Акты управления - понятие, виды, юридические свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и обязанности их участников. В этих актах властные волеизъявления закрепляются на продолжительный срок. Тем самым государственному управлению придается необходимая стабильность, предоставляется возможность контроля за выполнением актов.[1]
Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.

Оглавление

1. Акты управления - понятие, виды, юридические свойства………………….3
2. Задача № 1………………………………………………………………………9
3. Задача № 2……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Административное право1.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Высший орган исполнительной власти должен быть создан в каждом субъекте РФ в обязательном порядке. Указанный орган возглавляет всю систему региональных органов исполнительной власти и является постоянно действующим. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъектов РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Структура администрации в субъектах РФ представлена двумя моделями:

единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. По первой модели - глава администрации единолично создает структуру и осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями администрации. Такая модель реализована, например, в Нижегородской области. В Уставе вообще не упоминается о правительстве (коллегиальном органе).

В соответствии со второй моделью структуры администрации субъекта РФ предполагается учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленными компетенцией, полномочиями в осуществлении исполнительно-распорядительных функций. Примером может служить московский вариант организации исполнительной власти. Правительство субъекта РФ в своем статусе, как правило, имеет два начала. Оно издает общезначимые для всего населения территории нормативные акты, т.е. является носителем, субъектом публичного права. В то же время оно является юридическим лицом, т.е. субъектом гражданско-правовых, частноправовых отношений, может заключать сделки в сфере собственности, земли и т.д.

Однако есть и промежуточная модель организации администрации. Например, в Санкт-Петербурге правительство не является юридическим лицом, не является и самостоятельным субъектом публично-правовых отношений, ибо его постановления утверждает губернатор - скорее, это статус коллегии при губернаторе.

Следовательно, действия Губернатора законны.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо имеет следующие признаки:

1. Является организацией.

2. Способно от своего имени выступать в гражданском обороте и в процессе.

3. Обладает автономным имуществом.

4. Отвечает этим имуществом по своим обязательствам.

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них. К таковым признакам относятся:

1. Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;

2. Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;

3. Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;

4. Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;

5. Органы исполнительной власти действуют от имени государства;

6. Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;

7. Органы исполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;

8. В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;

9. Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;

10. Органы исполнительной власти являются структурно-организованными;

11. Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

12. Финансируется из государственного бюджета – федерального или субъекта Федерации. Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью.

Вышеперечисленные признаки позволяют определить орган исполнительной власти как сформированный органами государства коллектив государственных служащих (за исключением Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров), которые наделены государственно-властными полномочиями; уполномочены государством на осуществление его задач и функций в процессе управления различными сферами жизни общества, контроля за соблюдением действующего законодательства и распоряжения различными объектами; действуют на основании и во исполнение текущего законодательства в установленном государством порядке.

Органы исполнительной власти, являясь видом государственных органов, выступающих от имени государства, в этом своем качестве отличаются от коммерческих и некоммерческих организаций, решающих иные задачи.


Задача № 2

 

Определите, какие из названных субъектов охватываются понятием «должностное лицо»: начальник кадров ГУП, государственный советник юстиции III класса, майор милиции, депутат городской думы, юрисконсульт, профессор МГУ, директор средней школы, доктор юридических наук, следователь, судья, доцент, специалист 1 разряда, командир полка, прокурор, индивидуальный предприниматель.

Какие из должностей являются должностями государственной службы?

 

 

Решение:

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Однако определенные акты все же содержат дефиницию данной правовой категории. В Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях приводится толкование понятия должностного лица. Также определение содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

В примечании к ст. 2.4. КоАП РФ приведено следующее определение: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное». Как видим, в КоАП практически то же понимание должностного лица, что и в УК, только в ст. 2.4. КоАП уточняется, что значит «осуществляющее функции представителя власти»: «наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица».

В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» приводится следующее определение: «Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения».

Определения, приведенные в УК и КоАП РФ, являются вполне удачными. В КоАП дано более развернутое определение, оно формирует лучшее представление о том, что такое «функции представителя власти». Однако эти дефиниции не следует считать универсальными. Они должны применяться лишь при наличии оснований для уголовной или административной ответственности.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что к субъектам, которые охватываются понятием «должностное лицо» можно отнести: начальника кадров ГУП, государственного советника юстиции III класса, майора милиции, директора средней школы, следователя, специалиста 1 разряда, командира полка, прокурора.

 

Должности государственной службы подразделяются на:

1. Должности федеральной государственной гражданской службы;

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3. Воинские должности;

4. Должности правоохранительной службы.

В данном случае должностями государственной службы являются:

- следователь,

- специалист 1 разряда,

- командир полка,

- прокурор.

 


Список используемой литературы:

 

1. Административное право.  Под ред. Попова Л.Л. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. — 703 с. 

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с.

3. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации.  - М.: система ГАРАНТ, 2008. – 426 с. 

4. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2008 - 371 с.  

5. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. - М.: Юстицинформ, 2010. - 416 с. 

 

 

2

 

 



[1] Административное право.  Под ред. Попова Л.Л.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 703 с. 

[2] Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. Административное право. - М.: Юстицинформ, 2010. - 416 с.

[3] Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации.  - М.: система ГАРАНТ, 2008. – 426 с. 


Информация о работе Акты управления - понятие, виды, юридические свойства