Нарушение срока предоставления декларации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:36, реферат

Краткое описание

Уплата налогов – одна из важнейших экономических обязанностей каждого гражданина. Конституция РФ, в своей 57 статье, прямо говорит о том, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Именно из этой обобщающей нормы мы вполне можем сделать вывод о том, что граждане обязаны выполнять законные и обоснованные требования органов государства, ответственных за взимание налогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие декларации и порядок ее предоставления…………………….4
Непредоставление налоговой декларации……..………………..………7
Ответственность за нарушение срока предоставления налоговой декларации……………12
Заключение……………………………………………………………………...16
Список используемой литературы……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Нарушение срока предоставления декларации.docx

— 32.10 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие декларации и порядок ее предоставления…………………….4
  2. Непредоставление налоговой декларации……..………………..………7
  3. Ответственность за нарушение срока предоставления  налоговой декларации………………………………………………………….……12

Заключение……………………………………………………………………...16

Список  используемой литературы……………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Уплата  налогов – одна из важнейших экономических  обязанностей каждого гражданина. Конституция  РФ, в своей 57 статье, прямо говорит  о том, что каждый гражданин обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Именно из этой обобщающей нормы мы вполне можем сделать  вывод о том, что граждане обязаны  выполнять законные и обоснованные требования органов государства, ответственных  за взимание налогов. И именно отсюда следует ответственность, которая  наступает для нарушителей норм налогового законодательства.

Ответственность за нарушения налогового права предусмотрена  двумя основополагающими документами  – Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 16 – «Виды налоговых  правонарушений и ответственность  за их совершение») и Кодексом об административных правонарушениях РФ (глава 15 – «Административные  правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг»). Данное регулирование двумя  различными по своей сути документами  вполне оправдано: первый кодекс предусматривает  ответственность налогоплательщиков (то есть – самих организаций, учреждений, предприятия), в то время как второй устанавливает пределы и размеры  ответственности непосредственно  должностных лиц проштрафившихся  юридических лиц. И еще одна важная особенность общего характера –  ПБОЮЛ несут ответственность  по указанным правонарушениям лишь в рамках действующего налогового законодательства – нормы административной ответственности к ним в этом случае не применяются.

 

 

 

1.Понятие декларации и порядок ее подачи.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или  заявление, составленное в электронном  виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением  электронной цифровой подписи, налогоплательщика  об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой  базе, налоговых льготах, об исчисленной  сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные  частью второй настоящего Кодекса. Указанные  расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному  налогу.

Не подлежат представлению  в налоговые органы налоговые  декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены  от обязанности по их уплате в связи  с применением специальных налоговых  режимов, в части деятельности, осуществление  которой влечет применение специальных  налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления  такой деятельности.

 Способы представления  деклараций

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту  учета налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента)

по установленной форме  на бумажном носителе(лично или через его уполномоченного представителя либо направлена в виде почтового отправления с описью вложения);

по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим  Кодексом должны прилагаться к налоговой  декларации (расчету). (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях).

Обязаны подавать декларации на электронном носителе:

Налогоплательщики, среднесписочная  численность работников которых  за предшествующий календарный год  превышает 100 человек, а также вновь  созданные (в том числе при  реорганизации) организации, численность  работников которых превышает указанный  предел, если иной порядок представления  информации, отнесенной к государственной  тайне, не предусмотрен законодательством  Российской Федерации.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган :

лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения

передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе  налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой  декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления  считается дата отправки почтового  отправления с описью вложения. При  передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи  днем ее представления считается  дата ее отправки.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его  представитель подписывает налоговую  декларацию (расчет), подтверждая достоверность  и полноту сведений, указанных  в налоговой декларации (расчете).

 

 

 

2. Непредставление налоговой декларации.

