Акционерное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:47, реферат

Краткое описание

Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций.Уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций.
Госуда́рственная со́бственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Файлы: 1 файл

АО.docx

— 20.56 Кб (Скачать)

Акционерным обществом  признается хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций.Уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций.

Госуда́рственная со́бственность — форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Средние и крупные  предприятия перерабатывающей промышленности преобразуются в основном в акционерные  общества, отличающиеся по составу  акционеров и доле принадлежащих  им акций.

В состав акционеров, как правило, входят производители  сельскохозяйственной продукции, находящиеся  в сырьевой зоне, переработчики сырья, представители государства, а также  физические лица, имеющие право приобретения за именные приватизационные чеки. В случае целесообразности круг акционеров, приобретающих государственное  имущество за денежные средства, расширяется  за счет инвесторов, в роли которых  могут выступать физические и  юридические лица Республики Беларусь, других государств.

Контрольный пакет  акций предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, оставляется  за государством. Его величина зависит  от числа держателей акций и колеблется ориентировочно от 10 до 51 процента.

Контрольный пакет  акций остальных предприятий  сохраняется за государством и поставщиками сырья.

Приобретение  государственного имущества в собственность  физическими лицами за именные приватизационные чеки предоставляется, прежде всего, членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и предприятий –  поставщиков сырья.

Каждый сельскохозяйственный производитель имеет право на покупку акций, общее количество которых не превышает доли, определяемой в соответствии с его удельным весом в поставках сырья приватизируемому предприятию.

Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевые зоны) для выделения доли на преимущественное право покупки акций определяется соответствующими местными Советами народных депутатов, либо по их поручению органами приватизации.

В случае отказа одного (или нескольких) из участников акционерного общества полностью или  частично от своей доли орган приватизации может корректировать структуру  акционерного капитала в зависимости  от спроса, вплоть до открытой продажи  невостребованных акций.

Сельскохозяйственные  производители выкупают акции приватизируемых  предприятий перерабатывающей промышленности по номинальной цене, а работники  приватизируемых предприятий –  на льготных условиях, на 20 процентов  ниже их номинальной стоимости.

При создании акционерного общества государственных перерабатывающих предприятий агропромышленного  комплекса следует руководствоваться  Законами Республики Беларусь «Об акционерных  обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью», «Об именных  приватизационных чеках Республики Беларусь», «Положением о льготной продаже акций акционерных обществ, созданных на основе объектов государственной  собственности», Примерным регламентом  проведения работ по преобразованию государственного предприятия в открытое акционерное общество, Порядком преобразования в процессах приватизации государственных, арендных предприятий, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса в акционерные общества открытого типа.

Приватизация  арендных предприятий осуществляется только с согласия членов трудового  коллектива предприятия – арендатора. При наличии согласия арендного  коллектива применяются следующие  способы приватизации: выкуп государственных  объектов, сданных в аренду путем  его приобретения организацией арендаторов (если размеры, сроки, порядок и условия  внесения суммы выкупа установлены  договором аренды до вступления в  силу Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь»); преобразование арендного предприятия  в акционерное общество открытого  типа с правом первоочередного приобретения акций, принадлежащих государству, арендаторами и их поставщиками –  производителями сельскохозяйственной продукции.

Разработка эффективной  системы управления государственными пакетами акций является частью общей  проблемы организации управления государственной  собственностью. Особое значение управления государственной собственностью в  акционерных обществах с государственным  капиталом обусловлено несколькими  ключевыми моментами. Функционирующая  в настоящее время модель экономики  представлена в основном частно-государственными и государственными открытыми акционерными обществами (ОАО) со значительной долей государственного капитала. Именно это обстоятельство и определяет высокую степень потребности в эффективном управлении государственными пакетами акций, как весомой части государственной собственности в целом. Кроме того, в практическом смысле государственное предпринимательство возможно именно в крупных корпорациях в форме ОАО с государственным участием.

