральной постановки в число исполнителей вызывает некоторые сомнения. Представляется, что его деятельность является достаточно творческой, поэтому можно было бы говорить об охране авторским правом осуществляемой им деятельности. Тем более, что режиссеры аудиовизуальных произведений рассматривается в качестве авторов этих произведений. Нередки случаи, когда театральные спектакли снимаются на пленку, в результате чего они автоматически становятся аудиовизуальными произведениями и соответственно режиссеры этих спектаклей - субъектами авторского права.

    Действующее законодательство не предоставляет театральному режиссеру права разрешать или запрещать постановку спектакля. Это вряд ли можно считать правильным. Постановка представляет собой определенное сценическое решение произведения, которое включает хореографию, музыкальное сопровождение, оформление декораций, костюмы и т.д. и может быть определенным образом записано. Таким образом, театральная постановка может быть воспроизведена другими лицами.

   В качестве исполнителей могут выступать только физические лица. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно возраста и дееспособности исполнителя. Вместе с тем действующее гражданское законодательство не регламентирует юридические взаимоотношения несовершеннолетних исполнителей по поводу осуществленных ими исполнений с пользователями.

   Во многих случаях исполнение осуществляется не единоличным исполнителем, а коллективом исполнителей (оркестром, танцевальной труппой и т.д.). Юридического определения коллектива не существует, что создает определенные сложности на практике. Так, непонятно, можно ли считать коллективом дуэт исполнителей. Следует иметь в виду, что указанным выше постановлением Правительства РФ "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений" помимо коллектива выделяется также понятие ансамбля, под которым понимается небольшой состав исполнителей (до 16 человек) и в котором все исполнители равноправны. В то же время закон не устанавливает количественного ограничения коллектива исполнителей.

   Возможны ситуации, когда в уже сложившиеся коллективы исполнителей приглашают солистов со стороны для одного или нескольких исполнений. Такие солисты должны иметь равные права в отношении исполнений, созданных с их участием по сравнению с другими членами коллектива.

   Трудовой кодекс допускает с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя*(21)) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с учащимся, достигшим 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения (ч. 3 ст. 63 ТК). Согласно ч. 4 указанной статьи в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, усыновителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведения без ущерба здоровью и нравственному развитию. Таким образом, трудовое законодательство не устанавливает нижнего предела для заключения договора (на практике нередки случаи, когда исполнителями выступают дети 5-6 лет). Тем не менее, трудовые договоры все равно должны заключаться с самими несовершеннолетними, а родители (опекуны, усыновители) и органы опеки и попечительства только дают согласие на заключение договора. 

    Производители фонограмм:

   Субъектом смежных прав на записи (фонограммы) является изготовитель записи, которым признается юридическое лицо или гражданин, взявший на себя инициативу и соответствующие обязанности по изготовлению с помощью технических средств звукозаписи и/или видеозаписи со звуком или без звука. При отсутствии доказательств иного изготовителем записи признается юридическое лицо или гражданин, наименование, имя или коммерческое обозначение которого указано обычным образом на экземпляре записи и/или его упаковке. Следует отметить, что Закон об авторском праве и смежных правах использует такие термины как "изготовитель фонограмм", так и "производитель фонограмм". Таким образом, лицо, которое ограничилось инвестированием средств в производство фонограммы по общему правилу не может считаться ее производителем, если договором не установлено иное.

   При этом следует подчеркнуть, что производителями (изготовителями фонограмм) являются физические или юридические лица, которые осуществили или заказали первую звуковую запись какого-либо материала. В этом смысле их следует отличать от тех лиц, которые просто изготовили копию звуковой записи.

   Организациями эфирного и кабельного вещания являются радио и телевизионные станции, которые осуществляют трансляцию передач по воздуху или по проводам.

   Организацией эфирного и кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио- или телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц (далее - передача радио- или телевизионных сигналов). Это могут быть государственные или частные организации, которые не только используют охраняемые авторским правом произведения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи. Следует отметить, что сами по себе передачи в отрыве от произведений, звукозаписей и исполнений, в них содержащихся, не являются результатом творческого труда. Тем не менее законодатель решил распространить на организации их создающие законодательство о смежных правах.

   В соответствии со ст. 35 Закона об авторском праве и смежных правах права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

4. Свободное использование объектов смежных прав

   Предоставление исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям исключительных прав на результаты их деятельности повышает их заинтересованность в улучшении качества данных результатов. В то же время интересы развития образования и культуры обусловливают целесообразность установления определенных границ исключительных смежных прав. Вследствие этого установлены отдельные ограничения этих прав.

   Без согласия обладателей смежных прав и, как правило, без выплаты им вознаграждения допускается, в частности, использование объектов последних исключительно в целях обучения, научного исследования или цитирования, в личных целях, а также включение в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнений, постановок, фонограмм и передач. При условии свободного использования выплата вознаграждения требуется только при цитировании в информационных целях вещательной организацией фонограммы, опубликованной в коммерческих целях

 

5. Срок действия смежных прав

   Права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

   Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первого опубликования либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не публиковалась в течение этого срока. Сходным образом права вещательных организаций действуют в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

   По общему правилу 50-летние сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, первое опубликование фонограммы либо первая передача. Однако в порядке исключения для некоторых правообладетелей эта "нижняя планка" отсчета может быть значительно поднята: в случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны начнет действовать лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

   Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания смежными правами могут воспользоваться их правопреемники, в том числе наследники. В пределах остающейся части сроков действия смежных прав к правопреемникам переходит право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, передач и право на получение вознаграждения.

Литература:

1.  Конституция российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ, 2008, ст.44;

2.  Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая.// СЗ РФ, 2006, гл. 70, 71;

3.  Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. (Серия "Классический университетский учебник");

4.  Гаврилов Э. П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. − М., 1996;

5.  Пиленко А. А. Право изобретателя. − М.: Статут, 2001. (Классика российской цивилистики).

6.  Близнец И.А., Леонтьев К.Б., Авторское право и смежные права. – М.: Проспект, 2010, 416 с.;

7.  Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. М.: Издательство "ВесьМир", - 2002, 451 с;

8.  Близнец И.А. Леонтьев К.Б. Роль государства в области авторского и смежных прав. // www.copyright.ru.

9.  Авторские и смежные с ними права: Постатейный комментарий глав 70 и 71 ГК РФ/ Под ред. Крашенинникова П. В. – М.: Статут, 2010, 480 с.;

10.  Авторское право: Сборник нормативных актов. М.: Юрист, 2003. 96 с.

11.  Гришаев С.П. Авторское право. М.: Система ГАРАНТ, 2005.

12.  Защита авторских и смежных прав по законодательству России / Под ред. И.В. Савельевой. М.: Экзамен, 2002, 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Смежные права объектов и субъектов