Себестоимость продукции и методики ее определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрения понятия себестоимости продукции и методики ее определения.
В соответствие с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы себестоимости продукции и затрат на производство продукции;
- представить экономическую характеристику ООО «Чадси»;
- провести анализ затрат на производство продукции и сравнение их с поставленным планом на примере ООО «Чадси».

Оглавление

1. Понятие себестоимости продукции……..………………………….….5
1.1. Понятия категорий «затраты», «расходы» и «издержки»…….…5
1.2. Себестоимость продукции как экономическая категория……..…9
1.3. Расходы, образующие себестоимость продукции…….………….12
1.4. Структура себестоимости продукции……………….…………….15
1.5. Калькулирование себестоимости продукции……….…………….18
2. Классификация затрат на производство продукции…………………26
3. Экономическая характеристика ООО «Чадси» в 2008 – 2010 гг….34
4. Планирование себестоимости продукции……………………….……39
Заключение………………………………………………………………..46
Список использованной литературы……………………….……………48

Файлы: 1 файл

вариант 25.docx

— 91.32 Кб (Скачать)

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

Содержание:

Введение…………………..…………………………………….…………..3

1. Понятие себестоимости продукции……..………………………….….5

1.1. Понятия категорий «затраты», «расходы» и «издержки»…….…5

1.2. Себестоимость продукции  как экономическая категория……..…9

1.3. Расходы, образующие  себестоимость продукции…….………….12

1.4. Структура себестоимости продукции……………….…………….15

1.5. Калькулирование себестоимости продукции……….…………….18

2. Классификация затрат на производство продукции…………………26

3. Экономическая характеристика ООО «Чадси» в 2008 – 2010 гг….34

4. Планирование себестоимости продукции……………………….……39

Заключение………………………………………………………………..46

Список использованной литературы……………………….……………48

Приложения……………………………………………………………….50

 

Введение

Себестоимость продукции  относится к числу важнейших  качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной  деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень  себестоимости связан с объемом  и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходами на оплату труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру  и факторы ее динамики. Все это  и обуславливает актуальность темы работы.

Вместе с тем в современных  условиях значение анализа издержек производства, в том числе с  использованием экономических методов анализа возрастает. Экономический анализ позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в деятельности предприятия в связи с нерациональным использованием ресурсов. Поэтому необходимо вести постоянный контроль за динамикой затрат, в том числе расходов на макроуровне. Об этом свидетельствуют и рекомендации по оптимизации затрат, которые необходимы для повышения результатов деятельности каждого предприятия.

Систематическое снижение затрат является основным средством повышения  прибыльности функционирования предприятия. В условиях рыночной экономики, когда  финансовая поддержка убыточных  предприятий является не правилом, а исключением, как это было при  административно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области – один из краеугольных камней всей экономической теории.

Целью работы является рассмотрения понятия себестоимости продукции и методики ее определения.

В соответствие с поставленной целью сформулированы следующие  задачи:

- изучить теоретические  основы себестоимости продукции и затрат на производство продукции;

- представить экономическую  характеристику ООО «Чадси»;

- провести анализ затрат  на производство продукции и  сравнение их с поставленным планом на примере ООО «Чадси».

Для написания работы использованы нормативные материалы, учебные  пособия и монографии зарубежных и отечественных авторов, публикации в периодической печати, данные предприятия.

 

1. Понятие себестоимости  продукции

1.1. Понятия категорий  «затраты», «расходы» и «издержки»

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются:

1) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;

2) целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);

3) определенным периодом  времени, т.е. должны быть отнесены  на продукцию за данный период  времени. 

Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т.д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Определение понятия «расходы» изложено в Положении по бухгалтерскому учету организаций» и Налоговом кодексе РФ. Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках [7].

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы — это затраты  определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать [1].

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты». Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: налоги в фонд социального страхования, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях [4].

В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом:

1) расходы по обычным видам деятельности:

  • расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ);
  • расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.);
  • расчеты по оплате труда;
  • отчисления в страховой фонд;
  • амортизационные отчисления.

2) прочие расходы:

  • расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • прочие операционные расходы;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;
  • курсовая разница;
  • сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
  • прочие внереализационные расходы;
  • расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.) [15].

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация;

• прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Как уже отмечалось, состав расходов, учитываемых в налогообложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы подразделяются на:

1) расходы, связанные с  производством и реализацией  продукции;

2) внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда;

• суммы начисленной амортизации;

• прочие расходы [2].

В соответствующих статьях  Налогового кодекса РФ установлен перечень затрат, относящихся к тем или  иным видам расходов, связанных с  производством и реализацией  продукции. К прочим расходам в том числе относятся:

а) представительские расходы, которые включаются в течение  отчетного (налогового периода) в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика  на оплату труда за отчетный (налоговый) период;

б) расходы налогоплательщика на все виды рекламы, которые учитываются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой им в течение налогового (отчетного) периода [1].

Как видно из сопоставления, Налоговый кодекс РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элементов затрат. Такой элемент затрат, как отчисления на социальные нужды, не выделяется обособленно, а входит в состав статей «Расходы на оплату труда» и «Прочие расходы» в зависимости от принятой учетной политики предприятия.

 

1.2. Себестоимость  продукции как экономическая  категория

Себестоимость продукции  служит одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Это экономическая категория, имеющая отношение к существованию самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях товарно-денежных отношений. Она показывает, во что обходится производство и сбыт продукции предприятию. При этом себестоимость представляет собой категорию простого воспроизводства, поскольку, постоянно возмещаясь в цене продукции, она позволяет предприятию возобновлять выпуск в неизменном масштабе.

В настоящее время категория  себестоимости широко используется на предприятиях при оценке запасов, стоимости незавершенного производства, стоимости основных средств, вводимых в эксплуатацию и, самое главное, при обосновании цен на выпускаемую продукцию, проводимые работы или оказываемые услуги [6].

В зависимости от условий, назначения и конкретного объекта исчисления различают следующие основные виды себестоимости, значимые в сфере промышленности:

1. Индивидуальная и отраслевая себестоимость. Каждое предприятие определяет себестоимость всей выпускаемой продукции с учетом своих технических и организационных особенностей, которые находят отражение в уровне и структуре индивидуальной себестоимости продукции. Себестоимость в целом по предприятию определяется на основе годовой сметы затрат на производство.

Для ценообразования необходимо знать себестоимость единицы  продукции, вычисляемую на каждом предприятии  самостоятельно. Если предприятие входит в отрасль, производящую однородную продукцию, то по этой продукции может быть установлена отраслевая (среднеотраслевая) себестоимость.

2. Цеховая, производственная и полная (коммерческая) себестоимость продукции. Определяется суммой затрат всех цехов предприятия при цеховой системе управления им. Включает затраты на производство продукции, связанные с ее изготовлением, плюс расходы по управлению и обслуживанию цехов — общепроизводственные расходы.

Производственная себестоимость отражает все затраты предприятия, которые вызваны исключительно изготовлением продукции. Она устанавливается прибавлением к цеховой себестоимости общехозяйственных расходов, т. е. расходов по управлению и обслуживанию предприятия в целом.

Полная (коммерческая) себестоимость  продукции определяется в результате прибавления к производственной себестоимости коммерческих (ранее внепроизводственных) расходов, т. е. расходов, связанных с реализацией продукции. За рубежом коммерческую себестоимость иногда называют складской.

3. Себестоимость центра затрат. Она складывается по отдельным структурным подразделениям предприятия (цехам, участкам, бригадам, установкам), функционирование которых связано с каким-либо законченным технологическим циклом изготовления продукции и во главе которых стоит менеджер, ответственный только за расходование средств подразделения — центра затрат. Указанная себестоимость включает расходы, относящиеся к деятельности данного центра затрат, и служит необходимой предпосылкой для осуществления внутрифирменного расчета и обоснования трансфертных цен.

Информация о работе Себестоимость продукции и методики ее определения