Избирательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.

Оглавление

Введение 3
Понятие и содержание избирательного права 4
Избирательное право в системе российского права 5
Понятие, классификация и состав избирательного законодательства 6
Понятие и виды избирательного права 7
Гарантии избирательных прав граждан 10
Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе 11
Заключение 15
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 46.84 Кб (Скачать)

– избирательная  комиссия субъекта Федерации.

Дела  о расформировании избирательных  комиссий рассматриваются судами в  соответствии с правилами подсудности, предусмотренными законом. Правовая возможность  расформирования Центральной избирательной  комиссии РФ законами не предусмотрена.

Конституционно-правовая ответственность установлена также  для кандидатов и иных участников избирательного процесса. Ответственность кандидата согласно нормам избирательного права проявляется в отказе в регистрации либо отмене решения о его регистрации кандидатом в связи с допущенными нарушениями закона. В качестве субъекта привлечения кандидата к ответственности выступает избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата либо суд общей юрисдикции.

Основаниями конституционно-правовой ответственности  кандидатов по избирательному праву  являются предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ нарушения избирательного законодательства, касающиеся правил выдвижения кандидатов, ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения, факты подкупа избирателей в целях избрания определенных кандидатов.

Если  перечисленные нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения, руководителями этих объединений, избирательная комиссия вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение выступает в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.

Административная  ответственность предусмотрена  и регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. Составы административной ответственности  за нарушения избирательных прав граждан в действующем кодексе  значительно расширен, их стало более  тридцати. По этим основаниям могут быть возбуждены дела (административные производства) об административном правонарушении в отношении конкретных физических и юридических лиц.

Теперь  за нарушения законодательства о  выборах и референдумах в соответствии со ст. 5.1, 5.3 – 5.25 К о АП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение решения избирательной комиссии, за нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума, за проведение агитации в период ее запрещения, за распространение ложных сведений о кандидате, за нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей, за нарушение правил проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, за нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом, за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки, за незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением, за непредоставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов и за ряд других неправомерных действий.

Протоколы об административном правонарушении в  зависимости от подведомственности проступков могут составлять уполномоченные на то должностные лица избирательной  комиссии, правоохранительных и контролирующих органов.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена четырьмя статьями Уголовного кодекса РФ.

Ст. 141 УК РФ признает уголовно наказуемым деянием  воспрепятствование свободному осуществлению  гражданином своих избирательных  прав или работе избирательной комиссии. В зависимости от того, соединены ли эти действия с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения, совершены ли с использованием служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – закон предусматривает различные сроки лишения свободы и размеры штрафов. По этой статье наказывается также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией собственных полномочий с целью повлиять на ее решения, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС "Выборы".

Ст. 141.1 УК РФ устанавливает ответственность  за нарушения порядка финансирования избирательной кампании. Это преступление может проявляться в целом  ряде неправомерных действий – в  оказании финансовой (материальной) поддержки  в крупных размерах избирательной  кампании кандидата, избирательного объединения помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных по необоснованно заниженным расценкам; оплате изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов; передаче денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или понеобоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению для осуществления ими своей избирательной кампании; в использовании в крупных размерах помимо средств избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения со стороны их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также в использовании в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством и перечисленных на избирательный счет. Крупным признается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда (но не менее одного миллиона рублей).

Ст. 142 УК РФ предусматривает различные сроки  лишения свободы или размеры  штрафа, в частности, за фальсификацию  избирательных документов, документов референдума, подделку или заверение  заведомо подделанных подписей, незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных  бюллетеней.

По ст. 142.1 кодекса карается фальсификация  итогов голосования, заключающаяся  во включении неучтенных бюллетеней в число использованных при голосовании, представлении заведомо неверных сведений об избирателях (участниках референдума), заведомо неправильном составлении списков избирателей (включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом или вымышленных лиц), в подделке подписей избирателей в списках, в замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, в порче или уничтожении бюллетеней, в заведомо неправильном подсчете голосов избирателей, в подписании протокола до подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования, в незаконном внесении в протокол об итогах голосования изменений после его подписания, в заведомо неправильном установлении итогов голосования, определении результатов выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

Принципы  реализации гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, непосредственно закрепленные федеральным  законодательством, имеют универсальное  значение для всех видов выборов  в Российской Федерации. В этой связи, исчерпывающе четкое и непротиворечивое содержательное определение форм участия  граждан во всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации, является одним  из основополагающих направлений правового  обеспечения представительных основ  государственной и муниципальной  демократии.

Ныне, гарантируя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации  в статье 32 прямо не оговаривает  основных принципов его реализации, обязательных на всех выборах, проводимых в Российской Федерации. Примечательно, что исключение в Конституции  России (ст. 81) сделано в отношении  выборов Президента Российской Федерации, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с подпунктом «в» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого  Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой  бы то ни было дискриминации и без  необоснованных ограничений право  и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических  выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при  тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Рассмотрение этого и иных ратифицированных Российской Федерацией пактов и конвенций  о правах человека позволяет сделать  вывод, что хотя принципы участия  граждан в выборах воспроизводятся  на конституционном уровне применительно  только к выборам Президента России, тем не менее они, являясь неотрывной частью общепринятых международных  избирательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов  в Российской Федерации.

Принципы  участия граждан России в выборах (избирательном процессе), обязательные для всех видов выборов, закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 сентября 1997 г. (в ред. Федерального закона от 30 марта 1999 г.).

Согласно  ст. 3 указанного Федерального закона участие  гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это положение универсально и относится ко всем видам выборов и регламентируется в иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

Всеобщее  избирательное право граждан  означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных  законом и проводимых законными  методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации - быть избранным в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Кроме того, реализация избирательных  прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также  других обстоятельств.

Особое  значение для обеспечения всеобщности  избирательных прав граждан и  гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных  цензах, представляющих собой установленные  законодательством ограничения  активного и пассивного избирательного права, обусловленные теми или иными  обстоятельствами. Избирательное законодательство Российской Федерации закрепляет существование  лишь возрастного ценза и ценза  оседлости (ст. 4 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»). Поэтому  в тех случаях, когда законы субъектов  Российской Федерации и уставы муниципальных  образований предусматривают в  качестве обязательных условий обладания  избирательным правом на региональных и муниципальных выборах языковые, образовательные и иные избирательные  цензы, подобные нормы противоречат положениям федерального законодательства. Эти ограничения всеобщего избирательного права на выборах в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления не должны подлежать применению.

Выделим некоторые составляющие возрастного  избирательного ценза граждан России.

Во-первых, дополнительные возрастные ограничения  участия граждан России в выборах  могут устанавливаться только в  отношении пассивного избирательного права.

Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст  кандидата не может превышать 21 год  на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления.

В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным  в государственные органы субъекта Российской Федерации, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к  федеральным выборам.

В-четвертых, закрепление возрастного ценза  на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов  Российской Федерации в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным  законом.

Кроме того, установление дополнительных условий  реализации пассивного избирательного права, связанных с достижением  гражданином определенного возраста, является правом, а не обязанностью представительных (законодательных) органов  субъектов Российской Федерации.

Избирательным законодательством как в отношении  пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно требованиям норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (ст. 4) федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться  дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или  преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее, данные условия  не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и  сроков такого проживания, а законы субъектов Российской Федерации  должны предусматривать предоставление активного избирательного права  на выборах в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно  проживающим на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования. Таким образом, действующее  законодательство в решении вопроса  об обладании гражданином активным избирательным правом исходит из самого факта постоянного или  преимущественного проживания на определенной территории, не указывая иных условий.

Информация о работе Избирательное право