Корпоратизация многочисленных предприятий ряда базовых отраслей хозяйства, изменение формы собственности в которых в соответствии с Государственными программами приватизации могло осуществляться только по специальному решению органов государственной власти и особым схемам, предусматривала закрепление в собственности государства контрольных пакетов акций в создаваемых АО. К ним примыкают компании с остаточными пакетами акций в государственной собственности, которые по разным причинам не были реализованы за ваучеры или реальные деньги, а также компании, в уставный капитал которых включалась "Золотая акция", дававшая государству определенные возможности влиять на деятельность АО.

Главным содержанием  сегодняшнего этапа экономических  преобразований выступает необходимость  и возможность достижения целей  модернизации отечественного хозяйства  и решения социальных проблем  на основе возобновления экономического роста. Практически общепризнанным стало мнение о том, что это  невозможно без участия государства  и более эффективного выполнения им своих функций. Применительно  к сфере имущественных отношений  особенно важное значение приобретает управление государственной собственностью. Характеристика управления государственной собственностью в современных ОАО с государственным участием невозможна без обозначения их специфики, которая во многом обусловлена количеством пакетов акций, принадлежащих государству. Как известно, государство может реально управлять государственной собственностью, владея достаточно весомым пакетом акций ОАО. Так, например, если государство владеет не более, чем 10% пакетом акций от общего их количества в корпорации, оно не может оказать существенного воздействия на направления и эффективность ее деятельности, в том числе и на управление государственной собственностью. В этом случае государство, как и любой другой акционер, может лишь получать доходы от собственности в виде дивидендов на свои акции, а также при их реализации при возрастании курсовой стоимости акций.

Владея 10% пакетом  акций корпорации, государство уже  получает возможность выполнить  одну из основных функций менеджмента  по управлению государственной собственностью – функцию "отрицательного контроля", суть которой в том, что совет  директоров ОАО не может не считаться  с государством при принятии существенных решений. Десятипроцентный пакет позволяет государству требовать созыва внеочередного собрания акционеров по необходимой повестке вопросов. Кроме того, такой действенный рычаг позволяет представителям государства в ОАО чувствовать себя равными относительно других крупных совладельцев корпорации.

С точки зрения количественного подхода только обладание 51% и более голосующих акций дают возможность полного  контроля в менеджменте. В то же время, в развитых странах для осуществления  контроля при управлении собственностью достаточно владеть 12–15% общего пакета голосующих акций корпорации. При  условиях действующего законодательства государству достаточно иметь 25% пакет  акций, чтобы получить полный контроль при управлении собственностью корпорации.

ОАО с государственным  участием являются полноценными субъектами рыночных отношений, в рамках которых  возможно реализовать механизм воспроизводства  и использования государственной  собственности. Государственные представители в ОАО с государственным капиталом работают по контракту с представительным органом власти – Министерством имущественных отношений, ведомственный интерес которого совпадает с государственным и выражает консолидированный общественный интерес. При управлении собственностью стратегия государства как владельца контрольного пакета акций частно-государственного предприятия заключается в согласовании и балансировке интересов всех групп акционеров, в том числе и субъектов государственного пакета акций.

Управление государственной  собственностью в АО со 100%-ным государственным  капиталом на первый взгляд представляется менее сложным, чем в АО со смешанным  государственно-частным капиталом, так как принятие управленческих решений и их реализация не зависят  от интересов и воли других акционеров. Однако и в таких корпорациях  государство правомочно решать только те задачи, которые в соответствии с законом "Об акционерных обществах" находятся в компетенции общего собрания акционеров. Эффективность  функционирования АО со 100-% государственным  капиталом определяется необходимостью управления воспроизводством и использованием государственной собственности  на основе конкурентоспособной, гибкой системы с соответствующей стратегией и программой поведения на отечественном  и мировом рынках, реализуемых  через институт маркетинга и менеджеров. Все члены совета директоров в  АО со 100%-ным государственным капиталом  назначаются государственным органом, в полномочии которого оно находится. На практике достижению высоких коммерческих результатов деятельности таких корпораций препятствует возможность чрезмерного административного влияния представительных органов государства на их работников. Этому способствует и действующее в России законодательство.

