Прокуратура РФ и её роль в обеспечении конституционных прав и свобод человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина - задача огромной политической и социальной важности. Ее решение требует серьезных усилий государства, координации взаимодействия с гражданским обществом. Безусловно, большую роль в защите прав граждан призваны играть суды. Тем не менее, государственная защита прав граждан включает в себя функционирование и внесудебного правозащитного механизма: прокуратуру, институт Уполномоченного по правам человека, правоохранительные органы и т.п.

Оглавление

Введение 2
1.Понятие прокуратуры 3
2.История прокуратуры 5
3.Система и организация прокуратуры 12
4.Роль прокуратуры в обеспечении конституционных прав и свобод человека 21
Заключение 32
Список литературы и нормативных актов 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.Прокуратура РФ и её роль в обеспечении конституционных прав и свобод человека..docx

— 58.04 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ФАКУЛЬТЕТ  СОЦИОЛОГИИ,  ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА

                                                                                                   

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Прокуратура РФ и её роль в обеспечении конституционных прав и свобод человека.

 

 

                                                              Москва

                                                               2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            2

1.Понятие прокуратуры                                                                                 3

2.История прокуратуры                                                                                 5

3.Система и  организация прокуратуры                                                      12

4.Роль прокуратуры в обеспечении конституционных прав и свобод человека                                                                                                             21

Заключение                                                                                                       32

Список литературы и нормативных актов                                           34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина - задача огромной политической и социальной важности. Ее решение требует серьезных усилий государства, координации взаимодействия с гражданским обществом. Безусловно, большую роль в защите прав граждан призваны играть суды. Тем не менее, государственная защита прав граждан включает в себя функционирование и внесудебного правозащитного механизма: прокуратуру, институт Уполномоченного по правам человека, правоохранительные органы и т.п.

Роль органов прокуратуры здесь трудно переоценить: только в 2000-ом году в ее органы обратилось около 2 млн. граждан и каждая четвертая жалоба была удовлетворена. Это, безусловно, укрепляет веру людей в силу и справедливость государства.

Значение правозащитной функции прокуратуры в последнее время возросло, что требует осмысления, анализа, изучения, научного обоснования.

Так же, изучение прокуратуры актуально по той причине, что она занимает одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, законных интересов юридических лиц, общественных объединений и государства в целом, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей. Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности.

В данной работе передо мной  стоит цель определить, какова  роль и полномочия прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина, выявить  предмет и задачи  прокурорского надзора,  а также  проанализировать полномочия прокурора  и организацию работы по надзору  за соблюдением конституционных прав и свобод  человека и гражданина.

 

1. Понятие прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. 
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: - надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

 

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу;

- уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным  законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью;

- возбуждение дел об  административных правонарушениях  и проведение административного  расследования в соответствии  с полномочиями, установленными  Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях  и другими федеральными законами.

- Прокуроры в соответствии  с процессуальным законодательством  Российской Федерации участвуют  в рассмотрении дел судами, арбитражными  судами (далее - суды), опротестовывают  противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления  судов.

- Прокуратура Российской  Федерации принимает участие  в правотворческой деятельности.

- Генеральная прокуратура  Российской Федерации выпускает  специальные издания.

 

 

 

 

 

2. История прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии  с Именным Высочайшим Указом  Петра I Правительствующему Сенату  была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате  Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии  по прокурору, которые должны  будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача  «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков  в делах, неправосудия, взяточничества  и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

- осуществление надзора от имени  государства за законностью действий  всех органов власти, хозяйственных  учреждений, общественных, частных  организаций и частных лиц  путем возбуждения уголовного  преследования против виновных  и опротестования нарушающих  закон постановлений;

- непосредственное наблюдение  за деятельностью следственных  органов дознания в области  раскрытия преступлений, а также  за деятельностью органов государственного  политического управления;

- поддержание обвинения на суде;

- наблюдение за правильностью  содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

- надзор за соответствием постановлений  и распоряжений отдельных ведомств  Союза ССР и союзных республик  и местных органов власти Конституции  и постановлениям правительства  Союза ССР;

- наблюдение за правильным и  единообразным применением законов  судебными учреждениями союзных  республик с правом истребования  любого дела в любой стадии  производства, опротестования приговоров  и решений судов в вышестоящие  судебные инстанции и приостановления  их исполнения;

- возбуждение уголовного преследования  и поддержание обвинения во  всех судебных инстанциях на  территории Союза ССР;

- надзор на основе особого  положения за законностью и  правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых  учреждений;

- общее руководство деятельностью  прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Информация о работе Прокуратура РФ и её роль в обеспечении конституционных прав и свобод человека