Центральный федеральный округ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:46, реферат

Краткое описание

Территориальный состав: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва - 18 субъектов;

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.90 Кб (Скачать)

                                 1. Центральный федеральный округ

 

Территория — 653 тыс. км2. Население — 37,1 млн. чел.

Федеральный центр — Москва.

Территориальный состав: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва - 18 субъектов;

Федеральный округ в % от России:  территория — 3,8; население — 25,6;

валовой региональный продукт  — 28,0; промышленная продукция — 20,2; сельскохозяйственная продукция — 24,3.

Условия для развития хозяйства. Выгодное в недалеком прошлом экономико-географическое положение в центре европейской части страны после распада Советского Союза заметно ухудшилось: оно приобрело черты периферийности.

Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а положительной  стороной — соседство с самым  крупным по промышленному потенциалу Приволжским федеральным округом, крупным ресурсным районом —  европейским севером, а также  с важными внешнеэкономическими партнерами — Украиной и Белоруссией.

Полезными ископаемыми округ  беден. Исключение составляют железные руды, по запасам которых он занимает лидирующее положение в стране, и  массивы черноземных почв.

Важными предпосылками экономического развития также являются:

*  уже созданный крупный экономический потенциал с полифункциональной отраслевой структурой;

*  самая мощная в стране научная база;

*  развитая сеть учреждений среднего специального высшего образования;

*  наличие на территории округа столицы РФ.

Население. Наиболее освоенный и заселенный округ России.

Средняя плотность населения  — 57 человек на км2.

Самый высокоурбанизированный округ. Хотя по доле городского населения — 80% — он уступает Северо-Западу, однако и по степени концентрации горожан в крупных и крупнейших городах и в городских агломерациях ему нет равных во всей стране. Здесь расположена столица и самый крупный в России город — Москва с населением 8631 тыс. человек (2000 г.), а вся Московская агломерация насчитывает 12 млн. жителей.

Еще две городские агломерации  — Тульско-Новомосковская и Брянско-Людиновская насчитывают более 1 млн. каждая.

ЦФР самый однородный по этническому  составу в стране, русские составляют 97% в общей численности населения. Из других этносов выделяются украинцы и белорусы.

Отрасли хозяйственной специализации:

*  машиностроение;

*  черная металлургия;

*  легкая промышленность;

*  сахарная промышленность;

*  маслобойная промышленность;

*  молочное животноводство;

*  картофелеводство;

*  овощеводство; 

*  выращивание технических культур (сахарной свеклы, подсолнечника, льна-долгунца); *  наука, научное обслуживание, высшее образование;

*  банковско-финансовая деятельность.

 

Машиностроение — самая крупная отрасль промышленной специализации ЦФО. Ее отличает широкая номенклатура выпускаемой продукции. Вместе с тем, здесь намного выше, чем в других регионах страны, доля технически сложной, наукоемкой продукции, ориентирующейся на использование квалифицированного и высококвалифицированного труда. Наибольшее развитие получило транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, железнодорожное и автомобилестроение). Предприятия авиакосмической промышленности в основном расположены в Москве и Подмосковье, а также в Рыбинске; автомобилестроения — в Москве, Подмосковье, Ярославле, Брянске, Владимире; железнодорожного машиностроения — в Твери, Брянске, Подмосковье.

ЦФО — ведущий в России регион точного и сложного машиностроения (электроника, приборостроение, инструментальное производство и др.). Предприятия точного и сложного машиностроения концентрируются в Москве, Подмосковье, а также в областных центрах и крупных городах.

Черная  металлургия. На территории ЦФО размещается вторая по значению и масштабам производства база черной металлургии страны: первое место в России по добыче железной руды, второе — по выплавке чугуна, стали и производству проката, третье — по выплавке ферросплавов. Железорудная промышленность, основные объемы производства чугуна, стали и проката тяготеют к южной части округа (Белгородская, Курская и Липецкие области). В центральных и северных районах округа преобладает передельная металлургия, главным образом выплавка качественных сталей и производство проката в металлургических цехах машиностроительных заводов.

Крупнейшие предприятия  отрасли: Лебединский и Стойленский  горнообогатительные комбинаты, Яковлевский рудник, Новолипецкий и Ставропольские металлургические комбинаты, металлургические заводы Тулы, подмосковный завод «Электросталь», Орловский сталепрокатный завод.

Легкая  промышленность. ЦФО — родина отечественной легкой промышленности. По большинству видов продукции отрасли он занимает ведущие позиции в стране. Здесь производится около половины всех отечественных тканей, одна треть обуви и швейно-трикотажных изделий. Наибольшая концентрация предприятий легкой промышленности наблюдается в центральных и северных областях округа, особенно в междуречье Оки и Волги. Крупнейшие центры отрасли — Москва и города Подмосковья, Иваново, Кострома, Владимир, Ярославль, Тверь, Смоленск, Калуга.

Сахарная  и маслобойная промышленность концентрируются в южной части округа (Белгородская, Курская, Воронежская, Тамбовская и в меньшей степени Липецкая области), где они приурочены к основным ареалам возделывания сахарной свеклы и подсолнечника. ЦФО - основной производитель свекловичного сахара в России, а по площади посевов, сбору семян подсолнечника и производству растительного масла он занимает второе место в стране после Южного федерального округа.

