Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:01, доклад
Правовая система представляет собой комплекс правовых явлений, связанных с особенностями развития конкретного общества. Правовая система включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Можно также утверждать, что правовая система является совокупностью взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития конкретной страны. Правовая система включает в себя всю правовую действительность определенного государства, основными элементами которой выступают: право как система общеобязательных норм (выраженных в источниках права), правовая идеология, юридическая практика. Правовая система конкретной страны является национальной правовой системой.
Итак, основным источником английского права являются судебные прецеденты, которые носят индивидуальный (казуистический) характер, определяющее значение имеет процессуальное право перед материальным, отсутствуют кодифицированные отрасли права и отсутствует классическое деление права на частное и публичное, статутное право и юридические обычаи являются дополнительными (субсидиарными) источниками права, юридическая доктрина носит прикладной характер.
Особенности правовой системы США объясняются историческими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писаной федеральной конституции и конституций штатов обусловили постепенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее французскими или испанскими колониями: Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под сильным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.
Среди основных особенностей, отличающих правовую систему США от английской правовой системы, указывается на «большую значимость в ней законодательства по сравнению с ролью статутов в английском праве; большую «подверженность» кодификации американского права по сравнению с английским правом; важную, но в меньшей мере доминирующую роль судебной практики в правовой системе США по сравнению с правовой системой Англии и др.».
В Англии и США одна и та же общая концепция права, в обеих странах существует в общем виде одно и то же деление права, используются одни и те же трактовки нормы права. Для США, как и для Англии, право - это, прежде всего, судебные решения. В тоже время американское право отличается от английского права федеральным строением. Штаты наделены широкой компетенцией, в соответствии с которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга, а, следовательно, они не следуют прецедентам друг друга. Это создает коллизии, т.е. расхождения решений судов штатов и федеральных судов. Но большие коллизии, чем прецеденты, создают различия в законодательстве штатов. В американском праве в отличие английского осуществляется более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.
В
статутном праве США получили
распространение кодексы, хотя они
по своей сути являются консолидированными
источниками права. Особой формой кодификации
США является создание единообразных
законов и кодексов. Подготовку таких
проектов и кодексов осуществляет Общенациональная
комиссия представителей всех штатов.
Для того чтобы проект стал законом, он
должен быть одобрен легислатурами (законодательными
собраниями) штатов. В тоже время в США,
как и в Англии по-прежнему велико значение
обычного права, особенно в сфере публичного
права.
Романо-германская правовая семья (континентального права).
В основе данной семьи права лежит римское право, где в качестве основного источника права выступает писаный закон (нормативно-правовой акт). Данное право формировалось на основе права христианской цивилизации, учитывающего, прежде всего, характер справедливости заключающихся в источниках (формах) права норм. На суд и другие правоприменительные органы возлагается обязанность точной реализации норм права, сформулированных законодателем, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие правоприменительной практики. «Закон в романо-германском праве никогда не отожествлялся и не отожествляется с правом, а «законопорядок», т.е. порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, никогда не рассматривался как синоним «правопорядка». Закон в данной правовой семье не является абсолютным и единственным источником права (но в системе источников права занимает доминирующее место), наряду с ним большое значение имеют обычаи, доктрины, судебные решения и др. Судья в данной системе не обязан следовать решению другого суда, за исключением практики высших судебных инстанций. Но суды вправе создавать главным образом прецеденты судебного толкования.
Романо-германская правовая семья (Италия, Франция, Германия, Испания, страны Латинской Америки, значительная часть государств Африки и Востока и др.) сложилась в Европе в средние века, на основе кодификации византийского императора Юстиниана. Рецепция римского права привела в Европе к тому, что правовые системы континентальных стран приобрели определенное сходство. Во всех странах закон является основным источником права, есть писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. «Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить, прежде всего, принцип верховенства закона, означающий ведущую роль в системе ее источников права писаных конституций. Кроме того, в условиях верховенства закона акты регламентарной (или исполнительной) власти (регламенты, декреты, постановления и т.д.) имеют подзаконный характер». Законы и подзаконные акты не должны противоречить конституциям, которые разграничивают компетенцию государственных органов и в соответствие с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. В романо-германской юридической доктрине различают три основных разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы и сводные тексты норм. Законы в соответствии с их отраслевым характером регулируют специальные (отдельные) сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права большое место в правовом регулировании занимают подзаконные акты.
