Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:06, статья
Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и вышестоящими таможенными органами (Государственный таможенный комитет России и региональные таможенные управления). Этот контроль организуется по трем направлениям: инспекционный, финансовый и юридический. Соответственно этим направлениям функции ведомственного контроля осуществляют в таможенных органах подразделения таможенной инспекции, организационно-инспекторские, бухгалтерские и юридические.
Объектами общенадзорной
деятельности являются федеральные органы
исполнительной власти, представительные
(законодательные) и исполнительные органы
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, органы военного
управления, органы контроля, их должностные
лица, коммерческие и некоммерческие организации,
их органы управления и должностные лица,
учреждения и органы, исполняющие наказания
и применяющие назначаемые судом меры
принудительного характера и др.
Предметом общего
надзора прокуратуры являются:
1) исполнение законов
федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами
военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, а также соответствие
законам издаваемых ими правовых актов;
2) соблюдение
прав и свобод человека и
гражданина федеральными
3) исполнение
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
4) исполнение
законов администрациями
Проверки исполнения
законов таможенными органами и
их должностными лицами, законности издаваемых
ими правовых актов, нарушений прав
и свобод человека и гражданина осуществляются
органами прокуратуры на основании
поступивших в них сообщений,
заявлений, жалоб и иных сведений о фактах
нарушений закона.
В случае выявления
нарушений в деятельности таможенных
органов и их должностных лиц
прокурор обязан реагировать соответствующим
образом. Законом предусмотрены
три формы реагирования прокурора
на нарушения законности: принесение
протеста, внесение представления и вынесение
соответствующего постановления.
Наиболее распространенным
актом прокурорского
Протест прокурора
подлежит обязательному рассмотрению
таможенным органом или его должностным
лицом в течение десятидневного срока
со дня поступления этого протеста в таможенный
орган. При исключительных обстоятельствах,
требующих немедленного устранения нарушения
законности, прокурор вправе установить
более короткий срок рассмотрения протеста.
О результатах
рассмотрения протеста прокурору ему
сообщается в письменной форме. И
если протест прокурора по каким-либо
причинам не удовлетворяется таможенным
органом, о чем должно бы написано
в ответе, то он в зависимости
от предмета спора вправе обратиться
в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции
для удовлетворения своих требований
и устранения допущенных нарушений законности.
Следующей формой
прокурорского реагирования на факты
нарушения законности со стороны
таможенных органов и их должностных
лиц, а также на причины и условия, им способствующие,
является внесение представления. Оно
вносится в тот таможенный орган, который
правомочен принимать меры по устранению
нарушений законности. Основанием внесения
представления может быть выявленное
нарушение закона либо их совокупность,
обобщение жалоб на действия таможенных
органов и их должностных лиц, регулярно
поступающих в прокуратуру, обобщение
судебной практики, свидетельствующие
о нарушениях законности в том или ином
таможенном органе, и т. п.
Представление
прокурора в месячный срок подлежит
обязательному рассмотрению таможенным
органом, в который оно внесено,
о чем прокурору должно быть сообщено
в письменной форме.
И наконец, исходя
из характера нарушения закона должностным
лицом того или иного таможенного
органа, прокурор вправе вынести постановление
о возбуждении в отношении этого лица
уголовного дела или о возбуждении производства
об административном правонарушении.
Уголовное дело впоследствии остается
в производстве в прокуратуре, а постановление
о возбуждении производства об административном
правонарушении направляется в уполномоченный
на его ведение орган (или должностному
лицу), который обязан рассмотреть его
в установленные законом сроки, затем
сообщить об этом прокурору в письменной
форме.
Органы прокуратуры,
как и иные государственные органы,
имеют свою подведомственность, которая
определена Приказом Генерального прокурора
РФ от 9 апреля 1996 г. «О разграничении
компетенции территориальных
Теперь о контроле
со стороны вышестоящих таможенных
органов.
В соответствии
со ст. 419 ТК РФ вышестоящий таможенный
орган или вышестоящее
Обеспечение соблюдения
таможенного и иного
Ведомственный
контроль за деятельностью таможенных
органов осуществляется по трем направлениям:
инспекционный, финансовый и юридический.
Инспекционный
контроль за деятельностью таможенных
органов осуществляется подразделениями
таможенной инспекции, деятельность которой
регламентируется утвержденным Приказом
ГТК России от 23 июня 1997 г. № 350 Положением
о Таможенной инспекции, основной функцией
которой является инспекционная проверка
на конкретных участках работы нижестоящих
таможенных органов (например, работы
по сбору таможенных платежей и перечислению
их в федеральный бюджет), выявление и
анализ причин и условий, способствующих
возникновению негативных явлений в деятельности
таможенных органов, обобщение их результатов
и представление предложений об устранении
выявленных причин и условий.
Финансовый контроль
за деятельностью таможенных органов
осуществляет Финансовое управление ГТК
России и подчиненные ему отделы бухгалтерского
учета и контроля таможенных органов.
На данные отделы в соответствии с утвержденным
Приказом ГТК России от 15 июля 1997 г. № 425
положением о них в числе прочих задач
возложены задачи по организации финансового
и бухгалтерского учета и контроля за
рациональным и экономным использованием
материальных и финансовых ресурсов, которыми
располагает таможенный орган.