Льноводство. ЦФО — главный район льноводства России, он дает большую часть сбора отечественного льна-долгунца. Основной ареал возделывания этой культуры — северная часть округа (Смоленская, Тверская, Калужская, Ярославская, Костромская, Владимирская, Ивановская и в меньшей степени Московская, Рязанская, Брянская и Тульская области).

Скотоводство  молочного направления — основная отрасль животноводческой специализации округа, ее доля в производстве молока в стране превышает четверть. Молочное направление скотоводства возрастает по мере продвижения с юга на север, где лучшая обеспеченность сочными кормами.

Картофелеводство  и овощеводство развито повсеместно. Однако густота их посевов возрастает в пригородных зонах. Особенно велика роль в производстве картофеля и овощей Московской области и пограничных с ней административных районов соседних областей. Округ занимает первое место в России по общему объему сбора картофеля, а по производству овощей делит первое и второе места с ЮФО.

Высшее образование, наука и научное обслуживание, кредитно-финансовая деятельность. ЦФО в последние годы существенно усилил свою роль в общероссийской системе территориального разделения труда в сфере кредитно-финансовой деятельности. Меньше, чем в других регионах, здесь пострадали в 90-е гг. высшее образование, наука и научное обслуживание. Отличительная черта географии этих отраслей — их чрезвычайно высокая территориальная концентрация в Москве и Подмосковье.

Внутрирегиональные различия. На территории округа выделяются два района — Центральный и Центрально-Черноземный.

Центральный — высокоиндустриальный район с развитыми машиностроением и легкой промышленностью, с крупнейшими в России центрами высшего образования, науки и научного обслуживания, развитой банковско-финансовой сферой.

Центрально-Черноземный  район специализируется на черной металлургии и отраслях АПК. В этом районе на базе черной металлургии формируется ТПК Курской магнитной аномалии. Основу специализации ТПК составляют: добыча и обогащение железной руды; производство железорудного концентрата; выплавка чугуна, стали; производство проката.

Обилие металла повлияло на развитие тяжелого металлоемкого  машиностроения и метизного производства, прежде всего горно-шахтного и металлургического  оборудования, необходимого самим железорудным металлургическим предприятиям комплекса. Использование вскрышных пород  железорудных карьеров, главным образом  известняка, создало благоприятные  условия для развития промышленности минерально-строительных материалов. Эта отрасль также использует шлаки металлургического производства. Улавливание сернистых газов  на металлургических заводах обусловило развитие сернокислотного производства и целого ряда сернокислотоемких производств химической промышленности, в частности, фосфорных удобрений, необходимых сельскому хозяйству Центрального Черноземья.

Серьезно сдерживают дальнейшее развитие черной металлургии  ТПК КМА:

*  отсутствие собственных топливно-энергетических ресурсов;

*  ограниченные условия водоснабжения;

*  экологическая обстановка в районах железорудных карьеров и металлургических заводов.

В этих условиях перспективы  развития металлургического передела в ТПК КМА во многом связаны  с методом прямого восстановления железа из руды химическим способом, минуя  стадию производства чугуна, с последующей  выплавкой электростали. Подобный металлургический процесс с успехом апробирован  на Ставропольском металлургическом комбинате. Он не требует кокса и менее водоемок, чем обычный процесс выплавки стали из чугуна. Последнее особенно важно в условиях топливно- и вододефицитного юга ЦФО. 

 

2. Краткая характеристика  Северо-Западного федерального округа.

 

Территория — 1678 тыс. км2. Население — 14,5 млн .чел.

Федеральный центр — Санкт-Петербург.

Территориальный состав: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург- 11 субъектов

Федеральный округ в % от России: территория — 9,8; население — 9,9; валовой региональный продукт — 9,3; продукция промышленности — 11,8; продукция сельского хозяйства — 6,9.

Условия для развития хозяйства. Выгодное экономико-географическое приморское положение. После распада СССР усилилась роль транспортного «окна в Европу». Незамерзающие порты Калининград и Мурманск, соседство с самыми экономически развитыми ЦФО и Приволжским ФО.

Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской  части страны: руды черных и цветных  металлов, химическое сырье, лесные и  водные ресурсы.

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000 г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.

Отрасли хозяйственной специализации:

*  морское судостроение;

*  черная и цветная металлургия;

*  химическая и нефтехимическая промышленность;

*  отрасли лесного комплекса;

*  рыболовство и рыбная промышленность;

*  морской транспорт;

*  наука и научное обслуживание.

С-З ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Химическая  и нефтехимическая промышленность. Флагманом отрасли является производственное объединение Киришинефтеоргсинтез (Ленинградская область), производящее самую разнообразную продукцию химии органического синтеза. Из добываемых апатито-нефелиновых руд в Мурманской области производят апатитовый концентрат — основное сырье для большинства российских заводов фосфорных удобрений. Фосфорные удобрения из местного сырья производят на предприятии «Фосфорит» в Кингисеппе (Ленинградская область) и в Череповце (Вологодская область). Азотные удобрения выпускает крупное производственное объединение «Азот» в Великом Новгороде. Широкий ассортимент химической продукции производят предприятия Санкт-Петербурга.

Отрасли лесного  комплекса. С-З ФО — самый крупный район лесозаготовок в стране: на его долю приходится более четверти общероссийского их объема. Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.

Крупнейшие из них: Сегежский  и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.

Рыболовство и рыбная промышленность. С-З ФО второй, после Дальнего Востока район рыбной промышленности России. Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь выделяется Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских  портов перерабатывается в странах  Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

Информация о работе Центральный федеральный округ