Менеджмент качества фирмы «Тойота»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Уникальность японских методик организации труда заключается не в том, что соответствующие новации были изобретены и применены в массовом масштабе, а в том, что они оказались не обремененными высокими трансакционными издержками, не слишком затратными, т. е. жизнеспособными в конкретных институциональных условиях в длительной перспективе
Существующие проблемы качества на российских предприятиях обусловливают необходимость анализа японского опыта с целью изучения возможностей применения его на российских предприятиях.
Целью данной курсовой работы является анализ японского опыта управления качеством на примере японских корпораций.

Оглавление

Введение 4
1. Менеджмент качества фирмы «Тойота» 4
1.1 История Toyota. "Несчастливый" счастливец 5
1.1.1 Рецепт - американский, модель – европейская 5
1.1.2 Сделано в Японии 6
1.1.3 Империя Кииширо Тойоды 7
1.2 Развитие и стратегия маркетинга в Японии 8
1.3 Система управления производством 12
1.3.1 Основные принципы и структура системы.......................................................13
1.3.2 Производство по принципу «точно вовремя» 14
1.3.3 Система «канбан» 15
1.4 Идеальная организация производства 16
1.4.1 Выравнивание производства 16
1.4.2 Проблемы организации переналадки оборудования 19
1.4.3 Проектирование и организация технологических процессов 19
1.4.4 Нормирование работ 20
1.4.5 Автоматический контроль качества продукции на рабочем месте 21
1.4.6 Активизация человеческого фактора 22
1.5 Toyota в мире 23
1.5.1 Toyota в Европе 24
1.5.2 Деятельность компании в России 24
2. Применимость теории менеджмента качества фирмы «Тойота» в практике российских компаний 26
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсач ОУК.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

На «Toyota» время смены штампа с 1945 по 1954 г. составляло около 2-3 ч, в 1955 и 1964 гг. оно было сокращено до четверти часа, а затем, после 1970г., упало до трех минут. Для сокращения времени смены штампа необходимо заранее тщательно подготовить необходимые зажимные приспособления инструментов, штамп и материалы, снять демонтируемый штамп и установить новый. Эта фаза установки штампа называется внешней наладкой. Кроме того, рабочий должен обратить внимание на те операции, которые происходят при остановленном прессе. Эта фаза установки штампа называется внутренней наладкой. Самое важное -максимально совместить во времени внутреннюю и внешнюю наладки.

 

1.4.3 Проектирование и организация технологических процессов

 

Рассмотрим порядок проектирования и организации производственных процессов. Первоначально на заводе все пять токарных, фрезерных и сверлильных станков устанавливались рядом и каждый рабочий обслуживал один станок, например токарь только токарный станок и т. д. Чтобы обеспечить непрерывность производственного потока на «Toyota», размещение оборудования пришлось изменить. В результате каждый рабочий должен был работать на трех разных станках. Например, рабочий мог обслуживать токарный, фрезерный и сверлильный станки, пресс. Такая система называется многофункциональной.

Иными словами, станочник, который работал на одном станке, как это было принято на заводах «Toyota», превратился в многостаночника. На многофункциональной линии рабочий последовательно обслуживает несколько станков, и работа на каждом станке будет продолжаться до тех пор, пока рабочий не выполнит свое задание в данный временной цикл. В результате за каждой деталью, попадающей на линию, следует другая деталь, причем строго по окончании отработки предыдущей. Такой метод называется поштучным производством. Эти преобразования дают следующие преимущества:

-устраняют ставшие ненужными  материальные запасы между производственными операциями;

-количество рабочих может быть  сокращено за счет роста производительности;

-рабочие-многостаночники могут  работать на любом участке  производственного процесса, и их профессиональная самооценка повышается;

-каждый многофункциональный рабочий  может быть занят в бригаде,  и таким образом рабочие могут помогать друг другу.

 

1.4.4 Нормирование работ

 

Работы по нормированию операций на «Toyota» несколько отличаются от обычных. Они определяют главным образом последовательность и режим различных операций, выполняемых многостаночником-универсалом.

Производственные нормы указаны  на двух картах - карте последовательности технологических операций, которая выглядит как обычная технологическая карта операций, выполняемых одновременно рабочими и машинами, и технологической карте, которая вывешивается на всеобщее обозрение. В ней указывается продолжительность цикла производства детали - штучное время, последовательность операций и нормативный производственный задел.

Штучное время представляет собой  единую для всех линий норму времени  в минутах и секундах, в течение которой на линии должно быть изготовлено одно изделие (или деталь). Это время рассчитывается по следующим двум формулам. Первоначально рассчитывается месячная выработка, которая определяется величиной спроса. В предшествующем месяце каждому производственному подразделению были сообщены дневное задание по выпуску продукции и штучное время. Такая информация поступает из планового бюро один раз в месяц на каждый последующий месяц. Рабочие должны быть расставлены так, чтобы на каждой производственной стадии было занято минимальное число рабочих.

«Канбан» не является единственной информацией для каждой стадии производственного процесса. Это вид текущей производственной информации, с помощью которой регулируется объем производства текущего месяца, в то время как дневная выработка и штучное время даются заранее для составления общего производственного графика для всего завода.

На технологической карте показана последовательность операций, которые должны выполняться многостаночником на его производственном участке. Она определяет порядок, согласно которому рабочий подбирает заготовку, устанавливает на станок и обрабатывает. Этот порядок операций - единый для различных типов станков, которые обслуживает рабочий. Синхронизация операций на линии может быть достигнута тогда, когда каждый рабочий будет внедрять все операции в соответствии со штучным временем.

Обычное количество незавершенного производства является минимальным, так как состоит только из изделий, которые находятся в каждый данный момент нас танках. Без этого количества заготовок не может выполняться заранее определенная последовательность операций на своей линии. Теоретически можно предположить, что если бы вся линия работала как конвейер, то не было бы

необходимости иметь на линии какие-либо запасы между производственными стадиями.

 

1.4.5 Автоматический контроль качества продукции на рабочем месте

 

Как уже отмечалось, двумя основными принципами производственной системы «Toyota» являются принцип «точно вовремя» и автономность («дзидока»). Для безотказного функционирования системы «точно вовремя» 100 % изделий без брака должны доставляться на последующие участки производства, и этот поток должен быть непрерывным. Таким образом, контроль качества столь важен, что он должен сосуществовать с системой «точно вовремя» через систему «канбан».Автоматический контроль качества означает установку на линии таких устройств, которые могли бы предупредить массовое появление или выход из строя оборудования. Слово «автономизация» («дзидока») следует понимать как организация и автономный контроль за нарушением процесса обработки.

Автономным станком является такой  станок, на котором установлено устройство автоматического останова. На заводах «Toyota» почти все станки снабжены средствами автоматического останова, что позволяет предупреждать брак в массовом производстве и при поломке выключать оборудование. Так называемая «защита от неосторожного или неумелого обращения» является одним из таких устройств, которые предупреждают дефекты в работе.

Идея автономных устройств была распространена также и на производственные линии, где применяется ручной труд. Если на линии имеет место какое-либо отклонение от нормы, рабочий нажатием кнопки останавливает всю линию. Экспресс-табло в системе «Toyota» выполняет важную роль визуального контроля. Если рабочему необходима помощь для устранения задержки в работе, он включает желтый свет на табло. Если ему нужно остановить линию для ликвидации неполадок, он включает красный свет. В общем автономизация представляет собой механизм, который позволяет автономно обнаруживать отклонения в производственном процессе.

 

1.4.6 Активизация человеческого фактора

 

Система управления производством «Toyota» позволяет достичь различные цели (оперативное регулирование производства, гарантия качества, активизация самого рабочего) в ходе достижения своей основной цели -сокращения издержек производства. Активизация рабочих делает систему «Toyota» по-настоящему жизненной.

Каждый рабочий имеет возможность  выдвигать предложения и предлагать усовершенствования на собраниях кружков качества. Подобный процесс выдвижения предложений ведет к усовершенствованию оперативного управления производством путем изменения последовательности операций при изменении продолжительности производственных циклов. Качество гарантируется путем предотвращения повторения брака и неисправной работы станков и, наконец, активизацией самих рабочих, вовлечением каждого в управление производственным процессом.

Главной задачей производственной системы «Toyota» является увеличение прибыли за счет снижения издержек производства, т. е. путем ликвидации затрат на ненужные запасы и рабочую силу. Понятие издержек в данном случае является весьма широким. Обычно это денежные расходы в прошлом, настоящем и будущем, выводимые из доходов от продаж. Таким образом, издержки включают не только производственные издержки и издержки обращения. Для того чтобы достичь сокращения издержек, производство должно быстро и гибко приспосабливаться к изменениям спроса на рынке. Такой идеал находит свое воплощение в системе «точно вовремя», обеспечивающей производство в нужное время нужного количества необходимой продукции. На «Toyota» система «канбан» возникла как средство оперативного управления производством в течение месяца и как механизм системы «точно вовремя». В то же время для введения системы «канбан» производство должно быть приспособлено к изменениям объемов и номенклатуры деталей, поступающих с линии сборки. Такая организация требует сокращения цикла выполнения заказа, так как различные элементы должны производиться каждый день. Это достигается с помощью мелкосерийного производства, а также единичного (штучного) производства и доставки. Мелкосерийное производство может быть обеспечено сокращением времени переналадки, а единичное производство – использованием многофункциональных рабочих [4].

Откуда пришли эти основополагающие идеи? Что вызвало их к жизни? Во многом они были определены рыночными ограничениями, характерными для японской автомобильной промышленности в первые послевоенные годы: большое разнообразие при небольших объемах производства. «Тоёта» с 50-х годов последовательно придерживалась точки зрения, что было бы опасным слепо копировать систему Форда (которая могла понизить средние издержки посредством производства продукции большими партиями). Американские технологии массового производства были эффективными в период высоких темпов роста, которые продолжались до 1973 г. В эпоху низких темпов роста, после нефтяного кризиса, производственная система «Тоёты» привлекла внимание и была применена в различных отраслях в Японии с целью увеличения прибыли за счет снижения издержек и потерь. Американские и европейские компании могут принять эту систему, но могут встретиться с трудностями, если будут использовать ее лишь частично.

 

1.5 Toyota в мире

 

Среди крупнейших автомобильных компаний Toyota Motor Corporation занимает третье место в мире по количеству продаж. Объемы мировых продаж Toyota в 2001 году составили в целом 5,94 миллиона автомобилей.

На март 2002 года производственная структура Toyota насчитывает 12заводов  в Японии и 54 производственных компании в 27 странах, которые выпускают комплектующие для марок Toyota и Lexus.

В настоящее время в компании работает 215 000 человек, благодаря общим усилиям которых автомобили Toyota имеют возможность приобретать жители более 160 стран мира.

Уровень продаж компании на территории только Японии достиг 1,71 миллиона автомобилей, тогда как уровень продаж вне Японии составил 3,54 миллиона. Благоприятные условия в Северной Америке, а также постепенное увеличение спроса в азиатских странах дали возможность компании закончить год с превышением результатов предыдущего года в десятый раз подряд.

Начав свое активное развитие в послевоенный период, Toyota стала самой крупной автомобильной компанией в Японии, где ей на настоящий момент принадлежит более 40% рынка.

Компания экспортирует автомобили с конца 50-х годов: в 1957 году в США был экспортирован первый автомобиль модели Crown. С тех пор Toyota Motor

Corporation стала завоевывать репутацию  серьезного конкурента местных производителей автомобилей практически во всех странах мира.

 

1.5.1 Toyota в Европе

 

Первый автомобиль марки Toyota был  ввезен в Европу в 1963 году. Это стало началом постепенного укрепления позиций компании на европейском рынке, которое привело к тому, что в 2000 году Toyota Motor Corporation доставила уже свой 10-ти миллионный автомобиль покупателю в Германии. Слово"рост" прочно вошло в словарь европейских сотрудников корпорации Toyota. К2005 году в планах компании значится достижение объема ежегодных продаж в Европе в количестве 800 000 автомобилей. Осуществлению этой задачи будут способствовать 25 европейских дистрибьюторов компании и 3500 дилерских центров.

Помимо этого, Toyota продолжает увеличивать  производство непосредственно в странах Европы. К уже существующим заводам в Великобритании, Франции иТурции скоро прибавятся заводы в Польше и Чехии (совместный проект с PSAPeugeot Citroen, S.A.). В 2001 году отличные показатели продаж позволили компании закончить год с рекордными цифрами в пятый раз подряд. Общие продажи составили 666 035 автомобилей, что на 1,6% больше, чем в 2000 году.

Самыми продаваемыми моделями в  Европе стали Yaris (241 045 автомобилей), Avensis (115 446) и Corolla (95 238). Сейчас Toyota занимает первые места по количеству проданных автомобилей в Норвегии, Финляндии и Исландии.

 

1.5.2 Деятельность компании в России

 

С начала 90-х годов, когда в России появились первые официальные дилеры компании, начинается история активного продвижения марки Toyota на российском рынке.

В 1998 году открылось Московское представительство Toyota Motor Corporation, которое было создано, чтобы оценивать рыночную ситуацию и способствовать увеличению продаж через торговые компании и сеть дилеров в основных регионах России.

В связи с динамичным развитием  автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по продажам и маркетингу ООО"Тойота Мотор". Объявление об этом прозвучало в 2001 году в рамках Московского Автосалона.

С 1 апреля 2002 года ООО "Тойота Мотор" начало свое функционирование на территории России.

Согласно прогнозам, российский рынок  в скором будущем достигнет объема продаж в размере 2 млн. автомобилей в год. В ближайших планах компании Toyota завоевание 10% российского рынка импортируемых автомобилей, что составляет примерно 20 000 машин в год. Недавно созданная компания ООО "Тойота Мотор" будет способствовать увеличению продаж и станет базой для достижения целей компании в России .В настоящий момент на европейской части России продажами автомобилей Toyota занимаются 10 официальных дилеров компании: 5 из них находятся в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, 2 в Екатеринбурге и один в Уфе. Все они не только продают автомобили и запасные части, но и обеспечивают сервисное обслуживание в полном соответствии с высокими стандартами качества Toyota.

В 2001 году в России официальными дилерами Toyota было продано 4461 автомобиля, а в 2002 году – уже 8302 автомобиля.

В России успели отлично себя зарекомендовать внедорожники Land Cruiser 100и RAV4. В 2001 году в России была представлена новая модель Camry, ас апреля 2002 года на российский рынок начались поставки одной из самых популярных моделей, производимых компанией Toyota - новая Corolla. В 2003году на российском рынке были представлены сразу две премьеры: Avensis и Land Cruiser Prado. 

Информация о работе Менеджмент качества фирмы «Тойота»