Отмечая общность всех
администратино-предупредительных мер,
нельзя не заметить различий между отдельными
мерами по их непосредственному назначению
и характеру право ограничений. Так среди
административно-предупредительных мер
можно выделить четыре группы:
- меры, применяемые
в целях предотвращения угрозы наступления
возможных вредных, опасных и тяжких последствий,
- меры, направленные
на предупреждение правонарушений, причем
не только административных проступков,
но и преступлений,
- меры, препятствующие
уклонению соответствующих субъектов
от исполнения им обязанностей,
- особую группу
составляют так называемые лечебно-предупредительные
меры принуждения, назначение которых
не только обеспечение общественной безопасности,
но и лечение опасных душевнобольных,
наркоманов и т.д.
Главная особенностью
является четко выраженный профилактический
характер, что позволяет использовать
эти меры для предупреждения правонарушений,
обеспечения общественной безопасности
в специфических условиях, когда
интересам общества создается известная
угроза, в то же время, меры административного
предупреждения применяются при отсутствии
правонарушений, в особых или чрезвычайных
обстоятельствах. Реальных правонарушений
при этом нет, но они могут появиться, если
не будут применены меры административного
предупреждения, что позволяет им быть
важнейшим средством превенции административных
и иных правонарушений.
-
Меры административного
пресечения.
Меры административного
пресечения используются как средство
принудительного прекращения правонарушений
и предотвращения их вредных последствий.
Эти меры направлены на принудительное
прекращение противоправного поведения,
недопущение, устранение вредных его последствий,
на создание условий для возможного привлечения
виновных лиц к административной ответственности.
По своей цели меры административного
пресечения отличаются от административных
взысканий и административно-предупредительных
мер. Главная их цель состоит в прекращении
противоправного поведения, устранении
противоправной ситуации, принуждении
правонарушителя вести себя правомерно,
в рамках, установленных правил общежития.
В отличие от административно-предупредительных
мер - меры пресечения применяются в
связи с совершенными правонарушениями
и к субъектам, их совершившим. Меры
пресечения применяются только при
наличии правонарушений, и как
все принудительные средства являются
предусмотренной законом реакцией на
неправомерные действия. В
одних случаях пресекается конкретное
действие, - неправомерная линия поведения,
образ действий, в
других случаях основанием для применения
меры пресечения служит конкретный административный
поступок (мелкое хулиганство), в-третьих
- систематические нарушения, антиобщественный
образ жизни (бродяжничество, тунеядство
и т.п.).
Меры административного
пресечения могут применяться как
самостоятельно (закрытие в связи
с антисанитарным состоянием предприятия
общественного питания), так и в совокупности
с административными взысканиями, при
этом они обеспечивают возможность взыскания,
и, как правило, им предшествует (задержание
нарушителя общественного порядка с последующим
наложением на него административного
штрафа).
Меры административного
пресечения многообразны - это свидетельствует
о том, что основное внимание в
нашей стране уделяется профилактике
правонарушений, своевременному предотвращению
дальнейших противоправных действий.
Меры административного пресечения используются
не только для защиты интересов общества,
но и для защиты интересов, здоровья, жизни
самого правонарушителя (например, управление
транспортным средством в нетрезвом состоянии
и т.п.).
Многообразные меры
административного пресечения можно сгруппировать
в несколько видов:
- меры, применяемые
непосредственно к личности правонарушителя
(требование прекратить неправомерное
поведение, административное задержание
и т.д.),
- меры имущественного
характера (изъятие холодного оружия),
- меры технического
характера (запрещение эксплуатации неисправного
транспорта),
- меры финансового
характера (прекращение кредитования),
- меры медико-санитарного
характера (отстранение от работы инфекционных
больных),
- меры, связанные
с осуществлением лицензионно-разрешительной
системы (отказ в выдаче лицензии на тот
или иной подлежащий лицензированию вид
деятельности).
- Меры специального
или исключительного назначения (применение
огнестрельного оружия и спецсредств).
Остановимся
более подробно на административном
задержании граждан и на
личном досмотре и досмотре
вещей и товаров.
Общим
основанием административного задержания
служит административный проступок. Помимо
общей предпосылки - совершения проступка
- для задержания необходимо одно из
следующих дополнительных условий:
- наличие
серьезных оснований предполагать, что
активные противоправные действия будут
продолжатся,
- что правонарушитель
может причинить ущерб общественным интересам,
другим гражданам, себе;
- отсутствие
возможности составить протокол о проступке
и иные документы непосредственно на месте
(личность виновного не установлена, нужно
провести медицинское обследование и
т.д.);
- отказ уплатить
штраф на месте или расписаться в квитанционной
книжке и указать свой адрес, если отсутствуют
свидетели, которые могут сообщить необходимые
данные о нарушителе.
Административное
задержание является мерой административно-процессуального
характера, применяемой в связи
с совершением правонарушения и
состоящей в кратковременном
ограничении свободы правонарушителя.
К основным нормативным актам, регламентирующим
задержание, относятся Закон от 18.апреля
1991 г. “О милиции”, в котором сказано,
что милиции предоставлено право задерживать
лиц, допустивших нарушения, влекущие
административную ответственность.
Административному
задержанию не подлежат иностранные граждане,
пользующиеся дипломатической неприкосновенностью.
Как правило, административное задержание
не применяется к военнослужащим и сотрудникам
органов внутренних дел, а также к депутатам
всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.
Административное
задержание по основаниям, целям и
срокам разделяют на две группы:
задержание на общих
основаниях и специальные
виды задержания.
Специальное
задержание продолжается более длительный
срок, чем общее, поэтому оно может, производится
только в случае совершения лицом определенного,
прямо указанного в законе проступка (например,
мелкого хулиганства). К задержанию на
общих основаниях
обычно относят такое задержание, которое
производится работниками милиции на
срок не более трех часов, а задержанных
содержат в дежурной комнате или ином
служебном помещении.
Законодательство
закрепляет пять
специальных видов административного
задержания: задержание лиц, находящихся
в состоянии опьянения; задержание лиц,
совершивших мелкое хулиганство; задержание
лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
задержание лиц, уклоняющихся от явки
в суд, рассматривающий дело о совершенных
ими проступках; задержание нарушителей
пограничного режима.
В целом административно
- прсекательные меры направлены на принудительное
прекращение противоправного поведения,
при наличии правонарушения.
Личный
досмотр и досмотр
вещей и товаров производится
в целях выявления и пресечения административных
правонарушений, когда исчерпаны другие
меры воздействия, установление личности
и т.д.
Досмотр производится
в случаях:
- когда лицо
застигнуто в момент совершения административного
правонарушения или непосредственно после
его совершения,
- при наличии
признаков правонарушения в виде следов
на одежде гражданина или его вещах,
- когда имеются
показания технических средств контроля,
- когда очевидцы
прямо укажут на конкретное лицо, как на
совершившее правонарушение,
- когда досмотр
прямо предусмотрен законодательством
РК.
Сущность административного
досмотра состоит в принудительном
обследовании гражданина либо его имущества
с целью обнаружения и изъятия документов,
вещей и других предметов, явившихся орудием
или непосредственным объектом правонарушения,
установления личности задержанного и
др.
Досмотру должно
предшествовать предложение предъявить
документы, подтверждающие личность задержанного,
вещи, другие предметы, являющиеся орудием
или непосредственным объектом правонарушения.
Личный досмотр
производится лицом одного пола и
в присутствии двух понятых того
те пола в помещениях исключающих доступ
посторонних граждан и отвечающих санитарии
и гигиены.
После производства
личного досмотра или досмотра вещей,
товаров, транспортных средств уполномоченным
лицом составляется протокол либо делается
запись в протоколе об административном
правонарушении или в протоколе задержания.
Меры административного
взыскания представляют собой вид
административной ответственности, применяется
за совершение определенных правонарушений,
а также для предупреждения новых
правонарушений, как самим правонарушителем,
так и другими лицами.
Административное
взыскание занимает особое место
в системе мер административного
принуждения. Их особенность состоит
в следующем:
- они носят
ярко выраженный санкционый характер,
- воспитательное
воздействие от их применения наиболее
высоко, поскольку достигается простым,
быстрым и наглядным способом;
- взыскания
могут применять не только органы государственного
управления, но и другие субъекты право
применения;
- все административные
взыскания налагаются на основе специального
индивидуального акта управления - постановления
или решения;
- наложение
административных взысканий осуществляется
уполномоченными на то органами милиции
в определенном процессуальном порядке,
при котором учитывается характер правонарушения,
личность нарушителя, обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность;
- являются
эффективным средством реализации института
ответственности (обязанность гражданина
дать отчет о своем неправомерном поведении
и понести наказание в виде административного
взыскания).
Система
административных взысканий это
перечень различных по степени тяжести
и правовым последствиям видов наказаний.
В настоящее время применяются
следующие административно-наказательные
средства:
- Меры морального
воздействия, к ним относятся предупреждение
и общественное порицание (малозначительные
проступки).
- Меры личностного
воздействия – предупреждение и штраф.
Они состоят в ограничении субъективных
прав и вложении на нарушителя определенных
претерпеваний.
- Возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием
совершения или непосредственным объектом
административного правонарушения.
- Конфискация
предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом административного
правонарушения.
- Лишение
специального права, предоставленному
данному гражданину (права управления
транспортными средствами, права охоты).
- Исправительные
работы.
- Административный
арест.
- Выдворение
из пределов РК иностранных граждан и
лиц без гражданства за совершение административных
правонарушений.
Правила наложения
административных взысканий предусматривают
обязательность правонарушителя возместить
причиненный ущерб. Вопрос о возмещении
имущественного ущерба, причиненного
административным правонарушением, решается
в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со
ст.39 КоАП состояние административной
наказанности продолжается в течении
года со дня окончания исполнения взыскания
и аннулируется по его истечении автоматически,
т.е. без специального решения или санкционирования
какого – либо государственного органа
или должностного лица. Лицо после истечения
этого срока считается не подвергавшимся
административному взысканию.
Итак, административное
взыскание - это мера наказания, применяемая
уполномоченными на то государственными
органами (должностными лицами), а в
предусмотренных законом случаях - народными
судами (народными судьями), а также общественными
организациями и их законными представителями,
к лицам, виновным в совершении административного
проступка.
Заключение.
Итак, правильное использование
метода принуждения органами государственного
управления, в том числе органами внутренних
дел, обеспечивает эффективность управленческой
деятельности, функционирования административно-правовых
институтов, незыблемость правопорядка,
создает условия для постепенного сокращения
и ликвидации правонарушений. Принуждение
в сфере управленческой деятельности
направлено к тому, чтобы обеспечить: