Административно-правовой статус органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:20, реферат

Краткое описание

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Файлы: 1 файл

адм.-прав. статус органов гос. власти.docx

— 24.62 Кб (Скачать)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

    Власть  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность  людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные  индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

    Власть, властные отношения существуют везде, в рамках любого устойчивого объединения  людей: в семье, в неформальных группах, в производственных коллективах, в  разного рода организациях и учреждениях - она неизбежно возникает, так  как даже в малом человеческом коллективе существует необходимость  в управлении и в поддержании  порядка, а также имеет место  естественное неравенство его членов, предрасполагающее одних к доминированию  и к господству, а других, к  подчинению.

    Таким образом, государственная власть служит механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных  обществ, древнейшей формой их организации.

     Можно сказать, что государственная власть – это способность или возможность  государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.

     Во-первых, государственная власть, как и  любая власть, – это способность  или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять  кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чаще всего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственной  властью, рассматривая в качестве либо политического господства, либо системы  государственных органов, либо облеченных властными полномочиями государственных  служащих, власть тем не менее понятие  достаточно широкое, поскольку этим понятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.

     Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется  в отношениях между людьми. Как  разновидность социальной власти государственная  власть – это способность или  возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение  людей, распоряжаться или управлять  не вообще кем-то, а людьми и их объединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.

     В-третьих, государственная власть – это  публичная власть, т.е. власть, которая  носит не частный, а всеобщий, всенародный  характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.

     В-четвертых, государственная власть – это  власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она  является властью государства, организации  политической, и функционирует в  социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д. В научной и учебной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это  и есть власть государственная.

     В-пятых, государственная власть – это  легитимная власть. Легитимность государственной  власти выражается прежде всего в  признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку  государственная власть является властью  общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью  и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную  власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование  и должна быть заменена другой государственной  властью. Поэтому государственная  власть должна иметь кредит доверия  у населения.

     В-шестых, государственная власть – это  власть территориальная. Как и государство, она действует только в пределах территории страны. При этом центральная  власть действует в пределах всей территории страны, региональная –  в пределах территории соответствующего региона (например, в пределах территории субъекта федерации), местная – в  пределах территории соответствующих  административно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).

     В-седьмых, государственная власть – это  суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной  власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная  власть как бы возвышается над  любой другой социальной властью  в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется  и в том, что только она может  распространять свое действие на всю  территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной  власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.

     В-восьмых, государственная власть – это  власть, которая осуществляется при  помощи различных, в том числе  и специальных, средств и методов. Государственная власть, как и  любая власть, может осуществляться, используя самые различные средства и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и  т.д. Вместе с тем государственная  власть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет  ни  у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством.

     Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования. 
     
Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства. 
      Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения. 
      Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности. 
          Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать.    Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношений между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.

     Административно-правовой статус органа государственной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в  системе управления.     Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

     Обычно  объем компетенции органа государственной  власти устанавливается при его  создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и  т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы. 

     Характерным признаком органа государственной  власти является установленная в  правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми  актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит  от модификаций, объема компетенции, правового  статуса. Она может быть очень  простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура  Федерального собрания РФ).

     В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной  власти могут основываться на принципах  единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).

     Органы  государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан  на участие в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей, в том числе  путем законодательного закрепления  гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной  власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

     Органы  государственной власти субъекта РФ содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта. Разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором  и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

     Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может  быть установлена должность высшего  должностного лица субъекта РФ.

     На  территории субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными законами образуются и осуществляют свою деятельность федеральные суды. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Положения об указанных территориальных органах утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

     Закон закрепляет статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, устанавливая, что он является постоянно  действующим и единственным органом  законодательной власти субъекта РФ. Наименование данного органа, его  структура устанавливаются Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных особенностей и  традиций последнего.

      Характерной особенностью организации государственной  власти в современной России является особый статус главы государства - всенародно избираемого Президента РФ. Его компетенция  так или иначе затрагивает различные «ветви власти», он выполняет координирующие функции, обладает широкими государственно-властными полномочиями, при этом он не возглавляет исполнительную «ветвь власти», вообще не входит ни в одну из основных «ветвей власти», имея свои формы влияния, свои «сдержки и противовесы» на каждую из них.

      Многие  другие государственные органы, входящие в российскую «систему сдержек и противовесов», не входят ни в одну из трёх традиционных «ветвей власти». Прокуратура, осуществляющая от имени государства надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, парламентские органы финансового контроля вместе с принципиально новым для России институтом власти - Уполномоченным по правам человека (омбудсманом), несмотря на отсутствие организационного единства, выполняют сходные контрольно-надзорные функции и образуют дополнительную ветвь власти. Конституционная практика так быстро развивается, что любая классификация может оказаться неполной.

Информация о работе Административно-правовой статус органов государственной власти