Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права. Задачи курсовой работы складываются из анализа административно-правового статуса гражданина РФ, характеристики прав, свобод и обязанностей граждан РФ по административному праву.
Введение…………………………………………………………................... 3-4
1. Административно-правовой статус гражданина………………......5- 11
2. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации……………………………………………………………12 - 17
3. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права………………………………………………………………...18 - 25
4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………26 - 28
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………30
Правоспособность субъекта сочетает в себе его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Административная
правоспособность является видом общей
правоспособности субъекта права. Последняя
представляет собой установленную
законодательством и
Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.
Специфика
любой отрасли права
Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе "Субъекты административного права" содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).
С
другой стороны, все субъекты административного
права обладают общими чертами, характеризующими
их административную правоспособность.
Как общие, так и специфические
признаки обусловлены предметом
административного права и
1) управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности; субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
2) наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
3)
юридическая властность
4) реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
5) обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
6) юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).
Административная правоспособность гражданина возникает со дня его рождения и прекращается с его смертью. У организаций (государственных органов) она возникает с момента их учреждения (образования), а у должностных лиц с момента поступления на государственную должность, назначения на государственную должность государственной службы.
Субъекты
административного права, имеющие
установленный административно-
Административная
У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Если речь идет о гражданине, то его административная дееспособность возникает, как правило, по достижении 18-летнего возраста, ибо установленные законами субъективные права и свободы могут использоваться лицами, начиная с 18 лет (например, поступление на государственную службу). Вместе с тем граждане могут воспользоваться принадлежащими им правами и свободами и до достижения 18-летнего возраста (например, право на жалобу, свобода шествий и демонстраций, право на получение паспорта гражданина РФ). Таким образом, не существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по достижении которого физическое лицо начинает обладать административной дееспособностью. Государственные и муниципальные служащие, должностные лица получают административную дееспособность в силу действия приказа о назначении на ту или иную государственную или муниципальную должность (государственной или муниципальной службы). Иными словами, с момента поступления на государственную или муниципальную службу указанные субъекты имеют право и возможность осуществлять компетенцию соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.
Государственные органы, в том числе и органы исполнительной власти, также являются субъектами административного права, имея при этом соответствующие задачи, организационную структуру, функции и компетенцию. Практически же компетенция органа публичного управления реализуется должностными лицами, занимающими в данном органе государственные должности государственной службы. Однако с теоретической точки зрения уместно говорить о специфической правосубъектности органов публичного управления. Поэтому административная дееспособность органов исполнительной власти выражается в установленной нормативными актами компетенции этих органов.
Административное
законодательство закрепляет сам факт
наличия и объем дееспособности
субъектов административного права в
зависимости от различных критериев: 1)
возраста (административная ответственность
физических лиц наступает при достижении
лицом 16 лет); 2) должностного положения
(государственно-властные полномочия
могут осуществлять только уполномоченные
специальными правовыми нормами субъекты);
3) правового режима осуществления права
и исполнения обязанностей (например,
в условиях чрезвычайного положения права
граждан могут быть ограничены); 4) результатов
проведения соответствующих регистрационных
или иных административных процедур (например,
некоторые организации — субъекты административного
права — приобретают реальную возможность
осуществлять свою деятельность только
после государственной регистрации их
уставов или после получения лицензии
(иного разрешения) на занятие определенной
деятельностью). Правовые основания для
приобретения административной дееспособности
устанавливаются в нормативных правовых
актах. Например, федеральные законы наряду
с положениями о федеральных органах исполнительной
власти закрепляют задачи, функции, компетенцию
и полномочия этих органов. Федеральный
закон от 4 мая 2000 г. "О Пограничной службе
Российской Федерации" определяет силы
и средства пограничной службы, которые
могут быть задействованы в соответствующих
условиях для обеспечения охраны государственной
границы, проведения производства по делам
об административных правонарушениях,
применения физической силы, оружия и
специальных средств.
Российское законодательство о гражданстве предусматривает: гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, почетное гражданство, гражданство республик СНГ (кроме России), иностранных граждан и лиц без гражданства.
Правовое
положение лиц с двойным
Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России. Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России.
Иностранные
граждане и лица без гражданства
могут передвигаться по территории
России и избирать место жительства
в Россия в соответствии с порядком,
установленным
Информация о работе Административно-правовой статус гражданина