Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, контрольная работа
Цель данной изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, цели, и функции административной ответственности.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи: определить понятие административной ответственности; выявить основные черты административной ответственности; проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности; изучить принципы административной ответственности; рассмотреть особенности института административной ответственности.
Значительно повышается степень вины и тем самым отягчается административная ответственность взрослого правонарушителя, если он вовлекает в правонарушение несовершеннолетнего. Причем ответственность за это усиливается вне зависимости оттого, в какой форме такое вовлечение осуществлялось - путем обмана, уговоров, угроз, использования зависимого положения.
Однако, как и в случае с продолжением противоправного поведения несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, вовлечение в совершение правонарушения несовершеннолетнего может рассматриваться только тогда, когда такое вовлечение не характеризует объективную сторону конкретного административного правонарушения.
Совершение правонарушений группой лиц традиционно считается более опасными видами противоправных деяний и свидетельствуют об определенной организации девиантного поведения, об объединении усилий нескольких лиц для достижения противоправного результата, в силу чего и рассматриваются как отягчающее ответственность обстоятельство, как в уголовном, так и в административном праве. В то же время характер и размер ответственности этих лиц должны определяться с учетом требований принципа индивидуализации административной ответственности в зависимости от степени участия каждого из них в совершении правонарушения.
Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах представляет повышенную общественную опасность, поскольку осложняет правоохранительным органам возможность поддерживать общественный порядок и в должной мере противодействовать противоправному поведению. При таких обстоятельствах люди нередко оставляют свои дома и имущество без присмотра, система государственного управления претерпевает определенного рода сбои, в силу чего совершение административных правонарушений в таких ситуациях и признано в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Более того, совершение правонарушений в таких условиях свидетельствует и об определенной социальной установке правонарушителя как личности, и это также следует учитывать при вынесении административного наказания.
Что же касается совершения административного правонарушения в состоянии опьянения как отягчающего административную ответственность обстоятельства, то, во-первых, в ст. 4.3 КоАП РФ указано, что судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения, могут не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность, а во-вторых, как и другие, данное обстоятельство не может учитываться как отягчающее в случае, если оно предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами Особенной части КоАП РФ.
Заключение
Ответственность - понятие классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется с учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни.
Можно выделить два аспекта понимания ответственности и ее реализации:
Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.
Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.
Административная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается государством посредством издания правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания и его исполнения определяется государством.
Административная ответственность в юридической литературе рассматривается как следствие правонарушения.
В административном праве под административной ответственностью принято принимать ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных законом народным судом (народными судьями), за нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций.
Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков) административной ответственности можно выделить следующее:
наступает при совершении лицом правонарушения;
устанавливается преимущественно нормами административного права;
субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)
поступает во внесудебном порядке;
порядок наложения взыскания регламентируется административно-
не влечет последствий в виде судимости;
играет важную роль в профилактике преступлений.
Следовательно, административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом порядке.
Административная ответственность - один из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность - это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и поэтому обладает всеми признаками юридической ответственности
Общие признаки юридической ответственности:
является средством охраны правопорядка;
нормативно определена и состоит в применении, реализации санкций правовых норм;
ее фактическим основанием является правонарушение;
сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;
неразрывно связана с государственным принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального или материального характера), которые он обязан претерпеть;
реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Эти признаки характерны для любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной (включая материальную).
Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:
основанием административной ответственности является административное правонарушение;
субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;
мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;
административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;
административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;
применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;
меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются основание - административное правонарушение и мера - административное наказание.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.
Сущность административной ответственности заключается в воздействии на правонарушителя, которое влечет за собой отрицательные для правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Цель этого воздействия - воспитание нарушителя, предупреждение правонарушений (общая и частная превенция).
Административная ответственность сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства его полномочными органами и должностными лицами, государственной отрицательной оценкой действий правонарушителя.
Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и организованности во всех сферах государственного управления.
Подводя итог, можно дать следующее определение: административная ответственность - это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности; она проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния.
В приведённом определении охвачены основные, но далеко не все элементы, признаки, характеризующие административную ответственность. Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс РФ об административных правонарушениях и законы субъектов РФ об административной ответственности.
Как было сказано выше, институт административной ответственности представляет собой важнейшую часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права
Список литературы
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №197-ФЗ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, №52 (ч. 2), ст. 1274.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений), Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 №3-ФКЗ, КонсультантПлюс, ст. 1.
Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004 г. №314, в ред. Указа Президента РФ от 07.10.2008 №1445, КонсультантПлюс, ст. 2.
Литература
Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, стр. 139–143.
Административное право: Учебник. Издание второе, Л.Л. Попов, 2005, КонсультантПлюс, стр. 133–135 (Глава 12, раздел 1)
Административное право: Учебник. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю., ЗАО Юстицинформ, 2007, стр. 92–94
Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, М.И. Абдуллаев, Магистр-Пресс, 2004, стр. 151
Административная ответственность: Учебное пособие, И.В. Тимошенко, Москва, «Март», 2004, стр. 22–27.
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации [Текст]: – М. : Норма, 2008.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 15 декабря 2001 г.) «О судебной системе Российской Федерации»
Кодекс об административных правонарушениях [Текст]: кодекс от 20 декабря 2001 г.№195-ФЗ (в ред. от 10. 11. 2009 г.)// Собрание законодательства РФ - 2002 г - №1.
Уголовный Кодекс РФ [Текст]: кодекс от 13. 06. 1996 (с изм. от 19. 05. 2010)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. – ст. 2954
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» Российская газета. 1997. 31 июля.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.60
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в редакции от 13 января 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 (в редакции от 29 апреля 2002 г)
Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 Собрание законодательства РФ. 1998. № 47. Ст. 5742
Информация о работе Особенности института административной ответственности