Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Административное право является одной из отраслей права, которая обладает определенными особенностями, спецификой, определяемыми особенностями тех общественных, управленческих отношений, которые регулируются при помощи норм данной отрасли. Если речь идет об управленческих общественных отношения
1. Понятие социального управления, его существенные признаки.
2. Государственное управление, его особенности, как вида социального управления.
3. Предмет и система административного права.
Литература:
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРАВО
|
|
Универсальная схема
системы (универсальная в том
отношении, что в нее можно
подставить любые значения):
|
|
Потребность - это состояние
личности в зависимости от условий ее существования. Потребность
- это источник активности личности. Потребность
тесно связана с мотивом. Управлять действиями
.людей можно только тогда, когда можно
направить их побуждения и интересы, учесть
их потребности. Управлять людьми можно
только управляя мотивами. Психологи пишут:
|
|
3. Получением информации
о результатах прошлых
4. Анализом полученной информации и принятием на его основе
решений о необходимых упорядочивающих
воздействиях на объект.
Информационное воздействие на человека
будет эффективным в том случае, если сообщаемые
ему сведения окажутся актуальными для
него, имеющими личностный субъективный
смысл. Одни понятия, идеи могут быть ему
близкими, реально управлять его деятельностью,
побуждать к ней и направлять ее. другие
останутся только словесным знанием, которое
никак не определяет поведение данного
человека. Эта особенность информационных
процессов в обществе нашла отражение
в теории массовых коммуникаций. Одним
из центральных положений этой теории
является признание того. что индивид
может обойти вниманием или перетолковать
по-своему те части сообщения. которые
не соответствуют его интересам, ставят
под сомнение ранее принятые решения.
Он может акцентировать внимание на те
части сообщения, которые подкрепляют
его точку зрения. Рубинштейн писал, что
любое внешнее воздействие определяет
психологическое явление лишь опосредованно,
преломляясь через свойства, состояния
и психическую деятельность личности,
которая этому воздействию подвергается.
Для права это очень важно. Воздействия
на человеческое сознание могут как упраздняться
им на уровне индивидуального поведения,
а это уже правонарушение на юридическом
языке, т.е. человек как бы прерывает воздействие
и не дает ему породить результат, так
и усваивается им с его ведома, "через
него", производит нужное следствие,
Информация представляет собой сведения,
сообщения, которые устраняют существующую
до их получения неопределенность в сложившейся
проблемной управленческой ситуации.
В самом общем виде, информация - это разнообразие,
которое один объект содержит, о другом,
это взаимное и относительное разнообразие.
С позиции теорий отражения информация
может быть представлена как отраженное
разнообразие. Содержанием социальной
информации является логическое мышление
- самый высший тип отражения действительности.
Ее материальным носителем является слышимое
или видимое слово. Слово есть универсальный
сигнал, который позволяет облечь логическое
содержание социальной информации в материальную
форму, благодаря которой может собираться,
восприниматься, перерабатываться, использоваться,
храниться и т.д. Информация отображает
изменения состояния данной системы. Разнообразие
состояний отображаемой системы порождает
разнообразие информации. В этом смысле
движение информации определяет движение
системы. Чем больше система перерабатывает
полезной информации, тем выше ее общая
организованность и эффективность функционирования.
Устраняя неопределенность поведения
сложных социальных систем, информация
расширяет возможности регулирования.
Отсутствие надежной информации порождает
ее дефицит. Информация, которой пользуется
человек, называют обыденной. Она. конечно,
используется в управлении, но, главным
образом, используется научная, систематизированная
информация, которая находится в компьютерных
системах, банках хранения и т.д. Многие
специалисты справедливо считают понятие
.информации краеугольным камнем социального
управления. Утверждается, что сам процесс
управления есть получение, обработка
и использование информации, которая выступает,
как связующее звено между субъектом и
объектом управления. Как управляющая,
так и управляемая системы не могут существовать
без информации, т.к. нет импульсов упорядочения.
Есть авторы, полагающие, что нельзя считать
информацией сведения, которые не присутствуют,
не участвует, не используются в данном
управленческом процессе.
