Президент Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:34, доклад

Краткое описание

Понятие главы государства. Правовой статус Президента РФ. Основные функции Президента РФ. Полномочия Президента РФ.

Файлы: 1 файл

Реферат по правоведению на тему.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении

большинством в две трети  голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан

подписать закон в течение 7 дней. Законопроект становится законом и  вводится в

действие только после его подписания  и обнародования Президентом. На

рассмотрение закона отводится 14 дней.

Президент обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о

положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики

государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не

означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться  с

высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами

Федерального Собрания в законотворческом процессе регулируется Положением,

утвержденным указами Президента РФ от 13 апреля 1996 года и от 4 марта 1998

года. Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным

конституционным законом. Президент  вправе распускать Государственную  Думу в

случаях и порядке, предусмотренными Конституцией РФ, но не предусмотрено  его

право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного

отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4

ст.111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству  в

течение трех месяцев (ч.3 ст.117) и при  отказе Думы  доверии Правительству

(ч.4 ст.117). В случае роспуска Государственной  Думы Президент назначает

новые выборы с тем, чтобы новая  Дума собралась не позднее чем  через 4 месяца

после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

·      в течение года после ее избрания

·      с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия

соответствующего решения Советом  Федерации

·      в период действия на всей территории РФ военного или  чрезвычайного

положения

·      в течение 6 месяцев  до окончания срока полномочий Президента РФ

При всех случаях роспуска Государственной  Думы Совет Федерации продолжает

свою деятельность, обеспечивая  непрерывность представительной власти.

Каждодневное сотрудничество Президента с палатами Федерального Собрания

обеспечивается с помощью его  полномочных представителей в каждой палате.

     Президент и Правительство. Эти отношения основываются на

безусловном приоритете президентской  власти. Президент назначает Председателя

Правительства РФ с одним условием, что он получит на это согласие

Государственной Думы. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить

поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами  перед

партиями и вправе действовать  самостоятельно. Так, он единолично принимает

решение об отставке Правительства  и вправе этого не делать даже в  условиях

выраженного Думой недоверия. Без  участия Думы, а только по предложению

Председателя Правительства Президент  назначает на должность и освобождает  от

должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров.

Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не

оставляет сомнений в его руководящем  положении в исполнительной власти. Об

этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после  назначения

Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение

предложения о структуре федеральных  органов государственной власти,

утверждение которой главой государства  ложится в основу всех назначений на

должности.

Президент единолично определяет и  представляет Государственной Думе

кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос

перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает

кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить  свою

кандидатуру исполняющим обязанности  Председателя Центрального Банка РФ, а

затем снова предложить эту кандидатуру  Думе.

Взаимодействие Президента и Правительства  регламентируется указами от 10 июня

1994 года и от 2 мая 1996 года, в  которых названы постановления  и

распоряжения Правительства, требующие  предварительного согласования с

Администрацией Президента РФ. Распоряжением  Президента от 5 мая 1998 года

запрещено такое согласование по всем другим вопросам.

     Отношения с субъектами РФ. Полномочия Президента как главы

федеративного государства прописаны  в Конституции РФ очень скромно, они скорее

вытекают из его основных функций  как гаранта Конституции. Из конкретных

полномочий важное значение имеют  назначение и освобождение полномочных

представителей Президента. Это  полномочие позволяет Президенту назначать

полномочных представителей в регионе  РФ. Полномочия этих представителей

установлены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 9 июля 1997 года.

Полномочные представители не входят в органы государственной власти субъекта

РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ, отсюда их

независимость от органов власти субъектов  РФ, в которых они представляют

Президента РФ.

Президент вправе вмешиваться в  споры между органами государственной  власти

Федерации и субъектов РФ, а также  — в споры между самими субъектами РФ. Для

этого он прибегает к различным  согласительным процедурам (ст.85 Конституции

РФ), а при недостижении согласованного решения может передать разрешение

спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ назначает на должность  и освобождает от должности глав

администрации субъектов РФ, если они не заняли эту должность в  результате

всеобщих, равных, прямых выборов при  тайном голосовании.

Однако в Конституции РФ предусматривается  и более сильный инструмент влияния

Президента на субъекты РФ. Так, в  соответствии с ч.4 ст.78 он вместе с

Правительством обеспечивает “в соответствии с Конституцией РФ осуществление

полномочий федеральной государственной  власти на всей территории РФ”. Такая

формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы

нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи,

односторонне провозглашенный  выход из состава Федерации или  создание

незаконных вооруженных формирований, но и уклонение от исполнения правовых

актов Федерации и нарушение  конституционного правопорядка требуют  от

Президента и Правительства  РФ энергичных действий по восстановлению

полномочий федеральной государственной  власти.

