Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:19, доклад
На современном этапе развития российской пенсионной системы проблема повышения надежности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) приобретает особую актуальность. НПФ является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения [1]. Пенсионные обязательства фонда носят долгосрочный характер, а их нарушение может повлечь за собой значительные социальные последствия.
На современном этапе
развития российской пенсионной системы
проблема повышения надежности негосударственных
пенсионных фондов (НПФ) приобретает
особую актуальность. НПФ является
особой организационно-правовой формой
некоммерческой организации социального
обеспечения [1]. Пенсионные обязательства
фонда носят долгосрочный характер,
а их нарушение может повлечь
за собой значительные социальные последствия.
В силу социальной направленности деятельности,
а также ее некоммерческого характера,
обеспечение надежности негосударственных
пенсионных фондов является главным
условием их долговременного
НПФ в настоящее время занимают существенное место не только в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), но и обязательного пенсионного страхования (ОПС). При этом основным источником роста для НПФ стал именно сегмент ОПС. По оценке «ЭкспертРа» за 2011 год объем накоплений под управлением НПФ увеличился в 2,5 раза с 155 млрд руб. до 393 млрд руб., что составило 36% пенсионного рынка, а размер клиентской базы вырос на 4 млн человек (прирост составил 51,8%) и достиг 11,87 млн человек. По прогнозу «Эксперта РА», к концу 2012 года по объему сегмент ОПС догонит НПО, а собственное имущество НПФ увеличится на 20%, и превысит 1,4 трлн. рублей [2].
Особенности деятельности НПФ
таковы, что некоторые ее аспекты
не поддаются строгой
Таким образом, ввиду неоспоримой социальной значимости НПФ и их важнейшей роли в пенсионной системе, особое значение должно уделяться финансовой устойчивости фондов, защите интересов участников и застрахованных лиц, а фактор гарантий и обеспечения надежности должен иметь высший приоритет.
Наличие значительного числа рисков в пенсионной системе является одной из причин, ограничивающих развитие НПФ в России. Этот факт, в свою очередь, сказывается и на эффективности использования потенциала НПФ.
Все потенциальные риски,
с которыми могут столкнуться
НПФ, можно отнести к двум группам.
Во-первых, НПФ подвергаются воздействию
внутренних рисков, которые напрямую
обусловлены эффективностью управления
и особенностями
Внутренние риски носят индивидуальный характер и складываются из риска управления активами, риска управления пассивами и риска административного управления. Риск управления активами включает в себя инвестиционный риск, который безусловно является ключевым внутренним риском для отрасли НПФ, а также риск непоступления пенсионных взносов.
Инвестиционные риски подразумевают риск недостижения заданной доходности, желательно не ниже уровня инфляции, и риск снижения текущей ликвидности. Данный риск может привести к невыполнению прямых обязательств фонда по доходности начисления на пенсионные счета. Как известно, самый тонкий момент инвестирования пенсионных средств — это баланс между доходностью и риском. Однако для пенсионных средств ограничение риска гораздо приоритетнее, чем для каких-либо других портфелей.
Вторым видом риска в управлении активами выступает риск непоступления пенсионных взносов вкладчика. Данный вид риска может спровоцировать ситуацию отклонения в отрицательную сторону доходности инвестирования, принятую в актуарных расчетах задания, что может повлечь за собой невыполнение фондом своих обязательств по начислению средств на пенсионные счета, а также платежеспособности фонда при выплате пенсий.
Еще одним существенным внутренним
риском в деятельности НПФ представляется
риск административного управления.
К этой категории могут быть отнесены
риск неквалифицированного управления
фондом, риск кризиса учредителей
и партнеров, а также различные
операционные риски, связанные с
неверной организационной структурой,
методологией, персоналом, ошибками программного
обеспечения и технических
Не стоит забывать о том, что большинство рисков, с которыми сталкивается НПФ в своей деятельности, не зависят от самого фонда, и ответственность за часть из них лежит на государстве, а часть обусловлена общемировым состоянием экономики. Внешние риски складываются из риска изменения законодательства, демографического риска, а, кроме того, риска кризиса фондового рынка и экономического кризиса.
Для обеспечения устойчивого развития системы НПФ в современных условиях необходимо создание профильного ведомства, отвечающего за регулирование отрасли и имеющего право законодательной инициативы. В настоящее время НПФ, по сути, контролируется Министерством здравоохранения и социального развития (непосредственно вопросы пенсионного обеспечения), Министерством финансов (инвестиционная деятельность), Министерством экономического развития (стратегические вопросы) и ФСФР России (лицензирование и оперативный надзор). Следовательно, утверждение законодательных изменений о НПФ, подразумевает согласование позиций этих органов государственной власти, что ведет к значительной пролонгации процесса принятия необходимых законодательных решений.
В текущем 2012 году должны начаться
первые выплаты по ОПС. Закон о
выплатах накопительной части пенсии
был принят Государственной Думой
в конце 2011 года, однако он требует
существенной доработки и принятия
дополнительных нормативных актов.
В доработке законодательства должны
принимать участие все четыре
ведомства, из чего следует, что существует
высокая вероятность
Споры по поводу целесообразности
введения единого регулятора в пенсионном
сегменте ведутся уже давно. Однако
в последнее время управляющие
НПФ преимущественно
Демографический риск в деятельности
НПФ обусловлен изменениями в
состоянии демографической
Необходимо учитывать перечисленные риски, а также принимать во внимание возможность возникновения иных рисков. Исключение рисков из рассмотрения может привести к превышению размера принятых фондом обязательств по выплате пенсий над размером сформированных пенсионных резервов. Несмотря на то, что актуарные ошибки проявятся, возможно, далеко не в первые годы деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что достижение абсолютной надежности НПФ невозможно, однако, комплекс предпринимаемых мер, учитывающих все категории рисков, в значительной степени способствует повышению надежности НПФ.
НПФ уже создали социально значимую основу негосударственной системы накопительных пенсий. Для ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, внедрять стандартизацию и повысить надежность участников. Постепенный переход от строгой ограничительной политики в области размещения пенсионных средств к правилам разумного инвестирования, развитие собственных систем риск-менеджмента в фондах и УК, а также выстраивание более четких взаимоотношений с УК должны стать приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов НПФ в целях укрепления их надежности.