Военные преступления в международном уголовном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение видов военных преступлений; международных документов, содержащих военные преступления; судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.
Задачами курсовой работы являются:
- описание истории организации и принципов Женевских конвенций;
- рассмотрение видов военных преступлений;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Закрепление военных преступлений в международных документах 4
1.1. Женевская конвенция 1949 г 4
1.2. Иные международные акты, содержащие военные преступления 8
Глава 2. Виды военных преступлений. Международный терроризм как вид военных преступлений 15
2.1. Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 15
2.2.Виды военных преступлений 19
2.3. Международный терроризм как вид военного преступления 21
Глава 3. Суды и трибуналы, регулирующие военные преступления 24
3.1. Международный уголовный суд 24
3.2 Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

311003 военные преступления.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

- Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925г.;

- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

- Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.

В соответствии с перечисленными источниками можно выделить следующие подгруппы военных преступлений (терминологические определения заимствованы из Римского статуса)[11]:

- «Серьезные нарушения» Женевских конвенций, посягающие на лиц и имущество, защищаемые этими конвенциями (умышленное убийство; пытки и бесчеловечное обращение; умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений; бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью; принуждение военнопленного к службе в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение военнопленного права на справедливое и нормальное судопроизводство: незаконные депортация, перемещение или лишение свободы; взятие заложников).

- «Другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права» (умышленное нападение на гражданское население и отдельных гражданских лиц, не принимавших участия в вооруженных действиях; умышленное нападение на гражданские объекты; умышленное нанесение ударов по персоналу, транспортным средствам и иным объектам, задействованным в оказании гуманитарной помощи; умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели гражданских лиц, ущерба гражданским объектам или окружающей среде; убийство или ранение сдавшегося комбатанта; ненадлежащее использование флага парламентера, национального флага или знаков различия; перемещение оккупирующей державой части ее собственного населения на оккупируемую территорию; нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности; причинение лицам, находящимся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода; вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии; заявление о том, что пощады не будет; уничтожение или захват имущества неприятеля (кроме случаев военной необходимости); объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны; принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны; разграбление города или населенного пункта; применение яда или отравленного оружия; применение удушающих и ядовитых газов; применение легкоразворачивающихся или сплющивающихся пуль; применение оружия и методов ведения военных действий, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания; оскорбительное и унижающее обращение; изнасилование и иные принуждения сексуального характера; использование гражданского лица для защиты от военных действий определенных пунктов; умышленное нанесение ударов по объектам, использующим отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями; умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду; набор или вербовка детей в возрасте до 15 лет в состав вооруженных сил и их использование в боевых действиях).

-  «Серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера» (перечень этих преступлений в основном соответствует перечню «серьезных нарушений» правил и обычаев, применимых к вооруженному конфликту международного характера).

- Наемничество (вербовка, обучение, финансирование и использование в вооруженном конфликте наемника; участие самого наемника в вооруженном конфликте).

 

2.3. Международный терроризм как вид военного преступления

Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, что требует единообразного подхода к его толкованию и, главное, к выработке единых международно-правовых понятий для осуществления согласованных оценок и действий по борьбе с ним.

Терроризм как вид международного преступления вызывает самые разноречивые суждения. Он либо политизировался, либо рассматривался как обычное уголовное преступление. Сегодня между юристами мира стало больше понимания по существу проблемы. По многим вопросам терроризма и как явления, и как международного преступления - достигнуто определенное единство, что очень важно ввиду той опасности, которую терроризм представляет для человечества.[12]

Война – акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю. Ориентируясь на такое определение можно сказать, что и терроризм является разновидностью войны. Однако с начала XVII века действуют правила ведения военных действий, предложенные голландским юристом Гуго Гроцием. Женевскими и Гаагскими Конвенциями 1860, 1899, 1907 и 1949 годов они были узаконены и вошли в международное законодательство. В соответствии с положениями этих Конвенций:

- запрещен захват мирных граждан в качестве заложников;

- обязательным является выполнение правил обращения с военнопленными;

- запрещены репрессии, как против гражданских лиц, так и против военнопленных;

- обеспечивается неприкосновенность дипломатических лиц.

Для большинства современных террористических организаций таких правил не существует. Поэтому деятельность, которой они занимаются можно назвать военными действиями без соблюдения международных правил ведения войны, что квалифицируется, как военные преступления. Исходя из этой позиции, А. Шмид в 1992 году в докладе на подкомитете ООН предложил определять акты терроризма как «эквивалент военных преступлений в мирное время».

Международное сообщество осознает опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);

- Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977 год);

- Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);

- Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);

- Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 год);

- Конвенция о борьбе с финансовым терроризмом (1999 год).

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма». Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне.

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил Контртеррористический комитет — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001 год). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005 год). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом.

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам, совершившим военные преступления или преступления против человечности. [13]Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма. Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Суды и трибуналы, регулирующие военные преступления

3.1. Международный уголовный суд

Принятие в июле 1998 г. Статута для постоянного Международного уголовного суда (МУС), имеющего полномочия расследовать преступления геноцида, преступления против человечества и военные преступления и осуществлять преследование совершивших их лиц, представляет собой значительное достижение для мирового сообщества. Из примерно 160 государств, собравшихся в Риме на конференцию ООН, которая разработала окончательный вариант Статута МУС (Римского статута) и приняла его, 120 проголосовали в поддержку окончательного текста Статута, ставшего юридической основой для учреждения постоянного международного уголовного суда. Поэтому создание Суда является выражением согласия среди государств, - замечательное событие, учитывая различие интересов и правовых систем, которые внесли свой вклад в этот процесс, а также то, что Генеральная Ассамблея впервые подняла этот вопрос 50 лет тому назад.[14]

Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке.

МУС является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды. Хотя его расходы покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников, он также может принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

Международное сообщество давно стремилось создать постоянный международный суд, а в 20 веке на основе консенсуса были приняты определения геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Нюрнбергский и Токийский процессы рассматривали военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, совершенные в ходе Второй мировой войны.

Созданные в 1990-х годах в конце «холодной войны» трибуналы, такие как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде стали результатом консенсуса в понимании, что безнаказанность неприемлема. Однако, с учетом того, что созданы они были только для рассмотрения конкретных преступлений, совершенных в конкретное время и в условиях конкретных конфликтов, сложилось мнение, что нужен независимый и постоянный условный суд.

К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всем мире. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

По состоянию на октябрь 2011 года 31 государство-участник МУС относятся к африканским государствам, 15 — к азиатским, 18 — из Восточной Европы, 25 — из Латинской Америки и Карибского бассейна и 25 — из «Западной Европы и других государств»

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие государства.

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя группами преступлений:

- преступление, состоящее в геноциде (тяжкое преступление, осуществлённое с намерением целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);

- преступления против человечности (осуществлённые как часть масштабного или систематического преследования, направленного против любого мирного населения, причём о преследовании преступнику известно);

- военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.)

Четвертое преступление, входящее в компетенцию МУС - это агрессия. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления, и поэтому было решено, что на данный момент Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть одно исключение: Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС.

 

3.2 Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии

После окончания второй мировой войны судебные разбирательства по международным уголовным преступлениям осуществлялись как в рамках национальных юрисдикций ряда государств, так и с использованием внутригосударственных механизмов (в ФРГ, ГДР, СССР, Турции). Практика международного уголовного преследования в эти годы складывалась и в несколько ином направлении – путем создания специальных военных трибуналов, предназначенных для суда военных преступников европейских стран оси. Оба военных трибунала  – Нюрнбергский и Токийский – были образованы на основе соглашения стран-победительниц, что позволяет относить их к так называемой модели «правосудия победителя».   

Принципиально иной подход к созданию международного трибунала был проявлен в начале 90-х годов, когда конфликт в бывшей Югославии вызвал всеобщую обеспокоенность.  В резолюциях Совета безопасности 764 от 13 июля 1992г. и 771 от 13 августа 1992г. выражались опасения по поводу нарушений гуманитарного права в этом регионе. Сведения о массовых актах насилия, ставших проявлением политики так называемых «этнических чисток», побудили Совет Безопасности ООН принять решение об учреждении «Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года». Решение о создании такого трибунала было принято резолюциями Совета Безопасности 808 от 22 февраля 1993 г. и 827 от 25 мая 1993 г.

Информация о работе Военные преступления в международном уголовном праве