Административные правонарушения и административаная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:09, реферат

Краткое описание

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 6 определяет, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности». Весьма важным является то, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В то же время установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Файлы: 1 файл

Адм.прав. и адм.ответст..doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе  по дисциплине «Основы права»

на тему: «Административное правонарушение и административная ответственность» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка магистратуры по 

направлению экономика 

Трепаха Алена   

Проверил: зав.кафедрой государственно- 

правовых  дисциплин НИМБ,

доктор  юридических наук,

профессор А. П. Кузнецов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород 2011 год

     Принятая  всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации  в статье 6 определяет, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности». Весьма важным является то, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В то же время установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

     Конституционные права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими, и они определяют смысл  и содержание законов, и деятельность по их исполнению. Отсюда любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

     Анализируя  сказанное нетрудно прийти к выводу о том, что если человек и гражданин, реализуя свои права и свободы, нарушает установленные законодательством страны пребывания правила поведения, то он фактически совершает правонарушение и должен нести за это определенную юридическую ответственность.

     В зависимости от степени общественной опасности совершенные противоправные деяния принято делить на:

  • преступления, влекущие за собой уголовную ответственность;
  • административные правонарушения (проступки), влекущие административную ответственность;
  • дисциплинарные проступки, за совершение которых наступает дисциплинарная ответственность;
  • гражданско-правовые деликты, влекущие гражданско-правовую ответственность.

     Ограничусь  проблемами администратиных правонарушений, административной ответственности, законности ее применения с тем, чтобы не нарушались основные права и свободы человека и гражданина в России.

     Обратимся к статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая гласит, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Под административной ответственностью понимается обязанность лица, совершающего административное правонарушение, понести невыгодные для себя последствия. Таким образом, основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Поэтому привлечение лица к административной ответственности за совершение преступления, дисциплинарного проступка или имущественного деликта будет незаконным.

     Административная  ответственность реализуется в  виде наложения на правонарушителя  установленного законом административного  взыскания.

     Административной  ответственности присущ целый ряд  особенностей, отличающую ее от других видов ответственности:

     1) Прежде всего, административная  ответственность наступает, если  нарушения, по своему характеру  не влекут за собой уголовной  ответственности. Из этого следует,  что, во-первых, административная  ответственность устанавливается  за правонарушения меньшей общественной опасности, чем уголовные преступления, а во-вторых - что за одно и то же правонарушение не может быть одновременно применена административная и уголовная ответственность, как это имеет место, например, при одновременном применении материальной и административной ответственности.

     2) В отличие от уголовной ответственности,  которая может быть установлена  единственным нормативным актом  - Уголовным кодексом Российской  Федерации, административная ответственность  устанавливается не только и  даже не столько Кодексом об административных правонарушениях, а иными многочисленными законодательными актами Российской Федерации. Такая "разбросанность" составов административных правонарушений по актам различных отраслей законодательства является основной причиной, по которой многие остаются в неведении, за какие нарушения и в каком размере к ним могут быть применены санкции за административные проступки.

     3) Кроме того, административная ответственность  будет применяться только в  том случае, когда на уровне закона четко определено, за какое конкретно нарушение к должностным лицам предприятий вообще должны применяться определенные санкции. Никакие абстрактные формулировки законодательства, не содержащие конкретных санкций за конкретные правонарушения, не могут служить основанием для применения административной ответственности.

     4) Основанием административной ответственности  является административное правонарушение  либо другие установленные в  российском законодательстве правонарушения (санитарные, экологические, нарушения таможенных правил, правонарушения в области строительства).

     5) Объектом посягательства являются  отношения в сфере государственного  управления, а также некоторые  другие. Так, административная ответственность  устанавливается за посягательства  на таможенные, налоговые отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т. д.

     6) Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  являются как физические, так и юридические лица – предприятия, учреждения и т. д.

     7) По своей сущности административная  ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным  органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к  закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

     8) Нарушение административно правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последствия, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

     9) Административная ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации  административное и административно  – процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С учетом положений ст.1.1 КоАП1 это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации субъектов Российской Федерации.

     10) Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи( мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти.

     11) Меры административной ответственности  применяются органами и должностными  лицами в отношении не подчиненных  им по службе нарушителей, не  связанных с ними служебно-трудовыми  отношениями. Данное обстоятельство  позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

     12) Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

     13) Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой.

     Институт  административной ответственности  представляет собой важнейшую часть  административного права, не менее  значимую, чем та, которую имеют  институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности  в соответствующих отраслях российского  права

     Административная  ответственность - это вид юридической  ответственности, установленный в  Кодексе об административных правонарушениях  и в соответствии с ним в  законах субъектов Российской Федерации  и состоящий в претерпевании  лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий от назначения наказаний, отнесенных к таковым перечнем ст. 3.2 КоАП Российской Федерации. Отличительными признаками административной ответственности являются: фактическое основание административной ответственности и меры ответственности, которые по своей природе относятся к числу административно карательных,  штрафных санкций. Административная ответственность может устанавливаться на двух уровнях – федеральном и региональном.2

     Проблема  административной ответственности очень важна, так как многие не знают о  существование наказаний за многие правонарушения. Лицо даже не подразумевает об их наличие. 
 

     Использованная  литература: 

     1. Конституция РФ, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993г.

     2. Кодерс РФ об административных правонарушениях.

     3. Д.Н.Бахрах «Административное право» 2 – изд. – е Москва: Норма  2005 г.

     4. А.Б. Агапов «Административная  ответственность». Учебник.Москва:2000г. 

     5. Н. Ю. Хаманева «Административное  право РФ» Москва: ЮРИСТЪ,2004 г.

     6. Л.Л. Попов «Административное  право» Москва: ЮРИСТЪ, 2004 г.

     7. Ю.Н.Старилов «Административное  принуждение и административная  ответственность» Москва: БЕК,1998 г.

Информация о работе Административные правонарушения и административаная ответственность