Понятие признаки и состав административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе административного правонарушения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- Раскрытие понятия административного правонарушения, а именно, что представляет собой само правонарушение;

- Выявить признаки административного правонарушения;

-Проанализировать юридический состав административного правонарушения.

Файлы: 1 файл

адм. право.docx

— 45.76 Кб (Скачать)

Применяются основные и дополнительные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация  могут устанавливаться и применяться

Только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или  предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства может устанавливаться  и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Виды административных наказаний5:

1. предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме;

2. административный штраф является денежным взысканием может выражаться в величине, кратной:

  •   минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — МРОТ);
  •   стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  •   сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

3. возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

4. конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

5. лишение ранее предоставленного специального права применяется к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, и устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей на срок не менее одного месяца и не более двух лет.

6. административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 г, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Срок административного задержания включается в срок административного ареста;

7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

8. дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет.

Урегулированы общие правила  назначения административного наказания. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 

Глава 3. Юридический  состав административного правонарушения

 

 

Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический  состав, т.е. определенные элементы, только при наличии, которых возможно наступление  административной ответственности  и применение административного  наказания. К юридическому составу  административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, за посягательство на которые  установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного  правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения  которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты  правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов  Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного  проступка. Непосредственные объекты  конкретизируются применительно к  конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного  правонарушения характеризует его  как противоправный акт поведения  правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона  правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.

Характеристика объективной  стороны включает в себя способ, средства, время, место совершения административного  правонарушения и другие имеющие  значения для квалификации правонарушения обстоятельства.

В зависимости от объективной  стороны юридические составы  правонарушения подразделяются на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы безотносительно от наступивших последствий (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения). Нормы с материальным составом включают в себя противоправное деяние и наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств, повлекшая причинение материального ущерба)6.

Согласно КоАП РФ субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Административной ответственности  подлежит физическое лицо, достигшее  к моменту совершения административного  правонарушения возраста 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и  данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности  в КоАП РФ означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

При слиянии нескольких юридических  лиц к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое  лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое  лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава  юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного  правонарушения привлекается то юридическое  лицо, к которому согласно разделительному  балансу перешли права и обязанности  по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено  административное правонарушение. При  преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое  лицо. Административная ответственность  за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает  от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как  и привлечение к административной или уголовной ответственности  физического лица не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение юридическое  лицо.

При применении статей КоАП РФ к физическим и юридическим лицам необходимо иметь в виду, что, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

КоАП РФ выделяются и специальные субъекты, привлечение которых к административной ответственности имеет существенные особенности.

Так, должностное лицо подлежит административной ответственности  в случае совершения им административного  правонарушения в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Особенности административной ответственности устанавливаются  также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие и призванные на военные сборы  граждане несут ответственность  за административные правонарушения в  соответствии с дисциплинарными  уставами.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов  несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с  нормативными правовыми актами, регламентирующими  порядок прохождения службы в  указанных органах.

Информация о работе Понятие признаки и состав административного правонарушения