Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:05, реферат
Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
Введение 3
Понятие и содержание избирательного права 4
Избирательное право в системе российского права 5
Понятие, классификация и состав избирательного законодательства 6
Понятие и виды избирательного права 7
Гарантии избирательных прав граждан 10
Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе 11
Заключение 15
Список литературы
– избирательная комиссия субъекта Федерации.
Дела
о расформировании
Конституционно-правовая
ответственность установлена
Основаниями конституционно-правовой ответственности кандидатов по избирательному праву являются предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ нарушения избирательного законодательства, касающиеся правил выдвижения кандидатов, ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, использования кандидатами и их доверенными лицами должностного или служебного положения, факты подкупа избирателей в целях избрания определенных кандидатов.
Если перечисленные нарушения были допущены кандидатами, включенными в список кандидатов от определенного избирательного объединения, руководителями этих объединений, избирательная комиссия вправе аннулировать эту регистрацию. В данном случае избирательное объединение выступает в качестве коллективного субъекта ответственности по избирательному праву.
Административная ответственность предусмотрена и регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. Составы административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан в действующем кодексе значительно расширен, их стало более тридцати. По этим основаниям могут быть возбуждены дела (административные производства) об административном правонарушении в отношении конкретных физических и юридических лиц.
Теперь за нарушения законодательства о выборах и референдумах в соответствии со ст. 5.1, 5.3 – 5.25 К о АП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение решения избирательной комиссии, за нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума, за проведение агитации в период ее запрещения, за распространение ложных сведений о кандидате, за нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей, за нарушение правил проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, за нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности, за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов, за проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом, за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки, за незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением, за непредоставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов и за ряд других неправомерных действий.
Протоколы об административном правонарушении в зависимости от подведомственности проступков могут составлять уполномоченные на то должностные лица избирательной комиссии, правоохранительных и контролирующих органов.
Уголовная
ответственность за нарушение законодательства
о выборах предусмотрена
Ст. 141 УК
РФ признает уголовно наказуемым деянием
воспрепятствование свободному осуществлению
гражданином своих
Ст. 141.1
УК РФ устанавливает ответственность
за нарушения порядка
Ст. 142 УК
РФ предусматривает различные
По ст.
142.1 кодекса карается фальсификация
итогов голосования, заключающаяся
во включении неучтенных бюллетеней в
число использованных при голосовании,
представлении заведомо неверных сведений
об избирателях (участниках референдума),
заведомо неправильном составлении списков
избирателей (включение в них лиц, не обладающих
активным избирательным правом или вымышленных
лиц), в подделке подписей избирателей
в списках, в замене действительных бюллетеней
с отметками избирателей, в порче или уничтожении
бюллетеней, в заведомо неправильном подсчете
голосов избирателей, в подписании протокола
до подсчета голосов избирателей и установления
итогов голосования, в незаконном внесении
в протокол об итогах голосования изменений
после его подписания, в заведомо неправильном
установлении итогов голосования, определении
результатов выборов.
Заключение
Принципы
реализации гражданами права избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
непосредственно закрепленные федеральным
законодательством, имеют универсальное
значение для всех видов выборов
в Российской Федерации. В этой связи,
исчерпывающе четкое и непротиворечивое
содержательное определение форм участия
граждан во всех видах выборов, проводимых
в Российской Федерации, является одним
из основополагающих направлений правового
обеспечения представительных основ
государственной и
Ныне, гарантируя
право граждан избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
Конституция Российской Федерации
в статье 32 прямо не оговаривает
основных принципов его реализации,
обязательных на всех выборах, проводимых
в Российской Федерации. Примечательно,
что исключение в Конституции
России (ст. 81) сделано в отношении
выборов Президента Российской Федерации,
которые проводятся на основе всеобщего,
равного и прямого
В соответствии
с подпунктом «в» ст. 25 Международного
пакта о гражданских и
Принципы
участия граждан России в выборах
(избирательном процессе), обязательные
для всех видов выборов, закреплены
в Федеральном законе «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации», принятом
Государственной Думой
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это положение универсально и относится ко всем видам выборов и регламентируется в иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.
Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Особое
значение для обеспечения всеобщности
избирательных прав граждан и
гарантируемых законом пределов
их реализации имеет вопрос об избирательных
цензах, представляющих собой установленные
законодательством ограничения
активного и пассивного избирательного
права, обусловленные теми или иными
обстоятельствами. Избирательное законодательство
Российской Федерации закрепляет существование
лишь возрастного ценза и ценза
оседлости (ст. 4 Федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации»). Поэтому
в тех случаях, когда законы субъектов
Российской Федерации и уставы муниципальных
образований предусматривают в
качестве обязательных условий обладания
избирательным правом на региональных
и муниципальных выборах
Выделим некоторые составляющие возрастного избирательного ценза граждан России.
Во-первых, дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.
Во-вторых,
устанавливаемый минимальный
В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта Российской Федерации, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.
В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов Российской Федерации в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.
Кроме
того, установление дополнительных условий
реализации пассивного избирательного
права, связанных с достижением
гражданином определенного
Избирательным
законодательством как в