Понятие конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование основных положений действующего российского законодательства в области основ конституционного строя, а также уяснение роли такого законодательства в современном обществе.
При раскрытии данной темы были использованы сравнительный и метод анализа.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие конституционного строя. Его возникновение и характерные особенности 5
2. Конституционное закрепление основ конституционного строя в Российской Федерации 8
3. Экономическая и политическая основа народовластия 15
Заключение 20
Литература 21

Файлы: 1 файл

конституционный строй РФ-курсовая по конституционному праву.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

Рассматривая вопрос о  государственном устройстве Российской Федерации, необходимо сказать, что  под государственным устройством  понимается территориальная организация  государства, которая характеризуется  определенной формой правовых отношений  между ее частями и в целом, связанная с правовым статусом.

Как известно из теории государства  и права, по формам государственного устройства все государства делятся  на два вида – унитарные и федеративные.

Вместе с тем, для Российской Федерации является свойственным то, что она была создана отнюдь не объединением нескольких государств, а напротив, в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально – государственных  образований народов, которыми населена территория России.

Говоря о государственном  устройстве Российской Федерации в  настоящее время стоит отметить, что в своем составе она  объединяет три вида субъектов –  республики; края, области и города федерального значения; автономные округа и область.

Принципы федеративного  устройства Российской Федерации закреплены нормами ст. 5 Конституции РФ, к  числу которых                  относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между                органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституция в ст. 1 закрепляет положение о форме правления  и устанавливает ее в виде республиканской  формы. Главными определяющими принципами являются выборность и сменяемость  главы государства. Для Российской Федерации, по мнению большинства авторов, свойственна «смешанная», или, президентско – парламентская республиканская  форма правления.

В качестве основополагающего  является принцип о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства6. Неотъемлемым атрибутом конституционного государства является уважение к личности и ее защита государством.

Признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью             является фундаментальной нормой конституционного строя                Российской Федерации, которая образует важнейшую основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Ст. 7 конституции закрепляет принцип, что Россия                            является социальным государством. Под социальным понимается                  такое государство, главной задачей которого является достижение                такого общественного прогресса, который основывается на               закрепленных правом принципах социального равенства,                            всеобщей солидарности и взаимной ответственности.                           Призванием социального государства является помощь слабым, влиять на распределение благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремится гарантировать каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум.

Обеспечение социального  равенства является одной из важнейших  целей социального государства.

Рассматривая вопрос об экономической  основе                конституционного строя Российской Федерации необходимо констатировать, что после распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Россия в 90 – е годы прошлого столетия вступила на путь рыночных отношений и в настоящий момент находится на стадии становления социального рыночного хозяйства.

Конституцией гарантировано  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности7 .

Экономическая система Российской Федерации характеризуется своим  многообразием форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным - частной, государственной, муниципальной и других.

Ст. 35 Конституции закреплено положение, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В исключительных случаях принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

Закрепление в действующей  Конституции Российской Федерации  основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически  обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения  этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. В  этом смысле Российская Федерация находится  лишь на самом начальном этапе  решения поставленной задачи.

 

 

 

 

  1. Экономическая и политическая основа народовластия

В Конституции Российской Федерации отсутствует напрямую формулировка, определяющая экономическую  основу Российского демократического государства. Однако в ч. 1 ст. 8 Конституции  указывается, что в “Российской  Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. И далее, в ч. 2 ст. 8 данной Конституции  мы читаем – “В Российской Федерации  признаются и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности”.

   В Российской Федерации действует также Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991г.8

   Таким образом экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

    В указанном выше Законе “О конкуренции...” определяются организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции. Этот Закон направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

  В ст. 9 Конституции устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются  Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

  В Конституции закреплено, что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

  Конституция Российской Федерации устанавливает в ст. 35, что “В Российской Федерации иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”.

  В Российской Федерации отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, а также законодательствами республик в составе Российской федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

Политическая основа народовластия

  В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде в обеспечении в нем: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

  Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие в переводе с древнегреческого – демократия).

  Каждая из двух категорий “народ” и “власть”, составляющих понятие “народовластие”, представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

  С юридической точки зрения слово “народ” отождествляется с понятием “граждане” и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

  Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других.

  С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

  Государственную власть характеризует суверенитет государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

  Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства.

  Государственная власть – не единственная форма власти народа. Другой ее формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

  В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

  Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

  В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

  Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь город, население, проживающее на той или иной территории.

  Выборное представительство – важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления включают в себя представительные органы, органы управления (местная администрация), а также различные органы территориального общественного самоуправления населения.

  Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. “Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст.), – являются референдум и свободные выборы”.

  Согласно Федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. “О референдуме Российской Федерации”9, референдум – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение                              

Итак, подведем итог проведенного исследования.

Несомненным является то, что  конституционный строй является одним из фундаментальных понятий в науке государственного права, что объясняется тем, что в конституционном строе выражена сущность государства, а следовательно этим определяется содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, которыми раскрываются взаимоотношения между государством и личностью, национально - государственное устройство, избирательная система и избирательное право, система и принципы организации и деятельности государственных органов.

Конституционный строй Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации 1993 года. Впервые в истории национального законодательства конституция применяет определение «основы конституционного строя», которым было заменено – «общественное устройство». Данным нормативным актом определено основы политического и общественного устройства государства, под которым собственно и понимается основы конституционного строя.

Информация о работе Понятие конституционного строя