Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей правового режим сельскохозяйственных земель, субъектов прав на землю. Изучение прав и обязанностей субъектов по использования земель сельскохозяйственного назначения, особенности возникновения и прекращения прав по использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим крестьянских (фермерских) хозяйств, ведение личного подсобного хозяйства, правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота. Также в ходе написания работы необходимо изучение правового режима земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов, особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения…………..5
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения………5
Субъект прав на земли сельскохозяйственного назначения……………….9
Глава II. Права и обязанности субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения……………………………………………….11
Глава III. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения и их правомочия…………………………...17
3.1. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств………….19
3.2. Правовой режим земель для ведения личного подсобного хозяйства……………………………………………………………………………33.3. Правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства…………………………………………………………………………....26
3.4. Правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота………………………………………………………………………………....29
Глава IV. Правовой режим земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов…………………………….30
Глава V. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения…………………………………………………………………………..34
Заключение …………………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

ЗЕМ.ПРАВО!!!.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

 

 

Министерство  сельского хозяйства РФ

Кафедра кадастра и права

 

 

 

Курсовая работа

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

 

 

 

Выполнила:                                                                            Иванова

Проверила:                                                                             

Оценка ___________

 

 

 

2009

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие  и состав земель сельскохозяйственного  назначения…………..5

    1. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения………5
    2. Субъект прав на земли сельскохозяйственного назначения……………….9

Глава II. Права  и обязанности субъектов по использованию  земель сельскохозяйственного назначения……………………………………………….11

Глава III. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения и их правомочия…………………………...17

3.1.    Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств………….19

3.2.    Правовой режим  земель для ведения личного подсобного хозяйства……………………………………………………………………………233.3.    Правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства…………………………………………………………………………....26

3.4.     Правовой  режим земельных участков для  сенокошения и выпаса скота………………………………………………………………………………....29

Глава IV. Правовой режим земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов…………………………….30

Глава V. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения…………………………………………………………………………..34

Заключение …………………………………………………………………………48

Список использованной литературы……………………………………………...40

 

Введение

До начала земельной  реформы сельскохозяйственное землепользование в стране характеризовалось деятельностью крупных аграрных кооперативных и государственных хозяйств (колхозов, совхозов и др.), основанных на государственной собственности на землю. Они были основными производителями сельскохозяйственной продукции. Начавшаяся в 1991г. земельная реформа существенно изменила организационно-хозяйственную структуру аграрного сектора. Наряду с государственной введена частная форма собственности на землю, в процессе реорганизации колхозов и совхозов на их базе создана система коммерческих сельскохозяйственных предприятий (товарищества, акционерных и иных обществ, производственных кооперативов и т.п.). значительная часть земель перешла к индивидуальным предпринимательским структурам (крестьянским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и т.д.). появилось большое число мелких и очень мелких хозяйств. Однако их удельный вес в сельскохозяйственном производстве очень мал: их совокупный земельный фонд составляет 12-13 млн. га (4-5% продуктивных земель страны). На их долю приходится всего лишь 3-5% производимой в стране сельскохозяйственной продукции.

Преобладающее положение в аграрной экономике страны по прежнему занимают крупные и средние сельскохозяйственные предприятия (колхозы, акционерные общества, производственные кооператив). Поэтому правовой режим сельскохозяйственных земель во многом характеризуется регулированием хозяйственной деятельности этих предприятий. Его особенности определяются гарантиями целевого использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и сводятся к следующим основным положениям:

Главной обязанностью всех субъектов на землях этой категории является рациональное и высокопродуктивное их использование. Это положение принципиально определяет необходимость установления системы прав и обязанностей собственников земли и землепользователей, обеспечивающих этот основной принцип землепользования.

Прямым следованием является законодательное обеспечение жесткой минимизации изъятия сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд.

Должен быть установлен и обеспечен приоритет  земель сельскохозяйственного назначения перед землями других категорий с точки зрения их охраны и рационального использования.

Целенаправленное  на охрану и рациональное использование  земель правовое регулирование хозяйственной  деятельности должно сочетаться с достаточно жесткой юридической ответственностью за нарушение земельного законодательства.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей правового режим сельскохозяйственных земель, субъектов прав на землю. Изучение прав и обязанностей субъектов по использования земель сельскохозяйственного назначения, особенности  возникновения и прекращения прав по использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим крестьянских (фермерских) хозяйств, ведение личного подсобного хозяйства, правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота. Также в ходе написания работы необходимо изучение правового режима земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов, особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

 

 

 

Глава I. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

    1. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей и расположенные за чертой поселений. Целевое назначение земель устанавливается при их отводе в порядке межхозяйственного землеустройства, а затем конкретизируется при составлении проектов внутрихозяйственного землеустройства, мелиорации и др. Эти проекты, таким образом, дают правовую основу для использования отдельных частей землепользования хозяйств и всех угодий в строго определенных целях.

Земли сельскохозяйственного  назначения – вторая по площади  категория земель единого земельного фонда страны, занимающая более 39% всей территории России и имеющая особую значимость в народном хозяйстве  страны, поскольку являются главным средством производства сельскохозяйственной продукции.  Этим объясняется то обстоятельство то, что для земель установлен режим особой охраны. К сожалению, в настоящее время как  качественное состояние сельскохозяйственных земель, так и эффективность их  хозяйственного использования находятся на низком уровне. В результате деградации земли, изъятие для несельскохозяйственных нужд, а также не рационального и бесхозяйственного использования быстрыми темпами сокращаются площади продуктивных угодий. В преодолении этих негативных явлений наряду с организационно-экономическими мерами, такими как мелиорация, повышение культуры земледелия и другие, значительную роль играет хорошо продуманный и целенаправленный правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения, содержания которого- регулирование хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей в области рационального использования и охраны земель.

Правовой режим  использования во многом определяется организационно-правовой формой хозяйствования. Именно в этой сфере в последние годы произошли весьма существенные изменения. До начала земельной реформы сельскохозяйственное землепользование в стране характеризовалось деятельностью крупных аграрных кооперативных и государственных хозяйств (колхозов, совхозов и др.), основанных на государственной собственности на землю. Они были основными производителями сельскохозяйственной продукции. Начавшаяся в 1991г. реформа существенно изменила организационно-хозяйственную структуру аграрного сектора. Наряду с государственной введена частная форма собственности на землю. В процессе реорганизации колхозов и совхозов на их базе создана система коммерческих сельскохозяйственных предприятий (товариществ, акционерных и иных обществ, производственных кооперативов и т.п.). Значительная часть земель перешла к индивидуальным предпринимательским структурам (крестьянских хозяйств, личным подсобным хозяйствам и т.п.). Появилось большое число мелких и очень мелких хозяйств. Однако их удельный вес в сельскохозяйственном производстве очень мал: их совокупный земельный фонд составляет 12-13 млн. га (4-5% продуктивных земель страны). На их долю приходится всего лишь 3-5% производимой в стране сельскохозяйственной продукции.

 

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ, субъектами права на земли сельскохозяйственного назначения могут граждане (в том числе иностранные), их объединения и юридические лица, которым земельные участки предоставляются для целей, связанных с сельскохозяйственных производством.

С целью повышения хозяйственной  реорганизации использования земли граждане могут объединяться кооперироваться. В настоящее время законодательно установлены следующие виды объединений граждан: садоводческие, огороднические и дачные товарищества. В рамках указанных объединений каждый его член остается самостоятельным субъектом права на земельный участок и самостоятельно ведет хозяйство. Сфера совместной деятельности членов объединения определяется его уставом (приобретение посадочных и строительных материалов, реализация производственной продукции, охрана, водоснабжение, электроснабжение и т.д.).

Юридические лица как субъекты права на землю сельскохозяйственного  назначения могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

В соответствии со статьей 79 особенностями использования сельскохозяйственных угодий являются:

1. Сельскохозяйственные  угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними  насаждениями (садами, виноградниками  и другими), - в составе земель  сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

2 - 3. Утратили  силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.

4. Особо ценные  продуктивные сельскохозяйственные  угодья, в том числе сельскохозяйственные  угодья опытно-производственных  подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

(в ред. Федерального  закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

5. Использование  земельных долей, возникших в  результате приватизации сельскохозяйственных  угодий, регулируется федеральным  законом об обороте земель  сельскохозяйственного назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения

Субъектами  прав на отдельные части (участки) земель сельскохозяйственного назначения являются граждане (в том числе  иностранные), их объединения (кооператив, товарищества и т.п.), а также юридические  лица, которым земельные участки  предоставляются для сельскохозяйственного производства. В соответствии со ст. 78 ЗК РФ указанным выше субъектам земельные участки предоставляются для следующих целей:

  1. Гражданам - для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства. Животноводства, огородничества, а также для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства;
  2. Объединениям (кооперативам) граждан – для садоводства, животноводства, огородничества;
  3. Хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и другим коммерческим и другим коммерческим организациям – для другим коммерческим организациям – для другим коммерческим организациям – для сельскохозяйственного производства;
  4. Научно - исследовательским, и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно – техническим училищам и образовательным школам – для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;
  5. Некоммерческим организациям, включая потребительские кооперативы, учреждения и организации, а также религиозным организациям – для ведения подсобного сельского хозяйства.

Все граждане –  субъекты права на земли сельскохозяйственного  назначения, должны обладать общей право- и дееспособностью, поскольку в законодательстве не обозначено иное, т.е. по достижении совершеннолетия. Специальная право- и дееспособность установлена только для глав крестьянских (фермерских) хозяйств, однако она также не выходит за рамки общей дееспособности (18 лет).

Исключением из этого правила являются члены  сельскохозяйственных кооперативов.

В соответствии с законом РФ «О сельскохозяйственных кооперативах», полная дееспособность членов кооперативов наступает с 16лет, поэтому их земельная дееспособность также наступает по достижении указанного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Права и обязанности субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения

Право граждан  на землю – весьма важный  обширный правовой институт. Земельные участки гражданам могут предоставляться практически на всех категориях земель. Однако по территориальному и целевому признакам право граждан на землю можно подразделить на два вида: право граждан на землю в огородах и поселках городского типа и право граждан на земли в сельской местности, включая земли сельскохозяйственного назначения, сельские населенные пункты и некоторые др.

 В первом  случае целевое назначение предоставляемых  гражданам (или приобретаемых  ими) земельных участков не  связано прямо с производством сельскохозяйственной продукции, их прямое целевое назначение – удовлетворение жилищных и иных бытовых и культурных нужд населения. В другом случае, в сельской местности, целевое назначение предоставляемых гражданам земельных участков в подавляющем большинстве имеет прямое назначение -  производство сельскохозяйственной продукции, а в связи с этим – и как место проживания граждан. Исходя из этого, и правовой режим этих земель (в городах и сельской местности) существенно различается.

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения