Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 4
1.1 Понятие налогового правонарушения 4
1.2 Состав налогового правонарушения 6
1.3 Налоговое законодательство 8
2. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 15
2.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 15
2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения 16
2.3 Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 17
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 20
3.1 Налоговые санкции 20
3.2 Административная ответственность за налоговые правонарушения 29
3.3. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

 

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

 

«Налоговое администрирование»

На тему: «Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил студент

Группы 731/8-9к

___________Д.С. Сажина

(подписать)

Номер зачетной книжки 124120

 

 

 

Проверил:

___________С.А. Малышев

(подписать)

 

 

 

 

 

Н.Новгород, 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ  4

1.1 Понятие налогового правонарушения 4

1.2 Состав налогового правонарушения      6

1.3 Налоговое законодательство       8

2. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ  15

2.1 Общие условия привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения 15

2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение  лица к ответственности за совершение налогового правонарушения 16

2.3 Обстоятельства смягчающие и  отягчающие ответственность за  совершение налогового правонарушения  17

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ  НАЛОГОВЫХ  ПРАВОНАРУШЕНИЙ  20

3.1 Налоговые санкции 20

3.2 Административная ответственность  за налоговые правонарушения 29

3.3. Уголовная ответственность за  налоговые правонарушения  31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные изменения в сфере налогового законодательства начались с вступлением в силу  в 1999 г первой части Налогового Кодекса РФ. С тех пор налоговая система страны стала более справедливой, стабильной, понятной и единой в границах России. Все элементы этой системы функционируют как единый правовой механизм в рамках единого правового налогового пространства. Благодаря кодификации налогового законодательства сформулирована целостная система прав и правовой ответственности, как налогоплательщиков, так и уполномоченных государством органов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки - юридической ответственности за налоговые правонарушения.

Работа содержит 3 главы и заключение с выводами, сделанными на основании изученного материала.

В первой главе мы рассмотрим основные понятия, связанные с Налоговым законодательством и налоговыми правонарушениями.

Вторая глава содержит информацию о порядке привлечения и условиях  привлечения к ответственности.

В третьей главе рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за них. Законодательством РФ предусмотрены три вида юридической ответственности, за нарушения в сфере налогообложения:

Уголовная ответственность - наступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.

Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

Налоговые санкции -  мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

1. Изучить налоговые правонарушения  в процессе анализа составов  налоговых правонарушений с указанием  проблемы их правоприменения.

2. Произвести разграничения налоговых  правонарушений, налоговых преступлений  и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

 

1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1.1 Понятие налогового  правонарушения

Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

К налоговым правонарушениям относятся те, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, налоговыми не считаются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.). Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых – все предусмотренные законом элементы состава правонарушения. Выделяют следующие правовые признаки деяния, влекущего применение мер ответственности.

-   противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы. Действия, хотя и причиняющие определенный ущерб защищаемым общественным отношениям, но не сопряженные с нарушением законодательства, не являются правонарушениями.

-   виновность лица, нарушившего закон. Признаком вины нарушителя является умышленный характер его действий либо же проявленная лицом неосторожность. Вина, как и любой другой признак правонарушения, является необходимым условием привлечения лица к юридической ответственности за нарушения налогового законодательства. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение к нему санкций. Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

-   причинная связь  противоправного действия и вредных  последствий. Вредные последствия - это результат именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности.

- наказуемость действия или бездействия. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения. Если за совершение конкретных противоправных деяний лица взыскания не предусмотрено, то привлечение его к правовой ответственности исключено.

 

1.2 Состав налогового  правонарушения

У каждого конкретного нарушения есть собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности. Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при наличии которых деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения — это те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

Субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Для того, чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупности обязательных признаков, указанных в ст. 107 НК РФ.

Объективная сторона налогового правонарушения — представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено. При этом по конструкции объективной стороны (то есть по способу ее законодательного описания) все составы налоговых правонарушений подразделяются на:

    • материальные, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствий и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями. Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в момент наступления вредных последствий. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);
    • формальные, момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких правонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НК РФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. К формальным относится, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению к объективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения. В НК РФ нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя (см. ст. 110 НК РФ).

 

1.3 Налоговое законодательство

Одним из существенных признаков права в целом и налогового права, в частности, является формальная определенность. Налогово-правовые нормы фиксируются уполномоченными органами в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Источники налогового права - это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, то есть документально фиксируется.

Источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.

Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы России. Статья 57 Конституции РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства.

Вместе с тем вряд ли следует считать Конституцию РФ собственно источником налогового права. Это универсальный, межотраслевой нормативный акт учредительного характера, содержащий конституционные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются другими отраслями права. Конституционные нормы обладают высоким уровнем нормативного обобщения (абстракции). Нормы иных отраслей (в том числе и налогово-правовые) относятся к ним как специальные к общим. Таким образом, Конституция РФ выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом, включая и налоговое право. В данном случае речь идет не о налогово-правовых нормах в собственном смысле слова, а о конституционно-правовых нормах, регулирующих вопросы налогообложения.

Налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации и поэтому включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Каждый уровень имеет собственную структуру, закрепленную нормативно. Так, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Какие законы здесь имеются в виду - любые или же только налоговые? Думается, формулировка "законы о налогах и сборах" указывает на их отраслевую принадлежность к налоговому праву. Таким образом, законодательные акты иных отраслей права, содержащие налогово-правовые нормы, к законодательству о налогах и сборах не относятся. При этом НК РФ прямо не предписывает принятие каких-либо конкретных налоговых законов помимо НК РФ, хотя такая возможность и не исключается: например, ст. 25 НК РФ устанавливает, что права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов могут определяться, в частности, помимо НК РФ и иными федеральными законами.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Характерно, что ранее действовавшая редакция п. 4 ст. 1 НК РФ допускала возможность установления региональных налогов не только законами, но и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти. В настоящее время все нормативные решения субъектов РФ в сфере налогообложения должны приниматься исключительно в форме закона.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК РФ. Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в МНС и Минфин РФ, а также в региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 НК РФ).

Информация о работе Ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за нарушение налогового законодательства