Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа
Задачами данной работы являются:
1. Определить понятия: федерация, унитарное государство и конфедерация.
2. Выделить принципы организации федеративного государства.
3. Рассмотреть Россию как федеративное государство.
1.Введение...........................................................................................................3
2. Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды......................................................................................................5
3.Федерация:понятие ,признаки, принципы построения, модели................10
4.Соотношение понятий "федерация" и "федерализм".................................17
5. Российское государство как федерация. История развития и конституционные основы федерализма современной России.....................21
6.Заключение....................................................................................................29
7.Список использованной литературы..........................................................31
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет
им. Лобачевского
Юридический факультет
Федерация как форма государственного устройства
Курсовая работа
Студентки группы 11-15
Фоминой Анастасии Алексеевны
Проверила: Биюшкина Надежда Иосифовна
г. Нижний Новгород
2012 г.
Содержание
1.Введение....................
2. Форма государственного устройства
как элемент формы государства:
понятие, виды..........................
3.Федерация:понятие ,признаки, принципы построения, модели................10
4.Соотношение понятий
"федерация" и "федерализм"....
5. Российское государство как федерация. История развития и конституционные основы федерализма современной России.....................21
6.Заключение..................
7.Список использованной
литературы....................
Введение
Тема моего исследования,
как нельзя, актуальна в современном
мире. В настоящее время существует
около 200 суверенных государств, и только 22 из них являются федерациями.
Но какую роль занимают они в современном
мире? На этот вопрос можно ответить однозначно - их значение для современного
общества неоценимо. Хотя многие юристы,
изучая данное понятие ,приходили к разным
выводам.
Форма государственного устройства
наиболее полно раскрывает и показывает
внутреннюю структуру государства. Из
всех известных форм государственного
устройства выделяют:
Я остановлюсь в своей
исследовательской работе на такой
форме государственного устройства,
как федерация, потому что федеративное государство является
самой молодой формой государственно-
Целью является изучение формы территориально-
государственного устройства, а именно
федерации, а также рассмотреть ее признаки,
принципы организации и виды.
Задачами данной работы являются:
1. Определить понятия:
федерация, унитарное
2. Выделить принципы организации федеративного государства.
3. Рассмотреть Россию как федеративное государство.
4. Соотнести понятия федерация
и федерализм.
Для решения данных задач, я
постаралась привлечь наиболее всесторонний,
и объективный круг нормативных, и литературных
источников.
Моя курсовая работа состоит из нескольких
пунктов, подпунктов, введения, заключения
и списка использованной литературы.
Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды.
Вопрос о форме государственного
устройства имеет важное практическое
и теоретическое значение, особенно на
современном этапе, когда классические
формы подвергаются изменениям. С практической
точки зрения важно определиться с формами
новых государственных объединений, поскольку
это влияет не только на внутреннее устройство,
но и международное положение государств
и государственных образований.
На вопрос об общем понятии формы государства
тогда, как и сейчас, нет единой точки зрения.
Но, так или иначе, все их можно свести
к трем направлениям в зависимости от
сочетания традиционно выделяемых элементов:
формы правления, формы государственного
устройства, государственного (или политического)
режима. Только в советской юридической
литературе сторонники условно традиционной
точки зрения отождествляли форму государства
с формой правления, а в современной литературе
предпочтение отдается трехчленной (редко
двучленной) структуре. Исследования советского
периода по проблеме государственной
формы не уделяли должного внимания форме
государственного устройства. Форма государственного
устройства, по сути, анализировалась
в основном посредствам критики буржуазных
юристов (Бюрдо, Дюверже, ди Руффия и др.),
которые, по мнению советских авторов,
проблему государственного устройства
сводили к вопросу о соотношении суверенитета
государства и его составных частей, а
также о государственных союзах. Выводы
советских авторов по данному вопросу,
по сути, были подобными, но акцент ставился
не на проблемы суверенитета, а на организации
территории. Так, по мнению В.С. Петрова,
форма государственного устройства –
это территориальная организация государственной
власти, характеризующаяся принципами
взаимосвязи отдельных частей государства
и их органов власти между собой и с государством
в целом.
Говоря о государственном устройстве,
следует обратить внимание на многозначность
этого понятия. В литературе говориться
об устройстве государства как о форме
государства в целом, об устройстве как
о форме правления, об устройстве как территориальной
организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина
считают, что действительно, во всех этих
случаях речь идет именно об устройстве
(строении, организации) государства, только
в разных аспектах: политическом, структурном,
территориальном. Очевидно потому, говоря
о форме государства и всех ее элементах,
при определении понятий Венгеров использует
термин «устройство», причем каждый раз
применяя разные смысловые оттенки.
В последние годы само понятие «форма
государственного устройства» подвергается
критике. Чиркин В.Е. указывает, что в политической
литературе понятию «государственное
устройство» придавалось излишне широкое
содержание: нередко имелся ввиду государственный
строй в целом, а иногда включались и некоторые
важнейшие элементы общественного строя
(например, партии). В последние годы этот
термин стремятся заменить формулировкой
«политико-территориальное», «территориально-политическое
устройство» государства. Также взамен
предложены понятия «территориальная
организация публичной власти», «территориально-политическая
организация государства», однако отмечается,
что для обозначения системы взаимоотношений
между центральной государственной властью
и действующими в территориальных составных
частях органами публичной власти полностью
адекватный обобщающий термин еще не найден.
Внутреннее деление государства, правовое
положение его частей, их взаимоотношение
друг с другом и с центральными органами
власти охватываются понятием «территориальное
устройство государства». В учебной и
научной литературе прослеживается в
принципе единообразная характеристика
данного термина. Так, В.М. Корельский,
под формой государственного устройства
понимает территориальную организацию
государственной власти, соотношение
государства как целого с его составными
частями. Миронов О.О. определяет государственное
устройство как внутреннюю национально-территориальную
организацию государства, соотношение
целого и его частей. Венгеров А.Б., детализируя
сам термин, указывает, что форма национально-государственного
и административно-
Исходя из данного определения и представленной
выше характеристики, можно выделить следующие
признаки формы государственного устройства.
Во-первых, это один из элементов, характеризующий
форму государства. Во-вторых, этот элемент
показывает, из каких частей состоит внутренняя
структура государства. В-третьих, определяет
правовое положение частей государства
и взаимоотношение их органов. В-четвертых,
показывает, как строятся отношения между
центральными органами государственной
власти и органами власти частей государства.
Форма государственного устройства наиболее
полно раскрывает и показывает внутреннюю
структуру государства, как образования,
имеющие черты, отличающие его от любого
другого образования.
На сегодняшний день выработаны только
две бесспорные формы государственного
устройства – унитарная и федеративная.
Традиционно конфедерацию и иные формы
объединения государства рассматривают
в рамках государственного устройства
с оговоркой, что в этих случаях речь идет
не об устройстве государства, а о территориальной
организации союза государств. Однако
в последнее время появилась тенденция
к выделению из формы государственного
устройства форм международных объединений
государств.
Унитарное государство – это единое цельное
государство, состоящее из административно-
В отличие от унитарной, федеративную
форму государственного устройства называют
«сложной», поскольку федерация представляет
собой союзное государство, части которого
обладают признаками государственности.
Как отмечается в литературе, федеративное
государственное устройство является
уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно,
во-вторых, разнообразно. Это определяется
многими факторами: различием в национально-этническом
составе населения, историческими процессами,
географическим положением и др. Однако,
не смотря на это можно выделить ряд признаков,
которые характерны для большинства федераций.
Территория федерации состоит из территорий
отдельных субъектов, которые называются
по-разному. В союзном государстве верховная
законодательная, исполнительная и судебная
власть принадлежит федеральным государственным
органам. Компетенция между федерацией
и ее субъектами разграничивается союзной
(федеральной) конституцией. Субъекты
федерации обладают правом принятия собственной
конституции, имеют свои высшие законодательные,
исполнительные и судебные органы. В большинстве
федераций существует единое союзное
гражданство и гражданство федеральных
единиц. При федеральном государственном
устройстве в парламенте имеется палата,
представляющая интересы членов федерации.
Основную общегосударственную внешнеполитическую
деятельность в федерациях осуществляют
союзные государственные органы. Они официально
представляют федерацию в межгосударственных
отношениях.
Таким образом, при характеристике формы
государственного устройства, необходимо
различать виды форм именно государственного
устройства, не смешивая их с формами межгосударственных
объединений, поскольку, государства и
объединения государств имеют разные
признаки и правовую природу.
Федерация: понятие, признаки, принципы построения, модели.
Федерация — одна из основных форм политико-территориальной организации государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственно-подобных образований (штатов, провинций, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом. Федерация состоит из государств и/или государственных образований — субъектов федерации, имеющих свою территорию, свою конституцию, свое гражданство, собственное законодательство, высшие государственные органы и т.д. Федерация коренным образом отличается от такой формы межгосударственного объединения, как конфедерация, поскольку образование федерации всегда означает создание государствами и/или государственными образованиями — субъектами федерации их общего (единого) суверенного государства с федеральными органами власти и управления, с единой территорией, общим гражданством, единой денежной единицей и т.д., в то время как конфедерация (о чем подробнее речь в следующем параграфе данной главы) — это не одно союзное государство, а союз двух или нескольких независимых государств, объединение которых не приводит к появлению нового суверенного государства со всеми вытекающими из этого следствиями.
Сложность общего определения понятия «федерация» приводит к тому, что авторы многих учебников по конституционному праву, да нередко и научных трудов по федерализму уходят от его четкого и ясного формулирования. Но и тогда, когда такие попытки все же делаются, их трудно признать удачными. Так, М.В. Баглай пишет: «Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью». Нечеткость, расплывчатость такого определения выявляется прежде всего в том, что оно не позволяет отграничить федерацию от конфедерации, ибо, но сути дела, ведет речь не об одном общем союзном государстве, а о союзе государственных образований и не указывает, о каком именно уровне их самостоятельности можно говорить в рамках федерации.
Федеративная природа отличается следующими признаками:
На мой взгляд, к числу наиболее существенных и определяющих принципов федерализма как особого государственно-правового явления можно отнести:
1. Принцип суверенитета
2. Принцип добровольности
3. Принцип единства
4. Принцип равноправия субъектов - в самом общем виде, равноправие субъектов выражается в обладании равными правами в сфере взаимоотношений с федеральным центром. Это так называемая идеальная модель принципа равноправия при построении федерации, что на практике, как правило, крайне тяжело соблюсти. Рассмотрение данного принципа происходит на основе взаимоотношений субъектов с явлением несколько иного порядка - федеральным центром, который в определенной степени является отправной точкой.
5. Принцип единства правового и экономического пространства - Данный принцип также является весьма важным для нормального функционирования федеративного государства. Он находит свое выражение в верховенстве федеральной Конституции и федерального законодательства, в прямом действии Конституции на территории всей федерации. Единство экономического пространства федерации выражается в установлении единой валюты, запрете ограничения конкуренции, недопустимости создания преград при передвижении товаров, услуг, ценностей и пр. внутри территории государства. Также не допускается создание каких-либо таможенных барьеров, пошлин сборов и т.п., могущих служить препятствием свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств.
6. Принцип разграничения
7. Принцип равноправия народов и их права на самоопределение - под правом наций на самоопределение понимается одно из основных суверенных прав каждой нации, право на отделение и образование самостоятельного национального государства. Это означает право каждой нации самой, свободным волеизъявлением ее большинства, без вмешательства извне определять характер и форму своего государства, его конституцию, свои взаимоотношения с другими государствами; свободное установление нацией различных форм отношений с другими народами на основе добровольного объединения в федеративное государство или создания автономии, а также правомочность отделения, образования независимого государства, внутреннего устройства (право определять общественный строй, форму правления и т.д.).
Существует несколько моделей федерализма.
Примером «гегемонической» модели федерализма считается Германия XIX в., в которой, в отличие от федераций буржуазных государств, отсутствовал принцип равенства субъектов федерации, ибо они не были одинаковы по занимаемой территории, численности населения и экономическому потенциалу. В данном случае одним из основных принципов федерализма является не равенство субъектов федерации, а их равноправие в отношениях с федеральной властью и между собой, упреждающее возможность гегемонии одного субъекта над другим.
Суть модели «дуалистического федерализма» в исследованиях западных учёных усматривается в существовании двух уровней власти, каждая из которых в пределах своих полномочий независима от другой. Считается, что такой федерализм не предусматривает обязательное объединение штатов, земель и т. п. в единое союзное государство. Однако очевидно, что без объединения разных государственных и подобных им образований в единое союзное государство не может быть федеративного государства.
Совершенно иное понимание вкладывают в сущность данной модели российские юристы. По определению С.С. Алексеева, именование федеральной политической формы «дуалистической» означает лишь указание двойного источника ее суверенитета. Очевидно, что двойной источник суверенитета характерен для любого федеративного государства, ибо, оно образуется на основе договора (соглашения) суверенных государств, которые весомую часть своего суверенитета передают федерации. Следовательно, речь может идти о дуализме суверенитета в едином федеративном государстве (суверенитета федерации и суверенности ее членов), а не об особой модели «дуалистического федерализма».
Информация о работе Федерация как форма государственного устройства