Право на участие в референдуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:58, реферат

Краткое описание

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию.

Оглавление

Введение.
1 часть. Понятие вопроса, определения, виды, структуры.
2 часть. Нахождение проблемы по данному вопросу.
3 часть. Варианты разрешения данной проблемы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Козеев Рома реферат.docx

— 210.02 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра права и истории.

Факультет торговли и экспертизы потребительских товаров.

 

 

Права человека

 

Тема: Право на участие в референдуме.

 

 

 

Автор: студент 1 курса гр. 3514 ТД

Козеев Роман Иванович

 

Научный руководитель:  доцент

 Мохоров Дмитрий  Анатольевич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014г.

Содержание.

Введение.

1 часть. Понятие вопроса, определения, виды, структуры.

2 часть. Нахождение проблемы  по данному вопросу.

3 часть. Варианты разрешения  данной проблемы.

Заключение.

 

Введение.

       Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне было проведено более 100 народных голосований.

       В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д. После I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 гг. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств, еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран. В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г. Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

        Согласно  статье 3 Конституции Российской  Федерации единственным источником  власти в Российской Федерации  является её многонациональный  народ. Референдум Российской Федерации  наряду со свободными выборами  является высшим и непосредственным  выражением власти народа. Именно  через референдум граждане осуществляют своё право на непосредственное участие в осуществлении государственной власти. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях, что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другим наиболее распространённым поводом проведения референдума является желание государственной власти получить одобрение, какого – то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность. Поэтому юридическая форма референдума — лишь одна из гарантий свободного гражданского волеизъявления, но не более того.

       В то же время само наличие в правовой системе института референдума ориентирует государственный и муниципальный аппарат власти на принятие решений, отвечающих чаяниям граждан.

      Актуальность темы обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, к проблеме воли народа.  Однако действенность этого института напрямую зависит от организованности общества, способности граждан не только высказываться по тем или иным вопросам, но и отстаивать, проводить в жизнь собственные решения. Современность темы в том, что она получает всё большее распространение. С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения.

1 часть.

       Референдум – голосование граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума чётко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против».

В Российской Федерации можно выделить три вида референдумов:

1. Референдум Российской Федерации.

2. Референдум субъекта Российской федерации.

3. Местный референдум.

       Референдум Российской Федерации –  всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Конституция Российской Федерации, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.

      Референдум субъекта Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Российской Федерации. Сегодня данный вид референдума фактически закреплён всеми конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, во многих субъектах Федерации приняты законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с проведением в субъектах Российской Федерации референдумов.

       Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований. Проводится по важным вопросам местного значения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Однако вполне достаточным юридическим основанием для их поведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

       В мировой практике референдум - это осуществляемое путём тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не согласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением не допускается.

       Право на участие в референдуме, как и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации. Никто из них не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой права избирать и права на участие в референдуме Российской Федерации. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов или референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также права участвовать в референдуме Российской Федерации. Круг лиц, не имеющих права избирать и участвовать в референдуме, один и тот же - это граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

     Гражданин Российской федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю при голосовании. Никто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан и пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее. Также, нужно отметить, что вопрос вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.

      Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50%) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов. Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму за нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция страны.

        В качестве основных источников в данной работе были использованы Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Эти документы наиболее полно определяют круг основных понятий, раскрывают процесс проведения референдума и четко регламентируют все необходимые условия для его реализации. Источники законодательства о референдуме в Российской Федерации образуют систему. Отдельные законодательные акты о референдуме являются элементами этой системы. В зависимости от предмета регулирования они группируются: законодательство о референдуме Российской Федерации, законодательство о референдуме субъекта Российской Федерации, законодательство о местном референдуме. Следует отметить, что все три вида законодательства о референдуме имеют общие нормативные источники. К ним, в частности, относятся Конституция Российской Федерации и Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2 часть.

         В современных условиях, при существующем низком уровне правосознания и правовой культуры Российского общества, наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении референдумов. А также Федеральный конституционный закон устанавливает, что референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

       Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

        Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальном опубликовании его результатов не может быть выдвинута инициатива проведения референдума. Проведение повторного референдума, т. е. референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования его результатов.

        В законе содержится положение о том, что вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, позволяющее отклонять подавляющее большинство инициатив о проведении референдума. Действующий Закон содержит и ряд других положений, ограничивающих возможности граждан по проведению референдума.        Следует отметить, что референдум как институт народовластия является достаточно противоречивым инструментом выражения народной воли и имеет известные недостатки:

1. Ограниченность проявления воли народа.

2. Отсутствие возможности корректировки выносимых на голосование вопросов.

3. Возможность манипуляции народным мнением.

4.Трудность достижения согласия между различными политическими силами и социальными группами и др.

     Этими факторами и обусловлена необходимость установления правовых ограничений, не допускающих применение референдума для решения некоторых важнейших вопросов общегосударственного или регионального значения. Без закрепления ряда правовых механизмов, «сдерживающих произвольное применение института референдума, стирается грань между прямой демократией и популизмом, что грозит дезорганизацией общества». Поэтому, закрепляемые конституционным законодательством ограничения инициирования, назначения и проведения всенародных голосований являются одним из необходимых содержательных элементов института референдума.

Информация о работе Право на участие в референдуме