Административное наказание. Государственный порядок реализации отдельных прав и свобод граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности административной ответственности и ее виды. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие административной ответственности;
 рассмотреть особенности и виды административной ответственности;

Оглавление

Введение..................................................................................................3
Тема 1. Административное наказание.................................................
1. Понятие и цели административного наказания..........................5
2. Виды административного наказания.........................................16
3. Общие правила назначения административного наказания....23
4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административное наказание...............................................................38

Тема 2. Государственный порядок реализации отдельных прав и свобод граждан
1.
Список использованных источников..................................................42

Файлы: 1 файл

контр А П чист 2 - копия.docx

— 100.34 Кб (Скачать)

 

     

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение..................................................................................................3

Тема 1. Административное наказание.................................................

  1. Понятие и цели административного наказания..........................5
  2. Виды административного наказания.........................................16                
  3. Общие правила назначения административного наказания....23
  4. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административное наказание...............................................................38
 

Тема 2. Государственный порядок реализации отдельных прав и свобод граждан

Список использованных источников..................................................42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

      
По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов право всегда имело  и имеет безусловное большое  общественное, можно даже утверждать – жизненно важное значение. Трудно найти такой участок в нашей  жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а следовательно, с правом.

     Право, будучи по своей сути зеркалом внутригосударственного управления, окружает нас со всех сторон, независимо от того, ощущаем мы это  или нет. Но дело не только в его  ощущении, а в сознательном понимании  объективной необходимости устанавливаемых  его нормами правил. В этом –  главное условие должной упорядоченности  всех проявлений нашей жизни. 
 Административная ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере.  Юридическая ответственность реализуется в рамках охранительных правоотношений. Субъектами этих отношений являются нарушитель норм права и государство в лице его органов, уполномоченных на применение санкций. Государство имеет право привлечь лицо, совершившее правонарушение, к юридической ответственности, а нарушитель обязан подвергнуться мерам государственного принуждения. С другой стороны, лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право потребовать от государства, чтобы меры государственного принуждения применялись только при наличии правонарушения и в точном соответствии с законом. Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право на защиту от незаконного привлечения к юридической ответственности. Это отношения между субъектом, совершившим правонарушение, и государством возникают только при наличии юридического факта – правонарушения. Моментом возникновения таких материальных отношений (гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых) является факт совершения правонарушения. В работе предполагается рассмотреть понятие и виды административной ответственности. Объект исследования – административная  ответственность как вид административного правонарушения. Предмет исследования – особенности административной ответственности и ее виды. Цель исследования – изучить особенности административной ответственности и ее виды. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие административной ответственности;
  • рассмотреть особенности и виды административной ответственности;
  • изучить структуру административной ответственности;
  • проанализировать принципы применения административной ответственности;
  • определить основания назначения и освобождения от ответственности.

      

      
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие, основные черты административной ответственности 

     В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

     При наличии юридического факта - административного  правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция  из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

     В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие  и т.д.) только назначение административного  наказания влечет наступление административной ответственности.

     Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.1

     Руководствуясь  гл. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) ”Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях” в понятие «административная ответственность» включаются действия органов государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.2

     Административная  ответственность используется как  важное средство правоохраны, борьбы с  особым видом нарушений - административными  правонарушениями, которые хотя и  не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в  значительной распространенности.3

     Суть (содержание) административной ответственности заключается в непосредственном наложении наказаний, предусмотренных данным видом юридической ответственности. Административная ответственность составная часть административного принуждения.

     Административная  ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности  вообще, а также как самостоятельный  вид имеет свои особенности.

     Основными из них являются:

     1. административные наказания применяется  широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц:  судами (судьями), органами исполнительной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);

     2. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями.

     3.  привлечение административного  наказания не влечет судимости   и увольнения с работы. Лицо, к  которому оно применено, считается  имеющим административное наказание  в течение установленного срока  — одного года со дня исполнения  постановления по делу об административном  правонарушении;

     4. административная ответственность  устанавливается только федеральными  законами или законами субъектов  Федерации. Следовательно, имеет  собственную законодательную базу;

     5. меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим  производство по делам об административных  правонарушениях, т. е. КоАП  РФ.

     6. Административную ответственность характеризует особый, упрощённый  процессуальный порядок ее реализации.

     7. Важная черта административной  ответственности состоит в том,  что ее можно рассматривать  как совокупность материальных  и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных  совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать  материалы о правонарушении и  лице, его совершившем, рассмотреть  дело, вынести законное, обоснованное  и справедливое решение, обеспечить  его исполнение. Нередко при реализации  административной ответственности  материальные и процессуальные  правоотношения как бы сливаются,  образуя единое целое.

     8. Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов  (должностных лиц) по рассмотрению  дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний

     Следовательно: административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.4

     В настоящее время в РФ более  часто применятся административная ответственность, или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра  правовых отношений, регулируемых административным правом.5

     Согласно КоАП РФ6, к сфере её регулирования относятся жизнедеятельность граждан и деятельность юридических лиц в области: защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5,6); охраны всех видов собственности (гл.7); охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8); промышленности, строительства и энергетики ( гл.9); сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10); транспорта (гл. 11); дорожного движения (гл. 12); связи и информации (гл. 13); предпринимательской деятельности (гл. 14); финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15); таможенного дела (гл.16); посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20); защиты Государственной границы российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18); воинского учёта (гл. 21).

     Сходные правоотношения и их  нарушение  относятся также к ведению  смежных отраслей права: уголовного и гражданского.

     Следовательно, административная ответственность  характеризуется множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные  аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления, а также носит всеобщий характер, т.е. её нормы и правила обязательны для все без исключения.7

     Обобщая изложенное, можно отметить, что за нарушения действующего законодательства наряду с мерами административного принуждения и соответствующими санкциями могут применяться и меры наказаний из иных отраслей права, так называемые смежно-институциональные меры принуждения.8

     Принципами  административной ответственности  являются:

    • законность;
    • целесообразность ответственности;
    • ответственность за вину;
    • неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
    • индивидуализация мер ответственности;
    • гуманизм;
    • гласность.

       Установление  административной ответственности

       это издание предусматривающих её законов.

       Формой  установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов РФ законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения РФ и её субъектов в области законодательства об административной  ответственности определяются в соответствии со ст.  71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ.

         Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.9

       В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации10 административное и административно – процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Исходя из этого и в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административной ответственности состоит из КоАП РФ и и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

       Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Действует принцип: законы и иные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

Информация о работе Административное наказание. Государственный порядок реализации отдельных прав и свобод граждан