Более реально  разрешение указанного противоречия в  ОАО с контрольным пакетом  акций или "золотой акцией" государства, где государство осуществляет права собственности в органах  управления АО через своих представителей, которые составляют не менее 51% членов совета директоров. Однако здесь могут  возникать другие проблемы. В связи  с возрастанием дефицита государственного бюджета и увеличением государственного долга появляется соблазн покрывать  их доходами от продажи государственного пакета акций крупных корпораций. При этом существует опасность продажи  посредникам государственных пакетов  акций АО, подлежащих реализации в  ближайшее время путем продажи (в соответствии с законодательством). Кроме того, необходимость освобождения от государственного пакета акций часто  пытаются обосновать тем, что в условиях России даже плохой частный собственник  хозяйствует эффективнее, чем государственные  предприятия, подтверждая это соответствующими манипуляциями цифрового анализа. В связи с этим необходимы более  тщательное определение (пересмотр) группы предприятий, государственный пакет  акций которых действительно  целесообразно реализовать на основе критериев экономической и социальной эффективности, поиск реального  институционального инвестора и  обеспечение курсовой стоимости  акций таких корпораций. При этом применяемый механизм продажи государственного пакета должен предусматривать как  мотивацию соответствующих государственных  органов и их представителей в  АО за дополнительные доходы, получаемые при реализации государственных  пакетов акций, так и экономическую  ответственность за возможный ущерб, нанесенный государству в результате его продажи.

Отсутствие системы мониторинга эффективности использования государственных пакетов акций, реального экономического контроля и соответствующей экономической ответственности за эффективное использование государственной акционерной собственности приводит к потере государством возможности управлять своей собственностью в ключевых отраслях экономики в интересах общества и развития национальной экономики в целом.

В целом, вопросы  совершенствования управления государственными пакетами акций неразрывно связаны  с самыми актуальными для дальнейшего  социально-экономического развития России проблемами, среди которых можно  выделить следующие: формирование эффективного собственника, взаимодействие приватизированных  предприятий с органами государственного управления и привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. 
 

Акции 39 государственных  предприятий будут выставлены на продажу в сентябре

Серия конкурсов  и аукционов по продаже принадлежащих  государству акций открытых акционерных  обществ состоится в сентябре 2011 года,

Госкомимущество объявило о проведении 26 аукционов  и 13 конкурсов по продаже пакетов  акций 39 ОАО. Эти предприятия входят в перечень хозяйственных обществ, акции которых подлежат приватизации в текущем году. Некоторые предприятия  уже выставлялись на аукционы в июне-июле, но не были проданы.

Таким образом, 6 сентября состоится аукцион по продаже государственных акций 20 предприятий. В их числе — предприятия  деревообработки, машиностроения, легкой промышленности, транспортные и строительные организации. Среди них — открытые акционерные общества «Житковичлес», Пинский опытно-механический завод, «Бобруйсксельмаш», слуцкий завод «Эмальпосуда», Бобруйская обувная фабрика, барановичский завод запасных частей «Автако», «Радиотехника» (Ошмяны).

На 7 сентября запланированы  конкурсы по продаже пакетов акций  семи предприятий. Это открытые акционерные  общества «Руденск» (Минская область, Пуховичский р-н), «Агропромстроймаш» (Барановичи), «Гидросельмаш» (Пинск), Барановичский завод станкопринадлежностей, бумажная фабрика «Красная Звезда» (г.Чашники), Новогрудский грузовой автомобильный парк, Белоозерский энергомеханический завод.

Еще шесть конкурсов  объявлены на 9 сентября. В этот день на продажу будут выставляться шесть  ОАО. Это транспортные организации Борисова, Бобруйска, Гродненской и Минской областей.

Информация о работе Акционерное общество