Юридический контроль
в таможенных органов осуществляется
подразделениями юридической службы,
деятельность которых осуществляется
в соответствии с утвержденным Приказом
23 ГТК России от сентября 1994 г. (с изменениями
от 21 февраля 1996 г.) Общим положением о
юридическом отделе, юридической группе,
юрисконсульте таможенного органа Российской
Федерации. Юридические службы таможенных
органов составляют единую систему с двойным
подчинением - непосредственно начальнику
таможенного органа и вышестоящей юридической
службе. Возглавляет эту систему Правовое
управление ГТК России. И поскольку юридические
службы выполняют в системе таможенных
органов основную работу по контролю за
соблюдением законности в их деятельности,
то мы остановимся на них более подробно.
Основными задачами
юридической службы по контролю за деятельностью
таможенных органов являются использование
правовых средств для обеспечения соблюдения
законности таможенными органами и их
должностными лицами, а также осуществление
контроля за соответствием действующему
законодательству проектов нормативных
и иных правовых актов, представляемых
на подпись руководству таможенных органов.
В соответствии
с этими задачами юридическая
служба выполняет следующие функции:
"выявляет
причины и условия,
"участвует
в подготовке и осуществлении
мер, направленных на
"проверяет
на соответствие действующему
законодательству
"осуществляет
контроль за законностью
"рассматривает
жалобы, заявления и иные обращения,
в которых указывается на
В случае обнаружения
нарушений законности в деятельности
таможенного органа или его должностных
лиц начальник юридической службы должен
немедленно доложить об этом начальнику
таможенного органа и предложить ему меры
по устранению этих нарушений. А в случае
непринятия начальником таможенного органа
необходимых для восстановления законности
мер руководитель юридической службы
обязан в пятидневный срок проинформировать
о выявленных нарушениях руководителя
вышестоящей юридической службы, который,
в свою очередь, должен принять меры по
устранению выявленных нарушений через
руководство вышестоящего таможенного
органа.
3. Судебный контроль
за деятельностью таможенных
органов
Судебный контроль
за деятельностью таможенных органов
осуществляется в процессе осуществления
правосудия по искам к таможенным
органам, а также при рассмотрении
жалоб на решения, действия или бездействия
должностных лиц.
Судебный контроль
за деятельностью таможенных органов
осуществляется всеми судами, входящими
в судебную систему: Конституционным
Судом Российской Федерации, судами
общей юрисдикции и арбитражными
судами.
Участие Конституционного
Суда РФ в судебном контроле за деятельностью
таможенных органов выражается в
рассмотрении жалоб на нормативные
акты ГТК, адресованные неопределенному
кругу лиц, либо на правоприменительную
практику в деятельности таможенных
органов, затрагивающую экономическую
политику России. Порядок рассмотрения
жалоб в Конституционном Суде подробно
регламентируется Законом «О Конституционном
Суде Российской Федерации». В частности,
при обращении в Конституционный Суд заявитель
должен указать: свое наименование (в жалобе
гражданина — фамилия, имя, отчество),
адрес и иные данные о заявителе; необходимые
данные о представителе заявителя и его
полномочия, за исключением случаев, когда
представительство осуществляется по
должности; наименование и адрес таможенного
органа, издавшего акт, который подлежит
проверке; точное название, номер, дата
принятия, источник опубликования и иные
данные о подлежащем проверке акте; нормы
закона и конкретные основания к рассмотрению
жалобы Конституционным Судом (ими является
обнаружившаяся неопределенность в вопросе
о том, соответствует ли Конституции России
тот или иной нормативный акт ГТК или акт
таможенного правоприменения; требование,
обращенное в связи с жалобой к Конституционному
Суду и др.
К направляемой
в Конституционный Суд жалобе должны прилагаться:
текст акта, подлежащего проверке; доверенность
или иной документ, подтверждающий полномочия
представителя, за исключением случаев,
когда представительство осуществляется
по должности, а также копии документов,
подтверждающих право лица выступать
в Конституционном Суде в качестве представителя;
документ об уплате государственной пошлины
(жалобы в Конституционный Суд оплачиваются
государственной пошлиной в размере пятнадцатикратного
размера минимальной оплаты труда — для
жалоб юридических лиц и однократного
размер минимальной оплаты труда — для
жалоб физических лиц. Конституционный
Суд своим решением может освободить гражданина,
с учетом его материального положения,
от уплаты государственной пошлины либо
уменьшить ее размер. В случаях, если жалоба
не была принята к рассмотрению, государственная
пошлина возвращается). К жалобе могут
быть также приложены списки свидетелей
и экспертов, которых предлагается вызвать
в заседание Конституционного Суда, а
также другие документы и материалы. Жалоба
и прилагаемые к ней документы и иные материалы
представляются в Конституционный Суд
с копиями в количестве 30 экземпляров.
Граждане представляют необходимые документы
с копиями в количестве 3 экземпляров.
К настоящему времени Конституционный
Суд четыре раза рассматривал жалобы,
связанные с применением таможенного
законодательства: