Пенсионное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:19, доклад

Краткое описание

На современном этапе развития российской пенсионной системы проблема повышения надежности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) приобретает особую актуальность. НПФ является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения [1]. Пенсионные обязательства фонда носят долгосрочный характер, а их нарушение может повлечь за собой значительные социальные последствия.

Файлы: 1 файл

пенсия.docx

— 17.61 Кб (Скачать)

На современном этапе  развития российской пенсионной системы  проблема повышения надежности негосударственных  пенсионных фондов (НПФ) приобретает  особую актуальность. НПФ является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального  обеспечения [1]. Пенсионные обязательства  фонда носят долгосрочный характер, а их нарушение может повлечь  за собой значительные социальные последствия. В силу социальной направленности деятельности, а также ее некоммерческого характера, обеспечение надежности негосударственных  пенсионных фондов является главным  условием их долговременного функционирования.

НПФ в настоящее время  занимают существенное место не только в системе негосударственного пенсионного  обеспечения (НПО), но и обязательного  пенсионного страхования (ОПС). При  этом основным источником роста для  НПФ стал именно сегмент ОПС. По оценке «ЭкспертРа» за 2011 год объем накоплений под управлением НПФ увеличился в 2,5 раза с 155 млрд руб. до 393 млрд руб., что составило 36% пенсионного рынка, а размер клиентской базы вырос на 4 млн человек (прирост составил 51,8%) и достиг 11,87 млн человек. По прогнозу «Эксперта РА», к концу 2012 года по объему сегмент ОПС догонит НПО, а собственное имущество НПФ увеличится на 20%, и превысит 1,4 трлн. рублей [2].

Особенности деятельности НПФ  таковы, что некоторые ее аспекты  не поддаются строгой регламентации  в рамках законодательства, в частности  из-за негосударственного характера  этих организаций. Характерной чертой для НПФ выступает весьма продолжительный  срок сотрудничества с застрахованными  лицами и участниками, что предусматривает  планирование деятельности в условиях неопределенности и зависимости  от многих факторов. Эта неопределенность допускает исключительно вероятностный  подход к планированию. Из этого  следует, что для деятельности НПФ  характерен ряд нестандартных рисков, с которыми сталкиваются в своей  работе только страховые компании, но приобретающие для НПФ, как  некоммерческих организаций, определенное своеобразие [3].

Таким образом, ввиду неоспоримой  социальной значимости НПФ и их важнейшей  роли в пенсионной системе, особое значение должно уделяться финансовой устойчивости фондов, защите интересов участников и застрахованных лиц, а фактор гарантий и обеспечения надежности должен иметь высший приоритет.

Наличие значительного числа  рисков в пенсионной системе является одной из причин, ограничивающих развитие НПФ в России. Этот факт, в свою очередь, сказывается и на эффективности  использования потенциала НПФ.

Все потенциальные риски, с которыми могут столкнуться  НПФ, можно отнести к двум группам. Во-первых, НПФ подвергаются воздействию  внутренних рисков, которые напрямую обусловлены эффективностью управления и особенностями функционирования НПФ. Во-вторых, это внешние риски, независящие непосредственно от деятельности НПФ. Управление данной группой  рисков является сферой деятельности государства. Под государственным  контролем находятся политический и экономический курсы страны, формирование законодательства по негосударственному пенсионному страхованию, система  налогообложения.

Внутренние риски носят  индивидуальный характер и складываются из риска управления активами, риска  управления пассивами и риска  административного управления. Риск управления активами включает в себя инвестиционный риск, который безусловно является ключевым внутренним риском для отрасли НПФ, а также риск непоступления пенсионных взносов.

Инвестиционные риски  подразумевают риск недостижения заданной доходности, желательно не ниже уровня инфляции, и риск снижения текущей  ликвидности. Данный риск может привести к невыполнению прямых обязательств фонда по доходности начисления на пенсионные счета. Как известно, самый  тонкий момент инвестирования пенсионных средств — это баланс между  доходностью и риском. Однако для  пенсионных средств ограничение  риска гораздо приоритетнее, чем  для каких-либо других портфелей.

Вторым видом риска  в управлении активами выступает  риск непоступления пенсионных взносов  вкладчика. Данный вид риска может  спровоцировать ситуацию отклонения в отрицательную сторону доходности инвестирования, принятую в актуарных расчетах задания, что может повлечь за собой невыполнение фондом своих обязательств по начислению средств на пенсионные счета, а также платежеспособности фонда при выплате пенсий.

Еще одним существенным внутренним риском в деятельности НПФ представляется риск административного управления. К этой категории могут быть отнесены риск неквалифицированного управления фондом, риск кризиса учредителей  и партнеров, а также различные  операционные риски, связанные с  неверной организационной структурой, методологией, персоналом, ошибками программного обеспечения и технических средств.

Не стоит забывать о  том, что большинство рисков, с  которыми сталкивается НПФ в своей  деятельности, не зависят от самого фонда, и ответственность за часть  из них лежит на государстве, а  часть обусловлена общемировым  состоянием экономики. Внешние риски  складываются из риска изменения  законодательства, демографического риска, а, кроме того, риска кризиса фондового  рынка и экономического кризиса.

Для обеспечения устойчивого  развития системы НПФ в современных  условиях необходимо создание профильного  ведомства, отвечающего за регулирование  отрасли и имеющего право законодательной  инициативы. В настоящее время  НПФ, по сути, контролируется Министерством  здравоохранения и социального  развития (непосредственно вопросы  пенсионного обеспечения), Министерством  финансов (инвестиционная деятельность), Министерством экономического развития (стратегические вопросы) и ФСФР России (лицензирование и оперативный надзор). Следовательно, утверждение законодательных  изменений о НПФ, подразумевает  согласование позиций этих органов  государственной власти, что ведет  к значительной пролонгации процесса принятия необходимых законодательных  решений.

В текущем 2012 году должны начаться первые выплаты по ОПС. Закон о  выплатах накопительной части пенсии был принят Государственной Думой  в конце 2011 года, однако он требует  существенной доработки и принятия дополнительных нормативных актов. В доработке законодательства должны принимать участие все четыре ведомства, из чего следует, что существует высокая вероятность неготовности нормативной базы к положенному времени и риск срыва сроков выплат пенсий по закону. А проблемы с выплатой первых пенсий могут нанести серьёзный удар по репутации НПФ. Наличие единого профильного регулятора отрасли способствовало бы предотвращению ситуаций, подобных той, что возникла при принятии и доработке выплатного закона.

Споры по поводу целесообразности введения единого регулятора в пенсионном сегменте ведутся уже давно. Однако в последнее время управляющие  НПФ преимущественно высказываются за его создание. Так, по итогам интерактивного опроса, проведенного рейтинговым агентством ЭкспертРА, в рамках IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка», подавляющее большинство руководителей пенсионных фондов (88%) были уверены, что для гармоничного развития пенсионному рынку необходим единый регулятор. При этом большинство участников интерактивного опроса считают, что профильным регулятором должна стать ФСФР или отдельный орган при ФСФР (67%) [8].

Демографический риск в деятельности НПФ обусловлен изменениями в  состоянии демографической ситуации. Заметно нарастает численность  населения пенсионного возраста. По прогнозам Росстата, в ближайшие 20 лет в полтора раза ухудшится соотношение между населением в рабочем и в пенсионном возрасте. К 2050 году, согласно прогнозам ООН, это соотношение снизится почти в 2,5 раза. Если посмотреть на 100-летнюю динамику с 1950 по 2050 год, можно заметить, что число пенсионеров на одного работника возросло в пять раз. По данным Росстата за 2011 год средняя продолжительность жизни в России составила 69 лет. Вместе с тем наблюдается тенденция неуклонного повышения продолжительности жизни в следствие улучшения ее качества и условий труда. К примеру, средняя продолжительность жизни женщины в РФ с 1940 года выросла на 44% с 42 до 74 лет [9]. Ясно, что в таких условиях механизм пенсионной системы не может действовать без серьезных изменений. Поэтому в настоящее время встал вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ. Это обстоятельство в свою очередь может существенно отразиться на деятельности НПФ.

Необходимо учитывать  перечисленные риски, а также  принимать во внимание возможность  возникновения иных рисков. Исключение рисков из рассмотрения может привести к превышению размера принятых фондом обязательств по выплате пенсий над  размером сформированных пенсионных резервов. Несмотря на то, что актуарные ошибки проявятся, возможно, далеко не в первые годы деятельности НПФ, они с большой вероятностью окажут негативное влияние на надежность фонда. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что достижение абсолютной надежности НПФ невозможно, однако, комплекс предпринимаемых мер, учитывающих все категории рисков, в значительной степени способствует повышению надежности НПФ.

НПФ уже создали социально  значимую основу негосударственной  системы накопительных пенсий. Для  ее развития нужно изменить формат госрегулирования НПФ, внедрять стандартизацию и повысить надежность участников. Постепенный переход от строгой  ограничительной политики в области  размещения пенсионных средств к  правилам разумного инвестирования, развитие собственных систем риск-менеджмента в фондах и УК, а также выстраивание более четких взаимоотношений с УК должны стать приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов НПФ в целях укрепления их надежности.


Информация о работе Пенсионное законодательство