Важное значение имеет также  право Президента приостанавливать действие актов

органов исполнительной власти субъектов  РФ в случае противоречия этих актов

Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или

нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие случаи встречаются

нередко и обычно заканчиваются  тем, что глава администрации  отменяет свое

постановление. Но если возникает  разногласие, то дело согласно ч.2 ст.85

Конституции РФ может быть передано в суд.

     Президент и судебная власть. В соответствии с принципом

разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в

деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании судебной

власти. Так, только Президенту предоставлено  право выдвижения кандидатур для

назначения Совета Федерации на должности судей Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает  судей

других федеральных судов, что  предусмотрено ч.2 ст.128 Конституции  РФ.

С этими полномочиями тесно связано  и право Президента влиять на назначение

Генерального Прокурора РФ. В  соответствии с Федеральным законом  Президент

предлагает Совету Федерации кандидатуру  на эту должность и он же вносит

предложение об освобождении от должности  генерального Прокурора РФ. В случае

отклонения Советом Федерации  кандидатуры, предложенной Президентом, последний

в течение 30 дней представляет новую  кандидатуру, но лишен права назначить

исполняющего обязанности Генерального Прокурора РФ.

     Военные полномочия. Президент является Верховным

Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ,

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Документ

“Основы военного строительства” принят Указом Президента РФ от 31 июля 1998

года.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые

приказы Министерству обороны, министр  обороны работает под непосредственным

руководством Президента.

Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными

Силами в случае войны или  угрозы агрессии.

Организация воинских формирований в  РФ строится на четком принципе, согласно

которому эти формирования могут  быть только общефедеральными и подчиненными

Президенту РФ.

В случае агрессии против России Президент  вводит на территории РФ или в

отдельной ее местности военное  положение. Указ Президента РФ о введении

военного положения требует  утверждения Совета Федерации. Но Президент  не

вправе объявить состояние войны. Военные полномочия Президента РФ

конкретизированы в некоторых  федеральных законах.

     Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства,

осуществляющий высшее представительство  в международных отношениях, Президент

по Конституции осуществляет руководство  внешней политикой РФ. Президент  ведет

переговоры и подписывает международные  договоры РФ, подписывает ратификационные

грамоты, принимает верительные  грамоты и отзывные грамоты аккредитируемых  при

нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей

РФ в иностранных государствах международных организациях. Он, однако, должен

при этом провести консультации с  соответствующими комитетами или комиссиями

Государственной Думы и Совета Федерации.

     Чрезвычайное положение. Только Президент вправе вводить на

территории РФ или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение, о чем он

незамедлительно сообщает Совету Федерации  и Государственной Думе. Однако

Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного

положения возможно только при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных

федеральным конституционным законом, который пока не принят. От Президента

законом требуется указать основания  решения о введении чрезвычайного  положения,

перечень и пределы чрезвычайных мер и др. Указ Президента доводится  до сведения

населения не менее чем за 6 часов  до вступления его в силу.

     Гражданство и награды. К числу полномочий Президента относится

решение вопросов гражданства и  предоставления политического убежища. Президент

РФ награждает государственными наградами  РФ, присваивает почетные звания РФ,

высшие военные и высшие специальные  звания. Президент РФ осуществляет

помилование осужденных за уголовные  преступления.

     Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента

осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции  РФ являются

указы и распоряжения. Акты Президента издаются им самостоятельно, без

уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они

обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента не называются в Конституции РФ подзаконными

актами, но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как  Конституции

РФ, так и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному

опубликованию, кроме актов или  отдельных их положений, содержащих сведения,

составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера.

Акты Президента публикуются в  “Российской газете” и Собрании законодательства

РФ в течение 10 дней после их подписания.

Если акты носят нормативный  характер, то они вступают в силу одновременно на

всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального

опубликования. Иные акты вступают в  силу со дня их подписания.

     Совет Безопасности РФ. Президент РФ возглавляет Совет

Безопасности, который является конституционным  органом, осуществляющим

подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной

политики в области обеспечения  безопасности. Этот совещательный орган  призван

также обеспечивать условия для  реализации Президентом его конституционных

полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета

РФ, ее независимости и государственной  целостности.

Для обеспечения выполнения  своих  полномочий Президент формирует

Администрацию Президента, что закреплено на конституционном уровне.

Администрация не представляет собой  органа государственной власти. В  ее

функции входит создание всех необходимых  организационных, информационных

Информация о работе Президент Российской Федерации