Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:27, курсовая работа
Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в настоящее время следующими правоохранительными органами:
- правоохранительными органами внутренней безопасности (МВД, ФСБ);
-правоохранительными органами внешней безопасности (СВР, ГРУ);
-специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска, таможенные органы);
№ стр.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2
ГЛАВА I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА_______________________________________________6
ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.______________________________________________________15
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.___________21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________31
ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________32
10
собирать централизованную дань в пользу военно-дружинной знати - полюдье, осуществлять суд, наказывать виновных и облагать их штрафами-вирами.
Судебная
функция не была отделена от государственной
- суд осуществлялся по Сборнику
законов - “Русской Правде” с перечнем
преступлений, закрепленными уголовно-
Функции по
обеспечению порядка
Начало
процесса выделения правоохранительной
функции приходится на 16-й век., характеризуется
формированием специальных
11
которых заложены
формы проведения расследования, следствия
и судебного производства. Одной
из первых форм правоохранительной деятельности
Российского государства
Другой формой
розыскной деятельности являлся
политический сыск. Наиболее конкретное
определение политического
12
Уголовный и
политический сыск представляли собой
формы деятельности по розыску преступников.
Причем, если в европейских странах
полицейские органы занимались всем
спектром обеспечения безопасности
и правопорядка, то в России функции
политической полиции и полиции
уголовной были разделены с момента
их образования и данное разделение
не являлось формальным, а конкретным
феноменом. Методы политического сыска
отличались от методов уголовного розыска
ведением судопроизводства и более
жесткими способами получения “
Создание первых министерств и правоохранительных органов.
Совершенствование форм и методов деятельности по охране порядка продолжили реформы Петра I (1676-1725), заложившие основы формирования полицейских ведомств и служб -сформирован центральный верховный орган государственной власти - правительствующий Сената и подчиняющиеся ему 11 коллегий, в состав которых вошла Юстиц-коллегия, занимающаяся вопросами судебного законодательства и судопроизводства и главный магистрат, руководящий работой городских магистратов, в ведении которых находились судебные функции, контролирование финансовых средств, сбор налогов и пошлин (Схема 4).
Государство
нуждалось в эффективном
13
прокуратура.
Первоначально функции
Полицейские
ведомства наделялись специальными
и чрезвычайными полномочиями и
выходили за пределы традиционной компетенции
этого ведомства и полиции
политической. Но изменив в соответствии
с европейским стандартом российские
законы и порядки практически
во всех сферах жизни общества, Петровские
реформации не затронули существующей
формы политического сыска, выработанные
предшествующими поколениями. Политико-полицейская
функция государства вышла на
первый план и нашла отражение
в организации постоянно
царя, указы
в другие государственные учреждения
и где по его указу расследовались
государственные и уголовные
дела. Впоследствии, в конце 1696 г. Преображенскому
приказу было передано исключительное
право расследования и
14
Наряду
с Преображенским приказом, действующем
в Москве, расследования важных политических
преступлений происходило в Тайной
канцелярии, созданной в Петербурге.
Они являлись звеньями одного государственного
органа и наделялись равными правами
и обязанностями, первый принимал дела
из Москвы и дальних губерний и
местностей, в то время как вторая
из Петербурга и ближайших провинций
и губерний. Однако существенным различием
между Тайной канцелярией и Преображенским
приказом являлось то, что деятельность
Тайной канцелярии заключала в себе
больший элемент юридической
специализации. В отличие от Преображенского
приказа, ведавшего, функциями расследования
и суда по политическим преступлениям,
Тайная канцелярия занималась исключительно
следственно-судебной деятельностью,
причем в основном по политическим
преступлениям (примерно 70% всех дел). Для
централизации деятельности Преображенского
приказа и Тайной канцелярии в 1726
г. создан Верховный тайный совет - высший
орган по расследованию и
Государственная служба регламентировалась “Табелью о рангах” (1722), содержащая 14 служебных категорий (рангов) от низших - юнкера до самой высшего ранга - действительного тайного Советника I-го класса.
Таким образом,
вместо отмененного в 1682 г. местничества
окончательно вводился принцип выслуги,
“табель о рангах” давал
15
ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.5
В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государства. Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.
Исходя из ст. 1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Человек
реализует свои права и свободы
не только в личной, но и в общественной
жизни — через различные
Провозглашая права и свободы человека и гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Итак, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
16
Из сказанного можно сделать вывод: объектами правоохранительной деятельности являются права и свободы как граждан (физических лиц), так и организаций (юридических лиц).
Правозащитная функция (деятельность) государства реализуется в двух формах:
Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает следующие механизмы защиты прав и свобод:
-юридическую ответственность за правонарушения;
-государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений);
-применение мер воздействия к нарушителям;
-восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.
Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.
В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы граждан.
Практическая реализация законов и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).
С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность,
17
осуществляемую в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
-правоохранительная
деятельность осуществляется в
определенном порядке,
-правоохранительная
деятельность осуществляется
-правоохранительная
деятельность строго
-решения
государственных
-решения
правоохранительных органов,
-должностные
лица правоохранительных
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие направления деятельности:
Информация о работе Правовая регламентация правоохранительных органов