2. Полномочия
по взаимодействию с Федеральным
Собранием, участию в законодательном
(нормотворческом) процессе, обеспечению
согласованного функционирования
органов государственной власти:
назначение выборов депутатов
Государственной Думы;
право роспуска Государственной
Думы в предусмотренных Конституцией
РФ случаях;
назначение федерального (а
в определенных ситуациях и регионального)
референдума;
обладание правом законодательной
инициативы;
промульгация (подписание и
обнародование) федеральных конституционных
законов, федеральных законов и законов
о поправках к Конституции РФ;
обращение к Федеральному Собранию
с ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направлениях внутренней
и внешней политики государства (в современной
российской практике имели место также
специальные бюджетные послания Президента
РФ к Федеральному Собранию);
право председательствовать
на заседаниях Правительства РФ;
использование согласительных
процедур для преодоления разногласий
между федеральными и региональными органами
государственной власти, а также между
региональными органами государственной
власти (включая обращение в суд для разрешения
спора);
отмена актов Правительства
РФ в случае их противоречия Конституции
РФ, федеральным законам и указам Президента
РФ и приостановление действия актов органов
исполнительной власти субъектов РФ в
случае их противоречия Конституции РФ,
федеральным законам, международным обязательствам
РФ или нарушения прав и свобод человека
и гражданина (до решения вопроса соответствующим
судом).
3. Полномочия в области
внешней политики:
осуществление руководства
внешней политикой Российской Федерации;
издание актов о признании иностранных
государств, установлении дипломатических
отношений;
ведение переговоров и подписание
международных договоров РФ;
подписание ратификационных
грамот;
принятие верительных и отзывных
грамот дипломатических представителей,
которые аккредитуются при главе государства;
назначение и отзыв дипломатических
представителей Российской Федерации
в иностранных государствах и международных
организациях (после консультаций с соответствующими
комитетами и комиссиями палат Федерального
Собрания).
4. Полномочия в области
обороны и безопасности:
утверждение военной доктрины;
назначение и освобождение
высшего командования Вооруженных Сил
РФ;
формирование Совета Безопасности
РФ и руководство его деятельностью;
выполнение полномочий Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами
РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);
введение на всей территории
РФ или в отдельных местностях специальных
правовых режимов военного положения
(в соответствии с Федеральным конституционным
законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»)
или чрезвычайного положения (в соответствии
с Федеральным конституционным законом
от 30.05.2001 № 3-ФЗ «О чрезвычайном положении».
Указы Президента РФ о введении военного
или чрезвычайного положения подлежат
утверждению Советом Федерации;
направление предложения Совету
Федерации об использовании Вооруженных
Сил РФ за пределами территории России.
5. Полномочия в сфере
правового регулирования статуса личности:
решение вопросов гражданства
и предоставления политического убежища;
учреждение государственных
наград, награждение государственными
наградами, дача согласия на получение
государственных наград иностранных государств
государственными служащими РФ, присвоение
почетных званий, высших воинских и высших
специальных званий;
осуществление помилования
(с 2002 г. порядок осуществления помилования
изменен в соответствии с Указом Президента
РФ от 28.12.01 № 1500 «О комиссиях по вопросам
помилования на территориях субъектов
Российской Федерации»).
Реализацию своих полномочий
Президент РФ осуществляет посредством
издания актов в двух
формах: указ и распоряжение. Если указы
Президента, как правило, являются нормативными
правовыми актами (хотя они могут носить
и индивидуальный характер, например,
указы о предоставлении гражданства, о
награждении государственными наградами,
о назначении на должности и т. п.), то распоряжения
– это акты организационного, индивидуального
характера. Акты Президента РФ не должны
противоречить Конституции РФ, федеральным
конституционным законам и федеральным
законам, они обладают большей юридической
силой по отношению к актам Правительства
РФ, ведомственным актам, актам региональных
органов государственной власти (изданных
по предметам ведения РФ и предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов).
Поскольку Президент РФ – не
только должностное лицо, но и орган государственной
власти, для реализации своих полномочий
он имеет достаточно обширный аппарат, включающий
как предусмотренные Конституцией РФ
государственные органы и должностных
лиц – Совет Безопасности РФ, Администрацию
Президента РФ, полномочных представителей
Президента РФ (в палатах Федерального
Собрания, в высших судебных инстанциях,
в федеральных округах, на международной
арене и т. д.), так и не предусмотренные
Конституцией РФ, которые, тем не менее,
не являются неконституционными, поскольку
сформированы Президентом РФ в рамках
своих конституционных полномочий, –
Государственный Совет, Совет по борьбе
с коррупцией, Совет по содействию развития
институтов гражданского общества и правам
человека; многочисленные комиссии (по
вопросам гражданства, по государственным
наградам, по федеративным отношениям
и местному самоуправлению и др.).
Список использованной
литературы
Нормативно-правовые
акты
1. Конституция Российской
Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года. с учетом
поправок, внесенных Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
2. Концепция внешней политики
Российской Федерации
3. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г.
«О Правительстве Российской Федерации»
4. Указ Президента Российской Федерации
от 1 января 2000 г. «О концепции национальной
безопасности»
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве
РФ»
6. Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О
выборах Президента Российской Федерации»
Учебная литература
7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное
право России. - М., 2007. - 1124 с.
8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского
права. - М., 2006. - 784 с.
9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное
право России. - М., 2009. - 346 с.
10. Колюшин Е.И. Конституционное право
России. - М., 2006. - 416 с.
11. Правовое государство
в России / С.Н. Хлопушин // Гражданин
и право - 2007. - № 7. - С.14-18.
12. www.consultant.ru - Консультант Плюс