Понятие, особенности и виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:54, контрольная работа

Краткое описание

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Файлы: 1 файл

Админ право!.docx

— 50.53 Кб (Скачать)
  • территории закрытых административно-территориальных образований;

  • территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;

  • территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;

 

  Временно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин не вправе по собственному  желанию изменять место своего  проживания в пределах субъекта  РФ, на территории которого ему  разрешено временное проживание, или избирать место своего  проживания вне пределов указанного  субъекта РФ.

Лицо без гражданства (апатрид) — лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. Л. без г. в РФ (так же, как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время Л. безг., как и иностранцы, не пользуются некоторыми политическими правами (напр., избирательными).

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

- они не могут быть государственными служащими, работать в милиции;

- они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной;

иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);

- для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 “Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентируемым посещением граждан”);

- они обязаны подчиняться законам Российской Федерации;

- по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации;

- иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течении 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;

- выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленное государством или лицами, уполномоченными от его имени, правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы) за нарушение которых наступает наказание (санкция).

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. 

По назначению содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

По характеру правил поведения административно-правовые нормы различаются на обязывающие, запрещающие, управомочивающие). 
В зависимости от субъектов (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на: общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов.

По масштабу действия административно-правовые нормы делятся на общероссийские (федеральные); действующие в пределах субъектов Российской Федерации; распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы; межтерриториальные. 

По объекту регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, отраслевыми и межотраслевыми. Реализация административно-правовых норм представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: 

1)исполнение; 

2)соблюдение; 

3)использование;

4)применение.

Применение административно-правовых норм является важнейшей правовой формой деятельности исполнительной власти и выступает как организующая властная деятельность субъектов государственного управления, посредством которой упорядочивается общественная жизнь, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений; применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются правоприменительными.

В зависимости от видов административно-правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Административное право России: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 752 .

2. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М. 1996 г.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (ред. от 06.12.2011, с изм. от27.06.2012)4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26 января 1996 г. (в ред. от 30.11.2011) 

5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2013)

6. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

7. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О системе государственной службы Российской Федерации».

 

 


Информация о работе Понятие, особенности и виды административно-правовых норм