Объектом описанного ст. 119 НК РФ состава правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления налогового контроля. 
Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета налоговых деклараций по налогам, которые он обязан уплачивать. 
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по уплачиваемым налогам. Данная обязанность конкретизируется отдельными главами части второй Налогового кодекса РФ, устанавливающей виды налогов. 
Предметом рассматриваемого правонарушения является налоговая декларация. Понятие налоговой декларации дается в ст. 80 НК РФ, согласно которой декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Статья 80 НК РФ содержит юридические признаки налоговой декларации, поэтому непредставление или несвоевременное представление иной налоговой отчетности, не содержащей сведений, указанных в данной статье, не подлежит квалификации по ст. 119 НК РФ. 
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, который он обязан уплачивать. Обязанность по представлению декларации считается исполненной надлежащим образом только при условии ее представления в соответствующий налоговый орган в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. 
Как правило, на налогоплательщике лежит обязанность по уплате различных налогов и сборов, или по одному налогу он должен представлять самостоятельные декларации, но в различные сроки. При нарушении налогоплательщиком сроков представления в налоговый орган нескольких деклараций непредставление в срок каждой декларации квалифицируется по ст. 119 НК РФ в качестве самостоятельного правонарушения независимо от продолжительности просрочки по иным декларациям. Учитывая положения п. 2 ст. 112 НК РФ, привлечение к ответственности за предыдущее налоговое правонарушение является обстоятельством, отягчающим ответственность. 
Однако следует различать уплату налога по декларации, составляемой налогоплательщиком самостоятельно, и уплату налога по требованию налогового органа, выставляемого налогоплательщику. В п. 1 ст. 80 НК РФ предусмотрены ситуации, освобождающие налогоплательщика от подачи декларации. Например, на основании ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В частности, налоговые органы обязаны исчислять суммы налогов на имущество физических лиц, земельного налога и некоторых других. При этом освобождение налогоплательщика от обязанности самостоятельно исчислять налог 
и, следовательно, представлять в налоговый орган соответствующую декларацию не всегда четко прописано в законе о конкретном налоге или главе Налогового кодекса РФ, устанавливающей какойлибо налог. Отсутствие в законодательном акте о налогах и сборах нормы, указывающей на обязанность налогоплательщика представить декларацию, следует расценивать как освобождение от названной меры должного юридического поведения. 
Статья 119 НК РФ состоит из двух пунктов, различие между которыми проводится по продолжительности просрочки представления налогоплательщиком налоговой декларации. Каждый из пунктов ст. 119 имеет факультативные признаки состава правонарушения: п. 1 — место совершения правонарушения; п. 2 — место и время совершения правонарушения. Местом совершения правонарушения является место нахождения налогового органа, в который налогоплательщик должен представить соответствующую декларацию. Временем совершения правонарушения, описанного п. 2 ст. 119 НК РФ, является период времени, составляющий период более 180 дней по истечении установленного срока представления налоговой декларации. 
Правонарушение в виде непредставления налоговой декларации считается оконченным в момент истечения срока, установленного законодательством для подачи налоговой декларации. Моментом окончания рассматриваемого деяния будет являться прекращение правонарушения самим налогоплательщиком в виде подачи декларации в соответствующий налоговый орган или пресечение правонарушения налоговым органом в результате проведения налоговой проверки (или иным компетентным органом). 
В ходе проведения проверки налоговый орган на основании соответствующих данных может самостоятельно выявить в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика факты, подлежащие декларированию для целей налогообложения. Данная ситуация создает определенные сложности для расчета суммы налоговой санкции за непредставление налоговой декларации, поскольку налоговый орган самостоятельно должен определить налоговую базу проверяемого субъекта. Следовательно, при исчислении подлежащей уплате (доплате) суммы налога, а соответственно, и санкции по ст. 119 НК РФ налоговый орган обязан применить все имеющиеся у данного налогоплательщика налоговые льготы, принять во внимание и отразить в расчете произведенные и документально доказанные налогоплательщиком расходы, учесть иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах обстоятельства, влияющие на исчисление налоговой базы по не продекларированному налогу. Самостоятельное установление налоговым органом налогооблагаемой базы не означает полное отстранение налогоплательщика от участия в данной налоговой процедуре: налогоплательщик обязан доказать наличие имеющихся у него льгот, подтвердить произведенные расходы и т.д. 
Если налог подлежит уплате (доплате) в результате применения налоговых льгот, а также при наличии у налогоплательщика права на возврат из бюджета излишне уплаченного налога он не освобождается от подачи декларации по возвращаемому налогу. Следовательно, непредставление, а равно несвоевременное представление налоговой декларации, по данным которой у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате (доплате) налога, не освобождает от ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. В рассматриваемой ситуации санкция рассчитывается только на основании п. 1 ст. 119 в размере «не менее 100 рублей». 
Не является обстоятельством, исключающим ответственность налогоплательщика по рассматриваемой статье, факт невыполнения налоговым органом своей обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 80 НК РФ, по бесплатному предоставлению налогоплательщику бланков налоговых деклараций. Налоговым законодательством не запрещается самостоятельное изготовление налогоплательщиком бланков налоговых деклараций по установленному образцу. 
Также не освобождает налогоплательщика от ответственности по ст. 119 НК РФ уплата налога по просроченной декларации, однако данный факт может учитываться в качестве смягчающего вину обстоятельства. 
Не образуют состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ деяния налогоплательщика, образовавшиеся в результате допущенных ошибок при составлении налоговой декларации, в том числе и такие ошибки, которые привели к занижению налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога. Согласно диспозиции рассматриваемой статьи не является противоправным деянием подача налоговой декларации с неверным содержанием, с ошибками, допущенными при ее составлении, в том числе с погрешностями, приводящими к занижению суммы налога, подлежащего уплате (доплате). 
Если в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отсутствуют факты, подлежащие декларированию для целей исчисления налогов, то им составляется декларация об отсутствии полученного дохода, произведенного расхода или иных объектов налогообложения. Однако за непредставление налогоплательщиком сведений в форме налоговой декларации с «прочерками» («нулевой» декларации) ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, не применяется. 
Непредставление налоговой декларации относится к формальным составам и квалифицируется в качестве правонарушения независимо от наличия или отсутствия последствий в виде неуплаты налогов. 
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, является надлежащий субъект налоговой обязанности, т.е. лицо, обязанное исполнять требования ст. 80 НК РФ о представлении декларации налоговым органам. Следовательно, ответственности по данной статье подлежат организации налогоплательщики, физические лица и законные представители физических лиц. Представители организации не являются субъектами правонарушения по ст. 119, поскольку их действия по представлению налоговой декларации направлены на исполнение налоговой обязанности организации, а не самого представителя. 
Субъективная сторона непредставления декларации в налоговый орган характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. 
Санкция, применяемая к правонарушителям по ст. 119 НК РФ, выражена в виде штрафа и носит компенсационный характер. Размер санкции зависит от суммы налога, которая могла бы быть взыскана с налогоплательщика по непредставленной в срок декларации.

