Публичные некоммерческие учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:57, доклад

Краткое описание

Учреждение — некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.).

Файлы: 1 файл

публичные некоммерческие учреждения.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Учреждение — некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.).

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по правовым актам, регулирующим отношения в  отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т.д. Например, в Законе Российской федерации от 10 июля 1995 года «Об образовании»,* Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года и др.

Учреждения   могут  быть   частными,   государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т.д.).

 

Учреждение

Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций. Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества. Они финансируются их учредителями-собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные предприятия, они, в сущности, представляют собой остатки прежней экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому товарному обороту. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по их долгам. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных собственников.

Учреждением признается не имеющая  членства организация, со-I зданная  и финансируемая собственником  в качестве субъекта ограниченного  вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления  управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной  власти и управления, а также организации  образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т. п.). В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами). Множественность разновидностей учреждений делает необходимым регламентацию их правового статуса не только законами, но и иными правовыми актами.

Учреждения создаются по решению  соответствующего собственника (или  уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения, а иногда - общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость)1. В уставе учреждения собственник определяет его задачи

1 Решение собственника о создании  учреждения не является учредительным  документом (как ошибочно указано  в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих  организациях, отождествившего учредительные документы с документами, предоставляемыми для регистрации некоммерческой организации).

 

 

 

Не требуется также заключения никаких договоров учредителя с  созданным им учреждением (о чем  по недоразумению говорит Закон  об образовании в п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст 41 и п. 5 ст 43), ибо собственник  самостоятельно определяет условия  использования своего имущества и цели деятельности (поскольку учреждение как некоммерческая организация всегда имеет ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).

Учреждение обычно финансируется  собственником по смете, в которой  строго фиксируются направления  расходования и размер выделяемых ему  собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). В силу этого участие учреждения в имущественном обороте обычно происходит в весьма узких пределах. Уставом или положением учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т. е. предпринимательской). Эти последние, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК)1. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (образовательных и научно-исследовательских, культурных и воспитательных, медицинских и спортивных и т. п.). Учреждение не вправе само создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника (если только речь не идет о доходах от разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим).

В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

1 Учреждение ни при каких  условиях не может стать собственником  своего имущества, что противоречило  бы существу этой юридической  конструкции. Иной подход (п. 7 ст. 39 Закона об образовании; п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании) необоснованно расширяет рамки участия учреждений в обороте (ср. п. 2 ст 47 Закона об образовании) и одновременно сужает условия ответственности их учредителей (п. 9 ст. 39 названного Закона), прямо превращая учреждения в подобие "предприятий" (ср. п. 4 ст. 47 названного Закона).

Поэтому они не могут быть объявлены  банкротами. Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано  в автономную некоммерческую организацию  или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации) (п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.


Информация о работе Публичные некоммерческие учреждения