Конституционные основы федеративного устройства Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 09:36, контрольная работа

Краткое описание

Государственное устройство – это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и других факторов. Известны следующие виды государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Конституционные основы федеративного устройства
Российского государства……………………………………………………....5
2. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации……………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………..17
Список источников и использованной литературы………………….19
Задание 2.
Практическое задание 1………………………………………………..20
Практическое задание 2 ……..………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Конст.пр..doc

— 129.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституционно-правовой статус  субъекта 

Российской Федерации

В соответствии со статьей 66 Конституции России7:

1. Статус республики  определяется Конституцией Российской  Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа определяется Конституцией  Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению  законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных  округов, входящих в состав края  или области, могут регулироваться  федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта  Российской Федерации может быть  изменен по взаимному согласию  Российской Федерации и субъекта  Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Исходя из пунктов вышеизложенной статьи, каждый субъект Российской Федерации является ее составной частью, т.е. состоит с ней в отношениях государственно-правового членства.

Согласно данной статье, основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогичен статус и других видов субъектов Федерации – края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа – с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом.8

Из статьи 66 Конституции России также следует, что конституции республик являются частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, должны соответствовать ее Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут и должны учитывать особенности своих республик, в частности их национального состава. Конституция принимается республикой самостоятельно и не нуждается в утверждении со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации.

Край, область, город федерального значения уже не могут рассматриваться как административно-территориальные единицы. Федеративный договор от 31.03.1992 признал их субъектами Российской Федерации. В уставе края, области так же, как и в конституции республики, должны быть учтены специфические особенности данной территории и проживающего на ней населения.

Подобным же образом регламентируется статус автономной области и автономного округа. При этом конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа, как указано в пункте 3 статьи 66 Конституции, может дополнительно регламентироваться также федеральным законом об автономной области, автономном округе, принятым по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа в отношении каждого из этих субъектов. Вместе с тем возможно принятие и единого федерального закона об автономных округах.

Конституция или устав субъекта Федерации регулируют организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, представляющими интересы проживающих на данной территории граждан.9

Поскольку полномочия всех видов субъектов Российской Федерации, в основном, одинаковы и имеют равную юридическую силу – все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.

Взаимоотношения между краями, областями и автономными округами строятся на основе сотрудничества и могут регулироваться федеральным законом, уставами соответствующих субъектов и договорами между органами государственной власти автономного округа и края или области. Такие договоры наряду с другими вопросами могут закреплять делегирование части полномочий органов государственной власти автономных округов органам государственной власти края, области.

Конституция в пункте 5 статьи 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Регулирование изменения статуса субъекта Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Самостоятельно субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Это очень важно, поскольку со стороны отдельных субъектов проявляются негативные тенденции, выражающиеся в стремлении к обособлению и самостоятельному изменению своего статуса. В частности, в особые отношения с Россией пытается поставить себя Чеченская Республика, заявляя о своей независимости от Российской Федерации. Подобные тенденции направлены на разрушение территориального единства Российской Федерации.

Статья 5 Конституции определяет, что:

1. Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального  значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное  устройство Российской Федерации  основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.10

Таки образом, согласно данной статье, в Конституции России закрепляется и последовательно проводится принцип равноправия субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию и законодательство, в то время как край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство. По всем другим характеристикам, согласно Конституции России, республики не отличаются от краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Несмотря на некоторую незавершенность процессов создания «нового» федерализма в России, асимметрию прав экономически неоднородных субъектов Федерации, принятие Конституции Российской Федерации 1993 года явилось огромным шагом вперед за всю историю развития федерализма в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет положение, которое позволяет преодолеть «крайние» подходы к государственному устройству. Только федеративное устройство Российской Федерации способно внести стабильность в межнациональные отношения. Принцип федерализма жизненно важен для строительства Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но экономическим, национальным, историческим, культурным многообразием регионов. Федерализм призван стать твердой гарантией объединения всех ее граждан многонациональной России на основе и понимании общих целей и задач, стоящих сегодня перед страной. Федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном понимании не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства как-то свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; создание более благоприятных условий для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры и т.д. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма не проявляются в краткосрочной перспективе.

Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению полицейских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии центробежным течениям и сепаратизму регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и использованной литературы

Официальные документы и нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

 

Монографии, книги, учебники

 

  1. Баглай  М. В. Конституционное право Российской Федерации — 9-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011 .— 768 с. — МО РФ.
  2. Багишаев З. А. Конституционное право России: учебник / З. А. Багишаев, Р. З. Ярмухаметов. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010 .
  3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник /; М-во образования и науки РФ, Московская гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010.— 608 с.
  4. Комкова Г. Н.,  Колесников Е.В., Кулушева М. А. Конституционное право Российской Федерации  — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 369 с. — (Основы наук). — УМО РФ.
  5. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. — 544 с. — МО РФ.
  6. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учеб. для бакалавриата — М.: Юрайт, 2011.
  7. Стрекозов В.Г. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник / В.Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
  8. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. – 2-е издание, доп. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

Задание 2

Практическое задание 1

1. Заполните таблицу, характеризующую статус и порядок образования органов исполнительной власти РФ:

Государственный орган

Общая характеристика

Кто возглавляет

Как образуется

Правительство РФ

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ.

Правительство РФ возглавляет его Председатель.

Всех членов Правительства РФ назначает Президент РФ.

В Правительстве РФ образуется Президиум, который состоит из Председателя, его заместителей и некоторых федеральных министров.

Министерство

Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в установленной сфере (отрасли) деятельности.

Министерство образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ

В министерстве образуется совещательный орган — коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций.

Федеральная служба

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральное агентство

Федеральные агентства — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

Возглавляет федеральное агентство генеральный директор.

Президент определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему главное управление специальных программ Президента и Управление делами Президента.

Информация о работе Конституционные основы федеративного устройства Российского государства