Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………..
1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик по криминалистике.docx

— 97.30 Кб (Скачать)

- сотрудник уголовного  розыска, а по делам о пожарах  - сотрудник ОЭП)85. 

Специализированные  следственно-оперативные группы. 

Данные СОГ создаются  для расследования и раскрытия  определенной категории преступлений, в том числе по которым лица их совершившие, не установлены86 . Такая СОГ является постоянно действующим формированием, создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими территорий определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки.

Специальная следственно-оперативная  группа формируется из наиболее квалифицированных  следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также  специалистов.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

83 Инструкция «По  организации взаимодействия подразделений  и служб органов внутренних  дел в расследовании и раскрытии  преступлений» Утв. приказом МВД

№ 334 от 20.06.96.

84 Вопросы расследования  преступлений. Справочное пособие  под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качалова. Изд. 2. М-: «Спарк».-1997.-С.224.

85 Там же.-С. 641.

86 Инструкция «По  организации взаимодействия подразделений  и служб ОВД в расследовании  и раскрытии преступлений» Утв.  приказом МВД РФ № 334 от

20.&6.96. 

61 

Основной задачей  данных групп является раскрытие  умышленных убийств, в том числе  убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не установлением виновных. Исходя из важности поставленных задач перед такой

СОГ, включенным в  нее следователем и оперативным  работником не может быть поручена работа не связанная с находящимися в их производстве делам об убийстве87. 

Характерной особенностью такой группы является то, что следователь  СОГ проводить расследование  до момента установления лица, совершившего преступление и, после выполнения неотложных следственных действий по отысканию  и проверке доказательств его  виновности, по указанию руководителя прокуратуры передает дело для дальнейшего  расследования по территориальности88. Следственно-оперативная группа, созданная  для раскрытия конкретного преступления (целевая). 

Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание целевой

(временной) СОГ - для расследования преступлений по конкретному уголовному делу. 

Такая СОГ создается  через некоторое время после  обнаружения факта преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление. 

Совместная следственно-оперативная  группа. 

Ведомственными нормативными актами предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) - для расследования тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными  преступными группами, либо для расследования  сложного уголовного дела с большим  объемом работы. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД,

_________________________________________________________________

87 Вопросы расследования  преступлений. Справочное пособие  под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качалова. Изд. 2 -М.: «Спарк» -1997. -С. 637.

88 Синеокий О.В.  Виды следственных и следственно-оперативных  групп: сравнительный анализ/Государство  и право. -№ 1. -1997. -С. 64. 

62

ФСБ и федеральной  службы налоговой полиции. 

Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и  расследованию деятельности организованных преступных групп. 

Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения  усилий следственных, оперативных, технических  и других служб и расследованию  деятельности организованной преступной группы. 

Инициатором создания СОГ (бригады) может быть надзирающий  прокурор, следователь, принявший дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку реализацию материалов оперативно-розыскной деятельности89. 

Руководителем СОГ  назначается прокурор, начальник  ОВД, начальник следственного подразделения  или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности  СОГ, могут назначаться заместители  руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее руководителю независимо от их ведомственной принадлежности. 

Начальник ОВД, начальник  следственного подразделения, оперативных  подразделений (последние только в  части проведения оперативно-розыскных  действий) организованное руководство  осуществляют в силу своего должностного положения. Они постоянно контролируют деятельность СОГ путем наблюдения за выполнением согласованных планов проведения следственных и оперативно-розыскных  действий, заслушивают следователя - руководителя

(ежедневно или  еженедельно) и других членов  группы о результатах их работы, а также, иногда, лично участвуют  в производстве расследования,  проводят допросы основных фигурантов  по деду. Одновременно они осуществляют  координацию действий СОГ с  другими служебами90.

_________________________________________________________________

89 Вопросы расследования  преступлений. Справочное пособие  под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 652.

90 Петелин БЯ. Указ. работа. -С. 13. 

63 

При этом руководителем  должен быть не просто начальник по должности, а работник следственного  подразделения, то есть должностное  лицо, являющееся следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник отдела надзора за следствием и т.п.91 

Следователи СОГ  выполняют необходимые следственные действия от своего имени с указанием  наименования группы и в объеме, установленном ее членами.

Следователи осуществляют свою деятельность в соответствии с  уголовно- процессуальным законодательством, а оперативные работники в  соответствии с законодательством  РФ. При этом в ходе взаимодействия между следователем, оперативными работниками  и руководителем СОГ могут  возникнуть некоторые противоречия по вопросам расследования преступлений. Такие противоречия подлежат незначительному  разрешению, так как они могут  повредить расследованию Большинство  таких противоречий разрешаются  на рабочих совещаниях руководителей  и членов следственно-оперативной  группы. Однако положительные результаты в таких случаях достигаются  не всегда92. 

В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве предварительного расследования, за исключением  случаев, когда предусмотрено получение  санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или начальник следственного  отдела) вправе давать следователю  указания о производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю в письменной форме и являются обязательными для исполнения (ст. 127' УПК

РСФСР). Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела (ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР) следователь вправе представить дело вы-

_________________________________________________________________

91Синевский О.В.  Виды следственных и следственно=оперативных групп: сравнительный анализ/Государство и право -№ 1. -1997. -С.66.

92 Взаимодействие  следователей с оперативными  работниками органов внутренних  дел- Метод, пособие под ред.  Л.М. Кар-неевой -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 47. 

64 шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и поручает его производство другому следователю. 

Подобным образом  обстоит дело и при возникновении  разногласий между следователем и оперативным работников. Давая  поручения о производстве оперативно-розыскных  действий, следователь в общем  виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность. Такие поручения являются для них обязательными. При этом следователь не вправе указывать, какие  конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены. Обжалование  этих поручений не приостанавливает их исполнения. В этом случае прокурор вносит представление об устранении нарушений начальнику органа внутренних дел или начальнику следственного  отдела, которые полномочны применить к лицу, допустившему нарушение меры дисциплинарного воздействия и отстранить его от дальнейшего участия в расследовании данного дела93. 

Таким образом, положительные  стороны работы следственно-оперативных  групп состоит в сочетании  следственных, поисковых и оперативно-розыскных  действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба. При этом сокращаются  сроки следствия и повышается качество расследования в целом. 

_________________________________________________________________

93 Взаимодействие  следователей с оперативными  работниками органов внутренних  дел. Метод. пособие под ред.  Л.М. карнеевоЙ. -М.: ВНИИ МВД СССР.

-1981. -С. 103. 

65 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Четко налаженное, деловое  и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе. 

Одним их существенных признаков взаимодействия выступает  согласованность, которая достигается  в работе посредством рационального  сочетания мер, предпринимаемых  субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение  прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных. 

Таким образом, основой  взаимодействия следователя и органа дознания должно быть установленное  законом разграничением компетенции  взаимодействующих органов при  наиболее целесообразном сочетании  присущих им средств и методов  работы. 

Взаимодействие следователя  и оперработника, обеспечивающее успешное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий, совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю- 

66 щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего; совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и оперативного работника. 

Привлекаемые для  участия в расследовании преступления работники оперативно-розыскных  и экспертно-криминалистических подразделений  должны: активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и полного раскрытия  преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных  и следственных действия, немедленно уведомлять следователя и прокурора  об обнаруженном преступлении, когда  производство предварительного следствия  обязательно, принимать безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь, своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно- розыскные данные для использования их при подготовке и проведении следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно- розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий, связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого), его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу, обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу- 

Информация о работе Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования