Акты государственного управления Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Оглавление

Понятие и виды актов государственного управления
Признаки акта управления
Механизм подготовки, представления, обсуждения, введения в действие нормативных правовых актов

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 22.81 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

Факультет истории, международных отношений и права

 

 

 

 

Дисциплина: административное право

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Акты государственного управления Республики Казахстан

 

 

Исполнитель: Ескалиева А

Преподаватель: Идришева О.С.

 

 

 

 

 

 

г.Усть-Каменогорск

2013 год

Содежание:

  1. Понятие и виды актов государственного управления
  2. Признаки акта управления
  3. Механизм подготовки, представления, обсуждения, введения в действие нормативных правовых актов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды актов государственного управления

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической  формой реализации задач, функций органов  исполнительной власти и органов  государственного управления. В административной науке есть много различных точек  зрения относительно определения понятия  правовых актов управления. Важно  отметить, что единого определения  нет, как, собственно, и нет единого  названия таких актов. Довольно часто  в юридической науке в качестве синонимов правовых актов управления используют другие названия - «акты  государственного управления», «административные  акты», «акты государственной администрации».

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Виды правовых актов управления

1. По юридическим свойствам:

а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие  юридическую основу управленческой деятельности; б) индивидуальные –  содержат разрешения индивидуально-конкретного  управленческого дела; в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного  права, так и разрешение конкретного  управленческого дела.

2. По форме выражения:

а) словесные (письменные и  устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные.

3. По сроку действия:

а) бессрочные; б) срочные; в)временные.

4. По территории действия:

а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов  РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему  акт:

а) акты Президента РК; б) акты Правительства РК;

в) акты федеральных органов  исполнительной власти;

г) акты органов исполнительной власти субъектов РК;

д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей  предприятий, учреждений.

6. По характеру компетенции:

а) общей компетенции; б) межотраслевой  компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции.

7. По наименованиям:

а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

8. По функциональной роли:

а) плановые; б) методические; в) кадровые; г) финансовые и др.

9. В зависимости от  порядка принятия: а) коллегиальные  (принимаются коллегиальными органами  простым или квалифицированным  большинством); б) единоличные (принимаются  руководителями органа государственного  управления).

10. По степени сложности:

а) простые (рутинные); б) сложные; в) уникальные.

 

Признаки акта управления

Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.

1. Правовой акт управления  принимается уполномоченным субъектом  государственного управления в  пределах его компетенции. Он  может приниматься как единолично, так и коллегиально.

2. Правовой акт управления  всегда является управленческим  решением, поскольку именно такое  управленческое решение и составляет  содержание правового акта. Он  разрабатывается и принимается  с соблюдением правил управленческого  процесса и направлен на решение  конкретной управленческой ситуации  или обеспечение выполнения государственно-управленческих  задач и функций.

3. Правовой акт управления  представляет собой юридическое  властное волеизъявление органа  государственного управления или  его должностного лица. Правовой  акт управления всегда имеет  государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено  государственными интересами и  направлено на регулирование  конкретных управленческих отношений;  установление общеобязательных  правил поведения, которые обеспечиваются  государством; решение конкретной  управленческой ситуации или  административного спора. Государство  в лице органов государственного  управления не только принимает  акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового  принуждения.

4. Правовой акт управления  устанавливает обязательные правила  поведения в сфере государственного  управления. Другими словами, такой  акт является императивным по  характеру правовых предписаний.  А это означает, что другая  сторона - объект управления - должна  придерживаться установленных предписаний  и обеспечивать их реализацию. Издание правовых актов управления  направлено на решение вопросов  общего характера (абстрактное  правовое регулирование) или конкретного  вопроса (индивидуальное правовое  регулирование).

5. Правовой акт управления  является разновидностью правовых  документов, которые используются  в деятельности органов государственного  управления (справки, акты ревизии,  протоколы, докладные записки  и т. д.). Однако в отличие  от них правовые акты управления  характеризуются односторонне властными  предписаниями, которые не характерны  для других правовых документов.

