Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Уголовному процессу"

Файлы: 1 файл

otvety_ekzamen_UPP.docx

— 271.05 Кб (Скачать)

Рассмотрение уголовных  дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора – в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей  федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в  судебном заседании.

 

23.  Подсудность: понятие и правила определения.

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

Подсудностью признается совокупность юридических свойств  уголовного дела, которые определяет суд, имеющий право рассматривать  и разрешать конкретное уголовное дело (ст. 47 Конституции РФ).

В уголовном  процессе различают три вида подсудности:

1. Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера уголовного дела. Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется, прежде всего, квалификацией содеянного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. Общее правило определения предметной подсудности можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям.

2. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т. е. различными судами одного и того же звена судебной системы (например, районными судами общей компетенции). Обычно по уголовным делам территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. Дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления определить невозможно, то подсудность устанавливается по месту окончания предварительного следствия или дознания. Территориальная подсудность может быть изменена с согласия всех обвиняемых по делу, если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда.

3. Персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы). Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ. Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими.

Особым случаем необходимости  учета «персонального фактора» при  определении подсудности уголовных  дел является установленное ст. 452 УПК РФ правило привлечения к  ответственности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи  федерального суда.

Вопрос о подсудности  решается следователем и прокурором при направлении дела в суд. Судья, получивший дело от прокурора, должен решить, подсудно ли дело данному суду. В случае неподсудности дела данному  суду оно должно быть направлено по подсудности без производства каких-либо процессуальных действий. Решение о направлении дела по подсудности должно быть выражено в постановлении судьи.

С согласия подсудимого  суд вправе оставить дело, подсудное  другому такому же суду, в своем  производстве, если он уже приступил  к его судебному разбирательству. Однако, если дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ч. 3 ст. 34 УПК РФ). Не допускается передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда. Такая передача не допускается даже в случае переквалификации в вышестоящем суде действий обвиняемого на закон о менее тяжком преступлении, так как в этом случае вышестоящий суд уже принял одно решение по делу, и он должен решить его по существу.

 

24.  Прокурор как субъект уголовного процесса.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным  лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное  преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов  дознания и органов предварительного следствия.

Основные полномочия прокурора:

1. Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.

2. Прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию – процессуальной деятельности, осуществляемой в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 3, 5,11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

3. Прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

4. Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

5. Прокурор обязан использовать все предоставленные ему процессуальные полномочия для защиты прав и свобод человека, охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 11 УПК РФ). Он должен предотвращать или отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого; принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и всех иных участников уголовного судопроизводства; рассматривать и разрешать их ходатайства и жалобы (ст. 122, 124 УПК РФ).

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 15 УПК РФ).

Государственный обвинитель принимает активное участие в  исследовании доказательств, высказывает  суду свое мнение по сущности обвинения  и по другим вопросам, возникающим  в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания  в отношении подсудимого. Как  государственный обвинитель прокурор действует от имени государства  и как ответственный перед  ним поддерживает обвинение в  строгом соответствии с законом, в пределах закона и в той мере, в какой оно находит подтверждение  на судебном следствии. Если в ходе судебного разбирательства обвинение  не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от него, а суд  – прекратить производство по делу.

Если государственный  обвинитель не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции  принести в соответствующую судебную инстанцию представление (ст. 354, 375,404 УПК РФ).

В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает представление, принесенное им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений и обоснованности принесенных жалоб другими участниками процесса.

В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.

 

25.  Полномочия следователя в уголовном процессе.

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (ст. 38 УПК РФ).

Основные полномочия следователя:

1. В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен возбуждать, с согласия прокурора, уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или санкции прокурора.

2. Следователь обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу.

3. Следователь обязан обеспечить права всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др. (ст. 6 УПК РФ).

4. В соответствии с ч. 2 ст. 38 (п. 2) УПК РФ следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора.

5. Следователь может не согласиться с указаниями прокурора, непосредственно надзирающего за следствием, и обратиться к вышестоящему прокурору по вопросам избрания меры пресечения либо ее отмены или изменения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных действий, осуществляемых по решению суда, об отводе следователя или об отстранении его от дальнейшего ведения следствия, о передаче уголовного дела другому следователю (ч. 3 ст. 38 УПК РФ).

6. По расследуемым им делам следователь взаимодействует с органами дознания. Он вправе давать в случаях и порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

 

26.  Начальник следственного отдела, его полномочия.

Начальник следственного  отдела , а также его заместитель – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (п. 18 ст. 5 УПК РФ).

Основные полномочия начальника следственного  отдела (ст. 39 УПК РФ):

1. Осуществляет непосредственное руководство и контроль за деятельностью следователей.

2. Уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать дело у следователя и передавать другому следователю, отменять необоснованное постановление о приостановлении предварительного следствия и вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

3. Вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, если дело расследуется группой следователей.

4. Имеет право проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования (например, какие версии проверить и какие для этого совершить процессуальные действия), о производстве отдельных следственных действий (например, произвести следственный эксперимент), о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Надзор за законностью  деятельности начальника следственного  отдела осуществляет прокурор (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Но начальник следственного отдела не включен в круг лиц, для которых обязательны указания прокурора (ч. 3 ст. 37 УПК РФ).

27.   Орган дознания и дознаватель.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся (ст. 40, 151 УПК РФ):

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Перечень этих органов дан в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.;

2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственной противопожарной службы;

5) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

6) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания, перечисленных в п. 1–4 ч. 1 ст. 40 УКП РФ;

7) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ;

8) органы Госнаркоконтроля;

9) органы пограничной службы РФ;

10) таможенные органы РФ.

Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК РФ).

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5).

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"