 

 

 

 

3.Ответственность за нарушение срока предоставления налоговой декларации.

Налоговые декларации представляются налогоплательщиком в установленные  законом сроки, их пропуск влечет неблагоприятные для налогоплательщика  последствия.

Статьи 119 и 122 НК РФ предусматривают за непредставление в срок налоговой декларации, а также за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) санкции в виде штрафа, размер которого зависит от суммы налогов, заявленных к уплате в декларации. Отметим, что налогоплательщик не освобождается от ответственности при пропуске срока предоставления налоговой декларации даже при своевременной уплате налога .

Статья 15.5 КоАП РФ устанавливает также административную ответственность для должностных лиц, в чьи обязанности входит сдача налоговой отчетности, при пропуске срока представления налоговой декларации (штраф от 300 до 500 рублей).

Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают уголовную ответственность в случае непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, если недоплата по налогам имеет крупный размер. Понятие крупного размера расшифровывается в ст. 198 и 199 УК РФ.

Пропуск установленного срока предоставления налоговой декларации более чем  на 14 дней дает право налоговым органам  приостановить операции по счетам налогоплательщика  для обеспечения исполнения обязанности  по уплате налогов (п. 2 ст. 76 НК РФ). С 1 января 2007 г. приостановить операции по счетам в банке налоговый орган сможет при 10-дневной просрочке подачи декларации. Непредставление налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов дает ему право определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством  о налогах и сборах срок налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учета (в случае опоздания  менее чем на 180 дней) влечет взыскание  штрафа в размере 5 процентов суммы  налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Налогоплательщиком в данном случае является организация. Именно ее налоговый орган привлекает к ответственности.

Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 108 НК РФ привлечение  организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц  при наличии соответствующих  оснований от административной, уголовной  или иной ответственности, предусмотренной  законами РФ. Так, согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Определение лица, виновного  в нарушении сроков представления  налоговой декларации на основании  статьи 15.5 КоАП РФ, зависит от того, за кем закреплена эта обязанность локальными актами организации, а также от положений трудовых договоров, заключенных с работниками. Поскольку такая обязанность на главного бухгалтера законодательством не возложена, отсутствие указанного положения в локальных актах организации и трудовом договоре может послужить основанием для оспаривания главным бухгалтером решения о привлечении его к ответственности согласно данной статье.

Однако главному бухгалтеру следует иметь в виду, что согласно статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного  имущества работодателя, а также  необходимость для него произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества  либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. При этом к прямому действительному ущербу могут быть отнесены, в том числе, суммы уплаченного штрафа. Следовательно, работодатель вправе взыскать с главного бухгалтера сумму уплаченного организацией штрафа. В соответствии с нормами трудового законодательства о материальной ответственности работника перед работодателем (гл. 39 ТК РФ) на главбуха распространяются положения об ограниченной материальной ответственности. Поэтому взыскание может быть произведено в сумме, не превышающей средний месячный заработок главного бухгалтера.

В заключение отметим, что, несмотря на то, что срок представления декларации нарушен незначительно (всего на 1 день), штрафа по статье 119 НК РФ не избежать. Однако сумму штрафа можно попытаться минимизировать. Ведь незначительность данной просрочки можно расценить  как смягчающее ответственность  обстоятельство (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Признание данного факта обстоятельством, смягчающим ответственность, позволит снизить размер штрафа не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Если этого не сделает налоговый орган, то можно смело оспаривать размер штрафных санкций в судебном порядке. Примеров выигранных налогоплательщиками споров в арбитражной практике достаточно.

Информация о работе Нарушение срока предоставления декларации