Классификация информации. Если за основу
классификации принять сферы общественной
жизни, то можно различать экономическую,
политическую, экологическую и т.д. информацию.
По субъектам управления:.. государственную
и общественную. По характеру: официальная,
источником которой являются действия
должностных лиц, и неофициальная, исходящую
от экспертов, специалистов, в виде рекомендаций
и т.д. По сфере применения: универсальная
не имеющая ограничений круга потребителей,
и специальная, т.е. направленная. Информацию
мы можем иметь о будущем, т.е. прогностическую,
плановую и др. Информацию можно делить
также на социально-политическую, экономическую,
отчетно-статистическую. Научно -техническую,
правовую и т.д.
Требования, предъявляемые к информации.
Информация должна быть оптимальной, т.е.
достаточной и необходимой для решение
той или иной задачи управления. Организовать
оптимум информации достаточно трудно,
но это значит: при минимуме первичной
объективной информации получить максимум
полезной информации для принятия решения.
Другие требования; объективность, правдивость,
достоверность, своевременность, систематичность,
непрерывность.
Информационные барьеры. Они нарушают
информацию, отрицательно воздействуя
на нее. Барьеры могут быть:
географические (удаленность объекта
от субъекта), временные (например, исторические),
режимные (каждое государство скрывает
определенные пласты информации), ведомственные,
технические, терминологические, языковые,
психологические Если содержание процесса
управления составляет воздействие субъекта
на объект, то в этом воздействии сфера
мотивации, как область, позволяющая воздействовать
на поведение, таким образом, что оно осуществляется
как бы самопроизвольно, а не как навязанное
извне, 3 стадии управленческого процесса:
I -
1. Подготовка и принятие управленческого
решения.
2. Исполнение управленческого решения.
3. Контроль.
Управление воплощается в реальном упорядочивающем
влиянии, которое субъект управления оказывает
на объект, т.е. на общественный процесс.
Но т.к. между субъектом и объектом возникают
самые различные отношения (в субъекте
имеют место субъектные отношения,, в объекте
-объектные, а между ними - субъектно-объектные,
управленческие).
Управление - это отношение между субъектом
и объектом, через которое, в процессе
которого и благодаря которому, социальная
энергия, воля. цели субъекта управления,
воплощенные в рамках упорядочивающего
воздействия, переходят в сознание, энергию,
волю объекта управления, вызывает их
движение в необходимом направлении.
Управление - процесс целенаправленных
упорядочивающих воздействий одной системы
на другую или самовоздействий в рамках
последней, обеспечивающий посредством
информационного обмена сохранение и
повышение упорядоченности управляемой
системы.
Государственное управление, как вид социального
управления.
В качестве субъекта управления выступает
вся система органов исполнительной власти
и органов государственного управления.
Объект управления - та или иная отрасль,
сфера управления, общество в целом. В
качестве воздействий - нормы административного
права. В целом, в качестве объекта можно
считать сферу государственного управления.
До Конституции 1993 года в качестве синонимов
использовались понятия; государственное
управление и исполнительно-распорядительная
деятельность. Провозглашение в Конституции
принципа разделения властей отразилось
на терминологии. Единая государственная
власть стала реализовываться тремя ветвями
власти:
законодательной, исполнительной и судебной.
Государственная власть едина, как и прежде,
но ее осуществление, реализация изменилось:
если ранее имело место разделение труда
по осуществлению власти, фактически руководила
партия, а государственный аппарат был
исполнителем, то сейчас, в принципе, также
плюет место разделение труда по реализации
власти, здесь нет каких-либо существенных
изменений, но ветви власти стали независимыми.
В своем постоянном действии эти три ветви
власти обеспечивают политику государства,
отражают интересы и потребности общества.
Они взаимосвязаны: например, если не будет
закона, то не будет необходимости его
исполнения.
Исполнительная власть связана с исполнением
закона. В этом состоит существенная характеристика
государственного управления.
