Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:27, доклад
Ни для кого не секрет, что граждане всегда спорят с властью. Лет двадцать назад такой "спор" мог быть только в форме жалобы в вышестоящий орган той же власти. В демократическом режиме гражданин вправе судиться с властью, с самим государством. Во многих странах создана специальная административная юстиция. А нужны ли нам такие суды? В чем их специфика?
«Целесообразность введения административного суда в ПМР»
Барабаш А.Е.
Студентка 302 группы
ИИГиП
ПГУ им. Т. Г. Шевченко
Ни для кого не секрет, что граждане всегда спорят с властью. Лет двадцать назад такой "спор" мог быть только в форме жалобы в вышестоящий орган той же власти. В демократическом режиме гражданин вправе судиться с властью, с самим государством. Во многих странах создана специальная административная юстиция. А нужны ли нам такие суды? В чем их специфика?
Обжалование решений и действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд – одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Это право закреплено в ст.46 Конституции ПМР.
А, в соответствии с п. 2 ст. 80 Конституции ПМР судебная власть в республике осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.
Но административные дела разрешаются в рамках арбитражного и гражданского судопроизводства. Что на первый взгляд, как мне кажется, является в какой-то степени абсурдным. Так, например, ст.2 АПК гласит: «Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». А задачами гражданского судопроизводства, согласно ст.2 ГПК являются: правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел в ПМР, защита социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией и законами и охраняемых законом интересов граждан, а также прав и охраняемых законом интересов организаций, независимо от форм собственности.
Как видно, в данном случае об административных делах речь идет слишком завуалировано. В данных кодексах им выделена лишь одна отдельная глава, которая имеет название «производство по делам, вытекающим из административно-правовых отношений».
Разъясним для начала, что же из себя представляет административное судопроизводство. Административное судопроизводство– это порядок рассмотрения судами дел на основании норм административного права по защите прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и их объединений от неправомерных решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также порядок рассмотрения иных административных споров, вытекающих из публично-правовых правоотношений. Ученые-юристы разделяют дела, вытекающие из публично-правовых отношений, на две категории: 1) административно-тяжбные (споры с субъектами публичной власти); 2) административно-деликтные (о привлечении к ответственности лиц, виновных в административном правонарушении). Суды ПМР в рамках своей компетенции разрешают лишь административно-тяжбные дела. Вопрос о рассмотрении судами административно-деликтных дел остается открытым.
Основной проблемой
Административное
Обратимся немного к международному аспекту в данном вопросе. Обратимся с этим вопросом к нашим соседям, а именно Украине. Не так давно там вступил в силу Кодекс административного судопроизводства. Задачей административного судопроизводства, согласно ст.2, является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений, в том числе во исполнение делегированных полномочий. До начала деятельности административных судов предусматривался порядок, согласно которому подсудные таким судам дела рассматривались в первой инстанции соответствующих местных судов. А, за 2011г. 74% жалоб, поданных в суд, были удовлетворены.
Что же касается России, то, по мнению российских аналитиков, административное судопроизводство находится еще только на начальной стадии своего развития. Несмотря, конечно, на то, что эта начальная стадия началась с 19 сентября 2000 года, когда Президент РФ внес в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проект ФКЗ «О федеральных административных судах». И вскоре отложен в «долгий ящик».
В европейских странах, административные суды существуют в таких странах, как Германия, Австрия, Франция, Польша, Румыния и многих других. А в Республике Беларусь в штаты общих судов введены должности судей по административным делам и исполнительному производству. Судебный контроль осуществляется либо специальным административным судом, либо специализированными судьями в общих судах, что определяется традициями процессуального права, сложившиеся в том или ином обществе.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что создание административного суда является целесообразным в нашем государстве. Ведь административно-правовые споры граждан с публичной властью сейчас имеют массовый характер и касаются различных сторон жизни. Создание административного суда возможно, но прежде должна быть создана необходимая нормативная и материально-техническая база. Для этого нужно разработать административно-процессуальный кодекс, без которого невозможно осуществлять судопроизводство. Подготовить специализированные кадры. Проблемным вопросом является отсутствие материальной основы для проведения такой реформы. Именно поэтому необходимо проводить её постепенно, в прочем, как и всякие реформы, но не откладывать в долгий ящик.
Информация о работе Целесообразность введения административного суда в ПМР