6. Правовой акт управления  всегда является подзаконным  актом, поскольку он принимается  органом государственного управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов  и во исполнение законов. Правовой  акт управления не может предусматривать  положения, которые противоречат  законам.

7. Правовой акт управления  имеет специальную форму и  порядок его принятия. В подавляющем  большинстве случаев правовой  акт управления принимается в  письменной форме. Немаловажное  значение имеет процедура принятия  правового акта управления. Нужно  отметить, что в настоящее время  нет единого законодательного  акта, который бы предусматривал  единую процедуру принятия правовых  актов управления.

 

Механизм подготовки нормативных актов

- понятие более емкое,  учитывающее как правовые требования  этого процесса, так и условия  и потребности общества и государства  и целого ряда иных факторов.

Юридическим основанием механизма  подготовки нормативных актов является порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и  опубликования акта. Что же следует  понимать под механизмом подготовки нормативно-правовых актов?

Термин "механизм" наибольшее распространение получил в юридической  науке не в прямом, а в переносном смысле.

Термин "механизм" применителен непосредственно к процессу подготовки и принятия нормативного акта. И. П. Щедрин употребляет его в трех аспектах, раскрытие которых дает возможность научно обосновать ответы на вопросы: почему необходима подготовка и принятие того или иного акта но донном этапе, как и каким образом протекает этот процесс.

Во-первых, механизм подготовки и принятия нормативных актов  прежде всего включает в себя своеобразный рычаг, источник, основание, причину  необходимости подготовки и принятия того или иного акта на данном этапе. 3 этом смысле механизм призван определить, почему, для чего необходимо принятие данного решения.

Во-вторых, механизм функции  подготовки и принятия акта выступает  как определенная система последовательных действий, строго следующих друг за другом, раскрывает суть процесса, отвечает на вопрос, как вырабатывается и  принимается то или иное решение.

В-третьих, понятие "механизм" "включает в себя не только причину  и последовательную систему действий, мер, отражающих сущность этого процесса, но и совокупность принципов и  методов, соблюдение и применение которых  обязательно для принятия акта.

Все эти три аспекта  в единстве, взаимосвязи и взаимодействии образуют "жизненность", способность  к оптимальному действию механизма.

Таким образом, конечной целью  механизма подготовки нормативных  актов является принятие акта. Не отрицая  решающую роль уполномоченных органов  при нормотворчестве, так как  правительственными, ведомственными и  актами местных исполнительных органов  управления оформляется основная масса  норм права, необходимо подчеркнуть, что  в содержании нормативных актов  можно выделить объективные потребности  общественного развития и субъективные начала деятельности. Неполное отражение  в законах и подзаконных актах  объективных условий и требований общественного развития, проявление субъективизма в этом деле приводит на практике к чрезмерному числу  нормативных актов, их частой сменяемости, отсутствию должной увязки намеченных мер ресурсами, повторению содержаний решений вышестоящих органов. Необходимо отметить, что нередко решения  не дают должного результата, так как  не реализуются на практике или реализуются  лишь частично ввиду слабости организационной  работы и контроля.

Для регулирования вопроса  порядка подготовки, обсуждения, принятия, опубликования и вступления в  силу представляется целесообразным издать специальный Закон РК "О нормативных  правовых актах". Регламентация процедур нормотворческой деятельности и  соблюдения объективного и субъективного  в праве и в правообразовании позволили бы упорядочить систему  действующих в стране нормативно-правовых актов, обеспечить более высокие  требования к их содержанию и форме, предусмотрев меры по улучшению научной  обоснованности и повышению эффективности  принимаемых правовых норм. В конечном счете предлагаемый закон мог  бы способствовать укреплению законности.


Информация о работе Акты государственного управления Республики Казахстан