Понятие исполнительной власти нельзя
вмешивать с исполнительной деятельностью,
с государственным управлением. Исполнительная
власть - это категория базового характера,
политико-правовая, это власть, а ее реализация,
практическое осуществление - это деятельность
по реализации исполнительной власти.
Государственное управление - это вид
деятельности по реализации исполнительной
власти. В конституции только один орган-Правительство
РФ - назван органом исполнительной власти.
Важен вопрос о соотношении понятий исполнительная
власть и государственное управление,
исполнительная деятельность и государственное
управление. Там, где имеет место, а это
федеральный и региональный уровни, реализация
принципа разделения властей там имеют
место органы исполнительной власти: правительства,
министерства, государственные комитеты
и т.д. Там, где нет действия принципа разделения
властей, там имеют место государственное
управление и органы государственного
управления.
Органы государственного управления:
управление различного рода концернами,
предприятиями, объединениями, департаментами,
не выходящими на уровень федеральный
или региональный.
сущностью государственного управления
является исполнение закона. Но нельзя
исполнить закон, не имея распорядительных
полномочий (материальное обеспечение,
кадры и др.). Деятельность по исполнению
закона является исполнительно-
Следует различать понятие управления
в самом широком смысле, когда
речь идет об организации общественных
отношения, и в узком смысле, где
речь идет об управлении в сфере
экономики, социально-культурного строительства,
административно-политической деятельности.
Наконец, следует понимать управление
в качестве внутреннего .управления (регулируются
внутриорганизационные отношения), имеющего
вспомогательный характер.
Управленческая деятельность имеет ярко
выраженный организационный характер,
организационное содержание, т.к. в процессе
этой деятельности организуется совместный
труд. Здесь имеет место регулирование,
координация, упорядочение субъектов,
объектов, их связей, т.е. отношений. Обеспечивается
достижение управленческих целей в масштабе
общества и на других уровнях. Практически
реализуются интересы общества, потому
что за каждой нормой, за каждым отношением,
возникающим в сфере управления, стоят
определенные потребности. Каждый акт
предусматривает определенную их совокупность.
Исполнительная деятельность осуществляется
постоянно, непрерывно: носит юридически
властный характер. Имеет место подчинение
объекта субъект,. С развитием рыночных
отношений органы Исполнительной власти
все чаше уходят от непосредственного
прямого воздействия.
Существует тенденция: не следует делать
сложным субъект управления, больше вопросов
нужно сводить к саморегулированию. Переход
от жесткого управления, непосредственного
воздействия к более мягкому регулированию.
Коммерческие структуры, к примеру, не
уходят из сферы государственного управления,
но и не управляются напрямую, они подвержены
регулированию:
существуют общие правила (пожарной безопасности,
санитарные), находящиеся на контроле
у государства, и др. Отношение к этим структурам
в рамках управленческих отношений особое:
осуществляется реализация программ поддержки
среднего и малого бизнеса, помощь в кредитовании,
налоговые льготы, демонопольная политика
и т.д.
ПРАВООТНОШЕНИЯ
Сфера государственного управления будет
иметь место там и там заканчиваться, где
возникают управленческие отношения,
а в управленческом отношении обязательным
субъектом или участником должен быть
орган государственной власти или государственного
управления или их должностные лица. Сфера
управления, прежде всего, определяется
теми отношениями управленческого характера,
в котором участвуют названные субъекты.
В сфере государственного управления
наибольший сектор представляют урегулированные
нормами административного права отношения.
Два других сектора составляют отношения,
нуждающиеся в правовом регулировании,
и отношения, не нуждающиеся в правовом
регулировании (организационные вопросу:
проведение совещаний, передача опыта,
проведение инструктажа). Сфера управления
- это регулируемые отношения, но не все
они представляют эту сферу, потому что
кроме урегулированных есть нуждающиеся
и не нуждающиеся в правовом регулировании.
В сфере права наибольший сектор составляют
регулятивные нормы, два других сектора:
правоохранительные нормы и правотворческие
нормы. Система права - это возможность
правового регулирования, система правовых
отношений - это действительность правового
регулирования.
В механизм правового регулирования входят
нормы права, правовые отношения, правосознание,
правовая культура, правовая идеология,
акты поведения и т.д. Система правовых
отношений и есть механизм правового регулирования,
с подачи в этот механизм правовой энергии
от системы права. Именно система правовых
отношений обеспечивает все правовое
регулирование, здесь право "оживает",
имеет место действие в соответствии с
нормами в рамках этих правоотношений.
Субъекты действуют на основании правосознания,
правовой культуры, реализуется правовая
идеология, непосредственно имеют место
акты реализации права и т.д. Одна норма
регламентирует тысячи правовых отношений.
Вне правоотношений действуют нормы-запреты.
Т.о.. кроме системы права существует система
правоотношений.
Управленческие отношения - это отношения,
как власти и подчинения - вертикальные,
так и горизонтальные, при этом в вертикальных
отношениях обязательным субъектом является
орган управления или его должностное
лицо. В сфере управления различают два
вида отношений. В административном праве
существуют отношения, связанные непосредственно
с управлением: например, между вышестоящим
органом -Правительством - и министерством,
между министерством и 'подчиненным ему
органом и т.д. Эти отношения существуют,
они регламентированы нормами административного
права. Но вторым видом отношений являются
такие, которые возникают исключительно
в правовой форме. К примеру: В СССР возникла
необходимость в укреплении исполнительной
власти. Была создана должность Президента.
Ее никогда не было. следовательно, не
было отношений, с ней связанных, с субъектом
- Президентом. Но должность появилась,
появилась потребность в урегулировании
в этих отношений. Норма не создает отношения,
она их оформляет их, обеспечивает их регулирование,
при этом, она оформляет эти отношения
через потребность в них. Другой пример:
Вместо- исполкомов в России появились
главы администраций районов. Таких субъектов
и отношений не было- Появилась потребность
в таких отношениях, следовательно, появилась
потребность в установлении таких норм.
в оформлении этих отношений с помощью
административного права.
Ранее, до правового регулирования, не
было процессуальных отношений: уголовно-процессуальных,
гражданско-процессуальных, административно-
Сфера действия норм административного
права уже сферы исполнительной власти
и сферы управленческих отношений. Механизм
правового регулирования действует, прежде
всего, через правовое регулирование отношений.
Правовое регулирование (определение
Алексеева) - это осуществляемая с помощью
системы правовых средств (норм. правоотношений,
индивидуальных предписаний и др.) результативное,
нормативно-организационное воздействие
на общественные отношения в целях их
упорядочения, охраны, развития в соответствии
с потребностями, интересами гражданина
и общества в целом в сфере государственного
управления. В качестве непосредственного
предмета правового воздействия выступает
волевое поведение участников общественных
отношений.
Правоотношение - это возникающая на основе
норм права индивидуализированная общественная
связь между лицами (одно из которых является
должностным лицом), характеризуемая наличием
субъективных юридических прав и обязанностей
и поддерживаемая, гарантируемая принудительной
силой государства. Правовое отношение
всегда представляет собой известную
общественную связь между различными
субъектами, а право и обязанность (и в
этом суть правоотношения!) едины по своему
объекту, по своему фактическому содержанию,
воплощенному для должностного лица в
том. что оно полномочно решать вопрос,
а для другого - в том. что оно должно исполнить
это решение, и в силу единства прав и обязанностей,
которыми наделены разные лица. они связаны
между собой.
Административно-правовое отношение -
это такое общественное отношение, которое
складывается и осуществляется на основе
нормы административного права и выступает
в качестве правовой формы управленческого
отношения. Административное - правовое
отношение - средство правового регулирования,
это результат правового регулирования.
Норма "говорила" о том. что она может
урегулировать, а отношение говорит"
о том. что они выступает средством такого
регулирования. В рамках отношений осуществляется
непосредственно воздействие органа государственного
управления, органа исполнительной власти
на соответствующий объект.
Власть имеет три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную. Может быть
два пути. Закон непосредственно действует
на объект управления, нормы прямого действия
заложены в законе, но ив этом случае обеспечивается
его воздействие при помощи действия органов
исполнительной власти. Здесь "голый"
закон, его нужно "одеть" финансами,
ресурсами, кадрами и т.д., иначе он не будет
выполнен. Но есть закон, который не может
действовать непосредственно, он действует
через акты, издаваемые Правительством
(Постановления, Распоряжения). Министерствами
и другими федеральными органами и т.д.
Это закон, не содержащий норм, которые
бы могли действовать без этих актов управления.
Национальные, экологические, экономические,
климатические и иные факторы, требующие
учета при реализации заложенных в закон
норм. вынуждают Правительства и другие
органы (в регионах) издавать акты для
конкретизации закона. Конкретизировать
- значит в ТУ или иную гипотезу вложить
корректирующие условия, не меняя цели
и содержания закона. Но главное - не в
гипотезе, ее часто вообще не бывает, если
видно из диспозиции, о чем идет речь; значит
в диспозицию нужно заложить эти особенности,
не исправляя закона.
Специфика административно-правовых отношений
заключается в том, что с их помощью осуществляются
процессы жизнеобеспечения общества.
Организующая роль норм административного
права реализуется через и посредством
административных правоотношений. Именно
в рамках правленческого отношения происходит
непосредственное упорядочение того или
иного процесса, то или иного действия,
складывающихся из предписанных нормой
права действий. Все это обуславливает
необходимость осуществления этих отношений,
прежде всего как отношений власти и подчинения.
Именно с помощью этих отношении обеспечивается
охрана общественного порядка, охрана
общественной безопасности, жизнеобеспечение.
Структура правоотношений. Как и в любом
другом правоотношении, при различии подходов
к структуре в литературе, имеют место
участники правоотношении, их права и
обязанности. Спорным остается вопрос
об объекте. Норма создает абстрактную
возможность определенного поведения
в сфере управления. Но для ее реализации
в правоотношении необходимы конкретные
возможности участников этого отношения,
необходимо выражение воли участников.
Абстрактная возможность, предусмотренная
нормой, превращается в конкретные права
и обязанности, в модель их поведения.
Абстрактные элементы нормы, ее гипотеза,
диспозиция, санкция, трансформируются
в конкретные элементы правоотношения:
абстрактный субъект отношения - если
это орган, получает свое наименование,
должностное лицо - фамилию, гражданин
- тоже. Права и обязанности, предусмотренные
нормой, являются выражением должного
н как таковые создают лишь возможность
данного поведения. Как бы точно ни была
определена модель поведения, совокупность
прав и обязанностей, это все еще возможность,
а не действительность правового регулирования.
Долгое время в литературе по общей теории
государства н права, а также отраслевых
наук, шла дискуссия, что же понимать под
содержанием правоотношения. Считалось
совершенно обоснованным, что содержанием
любого правоотношения являются права
и обязанности субъектов этого отношения.
Постепенно это мнение менялось. Последние
годы несколько актов сразу сочли необходимым
полагать, что содержанием правоотношения
являются действия субъектов этого отношения
в соответствии с правами и обязанностями.
И действительно, только их деятельность,
их действия могут развивать это отношения,
реализовать эти права и обязанности.
Вероятно, правильно считать, что действия,
деятельность субъектов отношения его
содержанием. Следует иметь ввиду, что
права и обязанности далеко не полностью
охватывают акты реального поведения.
И это естественно, т.к. право не должно
и не может полностью предусмотреть, регламентировать
все детали поведения. И в этом нет необходимости:
это модель поведения. Реальное поведение
не может быть беднее этой модели, оно
всегда богаче нормы, ее содержания. Модели,
закрепленные в правах и обязанностях,
нередко бывают тесны. Когда имеет место
отклонение от модели, при помощи тех или
иных средств поведение "выходит"
на модель. Реальное поведение участников
отношения должно соответствовать определенной
модели поведения. Само установление модели
имеет существенное значение для ее реализации.
Чем полнее учтены интересы и мотивация
поведения каждого из участников в модели,
тем больше вероятность того. что реальное
поведение будет соответствовать этой
модели. Рассмотрение связи прав и обязанностей
дает возможность установить некоторые
критерии определения правильности модели,
ее соответствие тем целям, на достижение
которых направлена норма, реализуемая
в данном правоотношении. К таким критериями
относятся:
а) точное определение участников правоотношения:
б) распределение прав и обязанностей,
обеспечивающее их строгую согласованность,
корреляцию:
в) установление правовых средств, которым
располагает орган управления, должностное
лицо, для осуществления правомочия и
принуждение иного участника к выполнению
обязанностей.
Вопрос о том, является ли правоотношение
выражением воли государства, закрепленной
в норме, либо сочетание воли государства
и воли участников этого отношения, имеет
не только теоретическое, но практическое
значение. Основная функция правоотношения
состоит в том. чтобы воля государства
трансформировалась в волю участников
правоотношения, была реализована в конкретных
актах поведения: действиях или воздержании
от них. в зависимости от них. Обычно реализация
норм правоотношений представляет соотношение
государственной воли и воли участников.
Соотношение общей и индивидуальной воли
участников носит иной характер там. где
предписание носит императивный характер
(допустим, правила дорожного движения,
правила пожарной безопасности: если водитель
получил Права, он взял на себя обязанность
беспрекословно подчиняться их содержанию,
т.е. тем нормам административного права,
которые составляют правила дорожного
движения).
Одним из аспектов правоотношения является
воздействие интересов на осуществление
прав и т.д. Здесь имеет место действие
психологического механизма.
Своеобразие управленческого воздействия
права заключается в том, что его основным
субъектом выступает государство, средством
- правовые предписания, а объектом - личность
в ее социальных связях. В процессе исследования
соотношения правового воздействия на
поведение и правового регулирования
общественных отношений выявлена теоретическая
связь и особенности социально-психологического
механизма правового воздействия и механизма
правового регулирования. Объектом правового
воздействия является поведение человека,
в то время, как объектом правового регулирования
выступает общественное отношение. Отсюда
вытекает и различие в методе воздействия
и регулирования. Регулирование представляет
собой совокупность методов воздействия
на поведение (запрета, позитивного обязывания,
дозволения). Если механизм правового
регулирования включает как объективные
элементы (нормы права, правоотношения,
акты реализации), так и субъективные (правосознание),
то социально-психологический механизм
правового воздействия - это взаимодействие
субъективных элементов (правосознания,
волевых актов саморегуляции поведения.
Испытывая правовое воздействие, человек
вступает в правоотношение через волевую
деятельность, которая является результатом
этого воздействия. Следовательно, регулирование,
в конечном счете, всегда выступает как
результат воздействия, в ходе которого
происходит "подключение" механизма
саморегуляции поведения или его подчинение
требованиям нормы. Здесь - сочетание:
если норма действует на всё отношение,
то психологическая регуляция действует
именно на конкретное поведение через
мотивацию. Получается двойной механизм.
Механизм психологического воздействия
обеспечивает регулирование при помощи
нормы.
По содержанию отношения делятся на отношения:
1) связанные с деятельностью органов управления,
органов исполнительной власти по удовлетворению
потребностей и интересов граждан, охране
их прав в сфере государственного управления:
2) связанные с деятельностью вышестоящих
органов управления по руководству деятельности
нижестоящих органов управления;
3) связанные с осуществлением непосредственно
оперативного управления. По направлениям
управленческой деятельности могут быть
выделены отношения:
1) связанные с подготовкой и изданием
нормативных и индивидуальных правовых
актов:
2) связанные с непосредственным исполнением
законов и иных актов:
3) связанные с контролем и надзором за
реализацией правовых актов:
4) связанные с осуществлением правоохранительной
деятельности:
5) связанные с осуществлением регулирования
отношения, участниками которых выступают
приватизированные предприятия, акционерные
общества, коммерческие структуры и т.д.
По способу защиты; они защищаются в административном
или судебном порядке;
По соотношению прав и обязанностей сторон:
вертикальные и горизонтальные отношения.
Но в рамках только вертикального отношения
осуществляется упорядочивающее воздействие.
Когда в горизонтальное отношение вступают,
к примеру, два министра, там нет подчинения,
нет воздействия, там - согласование, взаимное
финансирование и т.д.
В отношениях, одним из субъектов которых
выступают коммерческие' структуры, речь
идет не о подчиненности, а о подвластности.
Существует два вида субъектов административно-правовых
отношений. Именно в административном
праве, в сфере государственного управления
функционируют, осуществляют свою деятельность
большинство субъектов. Нет второй такой
отрасли, где было бы такое количество
субъектов отношений. Есть понятие субъекта
административного права, есть понятие
субъекта административно-правового отношения.
Здесь имеет место определенное различие.
В самом простом варианте субъектом административного
права является то лицо или организация,
которое обладает определенной право-
и дееспособностью, т.е. правосубъектностью,
но не вступило, не вступает и не собирается
вступать в конкретные административно-правовые
отношения. Субъект административно-правовых
отношений - это тот субъект, который является
действующим, он уже включен в их осуществление
непосредственно. Понятие субъекта права
вообще включает два критерия: социальный
(участие в общественных отношения в качестве
способного выражать свое право, осуществлять
единую волю и т.д.) и юридический (признание
правовыми нормами его способности быть
носителем прав и обязанностей).
К числу субъектов административно-правовых
отношений могут быть отнесены: прежде
всего, органы исполнительной власти,
органы власти вообще, когда они связаны
какими-то отношениями с органами исполнительной
власти, со сферой государственного управления,
внутренние подразделения органов исполнительной
власти, органов государственного управления,
различного рода организации, объединения
(их администрация), концерны, общественные
объединения и организации, граждане.
Не все граждане обладают единым статусом
(они обладают единым конституционным
статусом). Конституционный статус "приращивает"
к себе административный, статус. Правоспособность
граждан отличается в связи с принадлежностью
к полу (частично), возрастом, местом проживания,
состоянием здоровья. Все эти моменты
корректируют административно-правовой
статус гражданина. Для того, чтобы быть
цветником, субъектом отношений, необходимо
обладать правоспособностью и дееспособностью.
Неравенство административно-правовых
статусов субъектов обусловлено двумя
объективными факторами. Управление немыслимо
без власти, без иерархии (когда речь идет
о вертикальных отношениях). Объективно
существующие отношения между людьми,
организациями отражаются на их социальных
позициях. Нормы административного права
это закрепляют. Всех субъектов права,
в зависимости от того, чью волю они выполняют,
выражают, в чьих интересах, и от чьего
имени действуют, а также от того, кто именно
вступает в правоотношения, можно разделить
на два типа: индивидуальные и коллективные.
Первую группу составляют граждане. Термин
"гражданин" в административном праве
понимается как лицо, которое не состоит
в устойчивых связях организационного
(и непрерывного) характера с теми субъектами,
с которыми он вступил или может вступить
в административно-правовые отношения.
Деликтоспособность (способность отвечать
за административные правонарушения)
наступает с 16-летнего возраста. Возможно,
этот возраст будет снижен до 14 лет (как
в уголовном кодексе). Иностранцы делятся
на постоянно и временно находящихся на
территории РФ.
Служащие обычно действуют от имени организаций.
В то же время, они могут выступать в качестве
индивидуальных субъектов, особенно, когда
выступают в качестве должностных лиц.
Коллективные субъекты. Здесь не подходят
понятия право- и дееспособности, здесь
идет речь о правосубъектности. Она появляется
в момент утверждения Устава, у органов
исполнительной власти - с момента образования.
Основанием возникновения административно-правовых
отношений являются юридические факты.
Не только возникновения, а также - изменения
или прекращения. Норма административного
права определяет условия, при которых
должны возникнуть, прекратиться или измениться
административно-правовые отношения.
В любом случае должен иметь место юридический
факт в виде основания. В качестве таковых
выступают действия и события. Действия
могут быть правомерными и неправомерными
(т.е. правонарушения). События могут быть
объективными, "нерукотворными",
но и "рукотворными" в то же время
Информация о работе Административное право социальное управление