Ведомственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:06, статья

Краткое описание

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические.

Файлы: 1 файл

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Объектами общенадзорной деятельности являются федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, их органы управления и должностные лица, учреждения и органы, исполняющие наказания и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера и др. 

Предметом общего надзора прокуратуры являются: 

1) исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов; 

2) соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина федеральными органами  исполнительной власти, представительными  (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 

3) исполнение  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 

4) исполнение  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера,  администрациями мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу. 

Проверки исполнения законов таможенными органами и  их должностными лицами, законности издаваемых ими правовых актов, нарушений прав и свобод человека и гражданина осуществляются органами прокуратуры на основании  поступивших в них сообщений, заявлений, жалоб и иных сведений о фактах нарушений закона. 

В случае выявления  нарушений в деятельности таможенных органов и их должностных лиц  прокурор обязан реагировать соответствующим  образом. Законом предусмотрены  три формы реагирования прокурора  на нарушения законности: принесение протеста, внесение представления и вынесение соответствующего постановления. 

Наиболее распространенным актом прокурорского реагирования на нарушение законности со стороны  таможенных органов и их должностных  лиц является принесение протеста на противоречащий закону правовой акт. Протест прокурора приносится в таможенный орган или должностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает свое требование об отмене правового акта или его части, либо требует привести этот правовой акт в соответствие с законом. Принесение прокурором протеста в таможенный орган не приостанавливает действие опротестованного акта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, например, в соответствии со ст. 376 ТК РФ принесение протеста прокурора приостанавливает исполнение постановления таможенного органа о наложении взыскания, за исключением постановлений о наложении взыскания в виде предупреждения. 

Протест прокурора  подлежит обязательному рассмотрению таможенным органом или его должностным лицом в течение десятидневного срока со дня поступления этого протеста в таможенный орган. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. 

О результатах  рассмотрения протеста прокурору ему  сообщается в письменной форме. И  если протест прокурора по каким-либо причинам не удовлетворяется таможенным органом, о чем должно бы написано в ответе, то он в зависимости  от предмета спора вправе обратиться в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции для удовлетворения своих требований и устранения допущенных нарушений законности. 

Следующей формой прокурорского реагирования на факты  нарушения законности со стороны  таможенных органов и их должностных лиц, а также на причины и условия, им способствующие, является внесение представления. Оно вносится в тот таможенный орган, который правомочен принимать меры по устранению нарушений законности. Основанием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо их совокупность, обобщение жалоб на действия таможенных органов и их должностных лиц, регулярно поступающих в прокуратуру, обобщение судебной практики, свидетельствующие о нарушениях законности в том или ином таможенном органе, и т. п. 

Представление прокурора в месячный срок подлежит обязательному рассмотрению таможенным органом, в который оно внесено, о чем прокурору должно быть сообщено в письменной форме. 

И наконец, исходя из характера нарушения закона должностным  лицом того или иного таможенного органа, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении в отношении этого лица уголовного дела или о возбуждении производства об административном правонарушении. Уголовное дело впоследствии остается в производстве в прокуратуре, а постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на его ведение орган (или должностному лицу), который обязан рассмотреть его в установленные законом сроки, затем сообщить об этом прокурору в письменной форме. 

Органы прокуратуры, как и иные государственные органы, имеют свою подведомственность, которая  определена Приказом Генерального прокурора  РФ от 9 апреля 1996 г. «О разграничении  компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур». В соответствии с этим приказом прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов осуществляют специализированные прокуратуры - транспортные, систему которых возглавляет Управление Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах. 

Теперь о контроле со стороны вышестоящих таможенных органов. 

В соответствии со ст. 419 ТК РФ вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное  лицо таможенного органа в любое  время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательными актами Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов. 

Обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства, в том числе и таможенными  органами и их должностными лицами, является одной из основных задач  ГТК России, закрепленных в положении о нем. Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных органов входит также в перечень основных задач региональных таможенных управлений и таможен. 

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. 

Инспекционный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется подразделениями  таможенной инспекции, деятельность которой  регламентируется утвержденным Приказом ГТК России от 23 июня 1997 г. № 350 Положением о Таможенной инспекции, основной функцией которой является инспекционная проверка на конкретных участках работы нижестоящих таможенных органов (например, работы по сбору таможенных платежей и перечислению их в федеральный бюджет), выявление и анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений в деятельности таможенных органов, обобщение их результатов и представление предложений об устранении выявленных причин и условий. 

Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осуществляет Финансовое управление ГТК России и подчиненные ему отделы бухгалтерского учета и контроля таможенных органов. На данные отделы в соответствии с утвержденным Приказом ГТК России от 15 июля 1997 г. № 425 положением о них в числе прочих задач возложены задачи по организации финансового и бухгалтерского учета и контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает таможенный орган. 

Юридический контроль в таможенных органов осуществляется подразделениями юридической службы, деятельность которых осуществляется в соответствии с утвержденным Приказом 23 ГТК России от сентября 1994 г. (с изменениями от 21 февраля 1996 г.) Общим положением о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации. Юридические службы таможенных органов составляют единую систему с двойным подчинением - непосредственно начальнику таможенного органа и вышестоящей юридической службе. Возглавляет эту систему Правовое управление ГТК России. И поскольку юридические службы выполняют в системе таможенных органов основную работу по контролю за соблюдением законности в их деятельности, то мы остановимся на них более подробно. 

Основными задачами юридической службы по контролю за деятельностью таможенных органов являются использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности таможенными органами и их должностными лицами, а также осуществление контроля за соответствием действующему законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству таможенных органов. 

В соответствии с этими задачами юридическая  служба выполняет следующие функции: 

"выявляет  причины и условия, способствующие  нарушению законности таможенным органом, в состав которого она входит, а также нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами; 

"участвует  в подготовке и осуществлении  мер, направленных на устранение  причин и условий, способствующих  нарушению законности, а также на обеспечение соблюдения нормативных и иных правовых актов в деятельности таможенных органов; 

"проверяет  на соответствие действующему  законодательству представляемых  на подпись руководству таможенного  органа проектов приказов, инструкций  и других нормативных и иных правовых актов, а также договоров, соглашений, контрактов; 

"осуществляет  контроль за законностью нормативных  и иных правовых актов и  документов в нижестоящих таможенных  органах, принятие мер к отмене  или изменению актов, противоречащих действующему законодательству; 

"рассматривает  жалобы, заявления и иные обращения,  в которых указывается на нарушения  действующего законодательства  в деятельности таможенных органов. 

В случае обнаружения  нарушений законности в деятельности таможенного органа или его должностных лиц начальник юридической службы должен немедленно доложить об этом начальнику таможенного органа и предложить ему меры по устранению этих нарушений. А в случае непринятия начальником таможенного органа необходимых для восстановления законности мер руководитель юридической службы обязан в пятидневный срок проинформировать о выявленных нарушениях руководителя вышестоящей юридической службы, который, в свою очередь, должен принять меры по устранению выявленных нарушений через руководство вышестоящего таможенного органа. 
 
 
 
 

3. Судебный контроль  за деятельностью таможенных  органов 

Судебный контроль за деятельностью таможенных органов  осуществляется в процессе осуществления  правосудия по искам к таможенным органам, а также при рассмотрении жалоб на решения, действия или бездействия должностных лиц.  

Судебный контроль за деятельностью таможенных органов  осуществляется всеми судами, входящими  в судебную систему: Конституционным  Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.  

Участие Конституционного Суда РФ в судебном контроле за деятельностью  таможенных органов выражается в  рассмотрении жалоб на нормативные  акты ГТК, адресованные неопределенному  кругу лиц, либо на правоприменительную  практику в деятельности таможенных органов, затрагивающую экономическую политику России. Порядок рассмотрения жалоб в Конституционном Суде подробно регламентируется Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». В частности, при обращении в Конституционный Суд заявитель должен указать: свое наименование (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе; необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; наименование и адрес таможенного органа, издавшего акт, который подлежит проверке; точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте; нормы закона и конкретные основания к рассмотрению жалобы Конституционным Судом (ими является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции России тот или иной нормативный акт ГТК или акт таможенного правоприменения; требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду и др.  

К направляемой в Конституционный Суд жалобе должны прилагаться: текст акта, подлежащего проверке; доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде в качестве представителя; документ об уплате государственной пошлины (жалобы в Конституционный Суд оплачиваются государственной пошлиной в размере пятнадцатикратного размера минимальной оплаты труда — для жалоб юридических лиц и однократного размер минимальной оплаты труда — для жалоб физических лиц. Конституционный Суд своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. В случаях, если жалоба не была принята к рассмотрению, государственная пошлина возвращается). К жалобе могут быть также приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы. Жалоба и прилагаемые к ней документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве 3 экземпляров. К настоящему времени Конституционный Суд четыре раза рассматривал жалобы, связанные с применением таможенного законодательства:  

Информация о работе Ведомственный контроль