Административная ответственность и ее основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:04, контрольная работа

Краткое описание

Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения. Административная ответственность, имея много общего с другими видами юридической ответственности, вместе с тем, имеет свои цели и занимает особую нишу в системе нормативно-правового регулирования. Она является необходимым стимулятором правового поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности граждан.

Файлы: 1 файл

Контрольная Административное право.docx

— 80.49 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-петербургский государственный университет

Аэрокосмического приборостроения

___________________________________________________________________

Заочное отделение

Кафедра Государственного права

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Административная ответственность и ее основные черты»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка гр. 9864к

Самонова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012 г.

Оглавление

Введение

Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения. Административная ответственность, имея много общего с другими видами юридической ответственности, вместе с тем, имеет свои цели и занимает особую нишу в системе нормативно-правового регулирования. Она является необходимым стимулятором правового поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности граждан.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 1980-х гг. эта тенденция стала проявляться ещё более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путём установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, неуважение к суду и т.д.).

В контрольной работе будут рассмотрены понятие административной ответственности, ее принципы и признаки, цели и функции, а также выделены основные черты присущие только данному институту административного права.

1. Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность это один из видов юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (наступает при наличии вины, на основе норм права, за правонарушения, связан с государственным принуждением).

Юридическая ответственность - предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия1. Вместе с тем административная ответственность является составной частью административного принуждения, наделена всеми его качествами.

Административное правонарушение это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность2.

Исходя из вышесказанного, под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений3.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). Специфическим признаком административной ответственности является то, что она применяется, как правило, органами исполнительной власти в процессе исполнения функциональной деятельности (например, сотрудники инспекций, надзоров), реализуя свои властно-распорядительные функции. При этом эти органы не связаны с виновным служебными отношениями.

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. Следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д. Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а только тех, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность - 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов4.

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов Российской Федерации к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

В КоАП теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой.

Основными отличиями административной ответственности от других видов юридической ответственности являются следующие5:

  1. от уголовной ответственности - не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности.
  2. от гражданско-правовой ответственности - может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.
  3. от дисциплинарной ответственности - не связана с подчиненностью, служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти (должностного лица), привлекающего его к ответственности.

2. Функции административной ответственности, её цели и принципы

Цели административной ответственности6:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности7:

  • штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  • воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  • компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

 Принципами административной ответственности являются8:

  1. Принцип равенства перед законом. Он состоит в том, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2) Презумпция невиновности - состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

3) Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Он состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

4) Ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Освобождение  от административной ответственности

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся9:

  1. крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);
  2. невменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ);
  3. малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Так, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза.

Информация о работе Административная ответственность и ее основные черты