Граждане Российской Федерации как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.[4]
Субъект административного права - это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.

Оглавление

1. Граждане РФ как субъекты административного права……………………..3
2. Правовые акты управления………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...19

Файлы: 1 файл

главная контрольная по административному праву.doc

— 98.00 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

1.       Граждане РФ как субъекты административного права……………………..3

2.       Правовые акты управления………………………………………………….11

Список используемой литературы……………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Граждане РФ как субъекты административного права.

В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.[4]

Субъект административного права - это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.

Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты[5]:

1.                      К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).

2.                      Коллективные субъекты - различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.

         Государственные организации - это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).

         Негосударственные организации - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.[3]

Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством. Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит из следующих элементов[7]:

1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя

а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) права и законные интересы граждан;

д) обязанности граждан.

2. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.

3. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.[7]

Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в состав правового статуса правосубъектности.[10]

Административная правоспособность - это способность гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений. Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти.[10]

    Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она возникает по достижении гражданином определенного возраста:

     • полная - с 18 лет;

     • ограниченная - с 16 лет[13];

     • частичная - с 7 лет.

      На административную дееспособность влияет наличие у граждан опре­деленных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указан­ных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или пол­ностью недееспособными.[7]

     Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.

      Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

      Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности:

      - в государственной и общественной деятельности;

      - в хозяйственно-трудовой деятельности;

      - в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества.

      Третий элемент административно-правового статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

      Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официаль­ный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обя­занностей.[11]

Административно-правовой ста­тус гражданина обладает рядом особенностей.[5]

     Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «про­питан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности, и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

     Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами),  либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  гражданин  имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность упла­тить в установленный срок наложенный на него штраф).

     В-третьих, содержание  административно-правового  статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (напри­мер, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подверга­ется административному задержанию и доставлению в мили­цию).

     В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта адми­нистративного права включает:

     = права и обязанности, общие для всех граждан, (например, обязанность соблюдать правила пожар­ной безопасности);

     = права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобиль­ного транспорта, предпринимателям, охотникам);

     = права и обязанности конкретных индивидов (например, лица, являющего­ся беженцем или вынужденным переселенцем).

     Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничиваю­щие права личности, обычно носят административно-правовой ха­рактер.

Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.[8]

Виды прав и свобод:

1.                      Комплекс социально-экономических прав и свобод. Социальное обеспечение по возрасту. Свобода труда. Право на образование, жилище.

2.                      Политические права и свободы граждан. Право каждого гражданина участвовать в управлении. Свобода мысли. Свобода шествий и т.п.

3.                      Личные права и свободы, которые направлены на удовлетворение потребностей человека. Конституции РФ закрепляет только главные принципиальные положения прав и свобод граждан, которые конкретизируются в текущем законодательстве.[1],[2]

Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется посредством административно-правового акта.

      В административном праве права граждан подразделяют на виды по различным основаниям.[5]

      В зависимости от механизма реализации права граждан подразделя­ются на:

     = абсолютные (безусловные) права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);

     = относительные права - права, для реализации которых нужен акт госу­дарственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).

      В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и осно­ваний их возникновения различают:

      • общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

      •  специальные права - права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

      По содержанию выделяют следующие группы прав:

     • право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых доку­ментов, пресечение противоправных действий и др.);

     • право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);

     • право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосудар­ственных организаций).

      По степени возможности реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на:

    • абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных на­логов и т. п.);

    • относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовые акты управления.

Информация о работе Граждане Российской Федерации как субъекты административного права