В романо-германском праве широко используются в правовом регулировании основные принципы права, которые приобретают особое значение в случае пробельности или коллизионности законодательства. Доктрина по-прежнему оказывает весомое влияние на законодательную и правоприменительную деятельность. Обычай может действовать в этой системе лишь в дополнение к закону, т.е. определяющего значения не имеет. В ряде случаев (прежде всего в частном праве) обычаи преобладают над иными источниками права. Необходимо указать «на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженную по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность». Судебная практика также относится к числу вспомогательных источников. В ряде случаев судебное решение, закрепленное на уровне высших судебных инстанций, приобретает фактическое значение прецедента. Но суд не имеет права на правотворчество. В тоже время судебная практика и в этой системе в ряде случаев стала рассматриваться как источник права.
Внутри романо-германской системы есть и существенные различия. Прежде всего, внутри данной семьи выделяют две правовые группы: романскую (Италия, Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Испания, Португалия) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). В отличие от романского права на германское право сильное влияние оказала немецкая правовая наука. Например, во Франции и в настоящее время в основе системы источников права используются кодексы наполеоновского времени. Но в тоже время разрабатываются современные кодексы по отраслевому типу. Хотя они охватывают достаточно узкие сферы правового регулирования (Лесной кодекс, Кодекс сберкасс, Кодекс автомобильных дорог и т.д.) и носят консолидированный характер. В системе романо-германского права преобладает торговое право, хотя во многих странах данной правовой семьи широкое распространение изначально получили гражданские кодексы. Кроме перечисленных отличительных признаков романо-германской правовой семьи указывается также на такую черту этого права, как «относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, исторически, с момента их возникновения и последующего развития четко проводимое различие между тем и другим».
В
последнее время в
В Германии основой действующего права являются кодексы. Но значительная часть изменений в законодательство внесена через специальные законы и наблюдается тенденция к увеличению влияния подзаконных актов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов. В Германии нет консолидированных кодексов нового типа. Правовой обычай распространен в достаточно узкой среде, не охваченной кодификацией. В сфере публичного права Германии проявляется широкое действие конституционных норм.
Судебная практика выступает в качестве источника права лишь при утверждении решений нижестоящих судов в высших судебных инстанциях. В сфере действия административного права роль судебной практики еще менее значительна. Решения Конституционного Суда Германии являются источником права наравне с законом. Толкования Конституционным Судом законов обязательны для всех правоприменительных органов. Значение конституционного контроля проявляется в том, что на время проверки законности акта, подлежащего применению, происходит приостановление его действия, а затем решается дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.
Характер системы источников права Германии связан с федеративным государственным устройством страны. Каждая земля (субъект Федерации) имеет свое законодательство, но федеральное право по Конституции Германии имеет приоритет над правом земель. С другой стороны земли достаточно самостоятельны и участвуют через верхнюю палату (бундесрат) в федеральном нормотворчестве, а законодательная компетенция Федерации ограничена рамками Конституции (Основного закона). Вопросы, не отнесенные к исключительной или совместной компетенции, остаются в компетенции земель.
«Каркасный» характер законодательства Германии проявляется в том, что Федерация может издавать только общие положения - законы-рамки (рамочное законодательство), а право издания специальных (детальных) законов закреплено за землями Германии. Но в случае коллизии законов действует федеральный закон. Общие нормы международного права являются по Основному закону составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности у субъектов права на территории Федерации. В отличие от Германии во Франции действие норм международного права носит более умеренный характер, где говорится не о прямом применении норм международного права, а о договорах и соглашениях, надлежащим образом ратифицированных.
Обобщая сказанное, можно выделить основные признаки романо-германской правовой семьи. В названных странах доминирует единая, иерархически построенная, система источников писаного права, где главное место занимает законодательство. Основная роль в правотворчестве отводится органам законодательной власти, правоприменительные органы не могут изменять закон и его смысл. Высокий уровень конституционного регулирования дополняется высокой техникой нормативных обобщений, что достигается при помощи кодификации нормативно-правовых актов. Все право делится по отраслевому признаку, а также на частное и публичное право. Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных источников права. Особое значение имеет юридическая доктрина, определяющая основные принципы и теорию построения права данной правовой семьи.
Славянская правовая семья.
Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридических источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права, тем более, что между правовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникновение элементов различных правовых систем. Славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран.
Данная
правовая семья имеет общие
Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой традиции, особенно, традиций христианской синоптической кодификации. Влияние византийского законодательства сильно проявилось в законодательных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но тщательно разработанную систему церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили процесс рецепции римско-византийских юридических установлений (периода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, Эклога вошла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Леона и Константина верная цесаря» и является полным переводом этого источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.