История развития и понятие террористического акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Целями исследования являются: обоснование социальной обусловленности уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие террористической деятельности; юридический анализ их признаков; решение спорных вопросов их квалификации и разграничения; совершенствование законодательной конструкции состава террористического акта и судебно-следственной практики по данной категории дел.
Названные цели обусловили постановку следующих задач:
- проанализировать этимологию, правовую природу терроризма, выделить основные черты и особенности этого явления, его тенденции, раскрыть уголовно-правовое содержание террористического акта, уточнить его определение с учетом сложившейся практики по делам данной категории;
- проанализировать объективные и субъективные признаки террористического акта, его квалифицирующие признаки;
- обосновать пути совершенствования уголовного законодательства РФ об ответственности за террористический акт, исследовать возможности отдельных приемов законодательной техники при отграничении террористического акта от преступлений, содействующих террористической деятельности, обозначить критерии их отграничения.

Оглавление

Введение
Глава 1. История развития и понятие террористического акта
§ 1. Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России
§ 2. Развитие уголовной ответственности за терроризм на современном этапе развития уголовного законодательства
Глава 2. Уголовно-правовой анализ террористического акта
§ 1. Объект террористического акта
§ 2. Объективная сторона террористического акта
§ 3. Субъективная сторона террористического акта
§ 4. Субъект террористического акта
Заключение
Список источников и литературы65

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.86 Кб (Скачать)

Необходимость кардинального  изменения формулировки оспариваемого  признака основного состава наглядно демонстрируется указанием на тяжкие последствия в качестве квалифицирующего признака терроризма. На наш взгляд, использование в одной статье двух оценочных категорий, в равной мере нуждающихся в легальном  толковании, необоснованно расширяет  судейско-следственное усмотрение, и  логичнее было бы закрепление в обеих  частях ст. 205 УК РФ идентичного признака «тяжкие последствия», с опасностью наступления которых или реальным причинением связывалась бы юридическая оценка содеянного по соответствующим частям статьи Уголовного кодекса РФ.

Устранение правовой неопределенности видится на пути отказа от формулировки «иные общественно опасные последствия» с одновременной ее заменой в диспозиции основного состава ст. 205 УК РФ «иными тяжкими последствиями». Относительная разработанность теорией уголовного права словосочетания «тяжкие последствия» позволит установить достаточно четкие пределы усмотрения правоприменителя, согласующиеся со сложившимися потребностями правового обеспечения борьбы с терроризмом, учитывающие научные и практические рекомендации в этой сфере.

Совершенствование диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ, на наш взгляд, должно включать в себя отказ от формулировки «значительный имущественный ущерб» с одновременным введением «усредненного количественного показателя... отражающего общую закономерность количественной оценки» ущерба, достаточного, исходя из сложившейся судебно-следственной практики, для удостоверения совершения именно акта терроризма при доказанности, разумеется, преследования виновным одной из альтернативно закрепленных специальных целей. Действительно, в отсутствие прямого указания, что следует понимать под "значительным имущественным ущербом", единственным ориентиром при толковании данного оценочного признака выступает признание идентичности содержания указанной формулировки словосочетанию, примененному в ст. 158 УК РФ, содержащей схожий оценочный признак, обозначенный как «значительный ущерб». Однако, во-первых, применение названной нормы наглядно продемонстрировало нестабильность и противоречивость судебно-следственной практики при квалификации хищений по указанному отягчающему ответственность обстоятельству, которые были лишь частично преодолены уточнением примечания к статье, в соответствии с которым ущерб стал признаваться значительным, если его стоимостное выражение превышает две тысячи пятьсот рублей. Во-вторых, значительность имущественного ущерба предлагается определять, исходя из «имущественного положения потерпевшего, стоимости... имущества и его значимости для потерпевшего, размера заработной платы, пенсии, наличия у потерпевшего иждивенцев, совокупного дохода членов семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство»83. Множественность потенциальных объектов терроризирования, в том числе культовых и религиозных ценностей, делает названную рекомендацию практически неприменимой к ст. 205 УК РФ, предназначенной для уголовно-правовой защиты различных имущественных объектов вне зависимости от их принадлежности и титульного правообладания. В-третьих, определение терроризма как действий, создающих опасность причинения значительного имущественного ущерба, т.е. ущерба, соизмеримого по своему стоимостному выражению, например, с ценой недорогого телефонного аппарата, представляется не соответствующим социальной опасности террористических проявлений, его «социальному содержанию и тяжести»84. «Особенно малозначительным такой размер ущерба выглядит, если учесть, что в ст. 205 УК РФ говорится не о самом ущербе, а лишь о создании опасности»85 его причинения.

С учетом изложенного видоизменение  основного состава терроризма насущно  необходимо и должно осуществляться путем введения оценочной категории  «имущественный ущерб в крупном размере», с последующей формализацией границ усмотрения указанием в примечании к статье нижнего предела этого ущерба в стоимостном эквиваленте. Размер указанного ущерба может быть определен на основе средних показателей, определяемых путем анализа складывающейся судебной практики, строящихся на факторах, «носящих исключительно социальный характер, на потребностях и интересах общества, а также общественном правосознании... правовом обычае и правовой традиции».

Очевидно, что действующее  уголовное законодательство нуждается  в дальнейшем совершенствовании  в целях эффективного противодействия  терроризму, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

§ 3. Субъективная сторона  террористического акта

 

Российская действительность неумолимо свидетельствует о  том, что термин «терроризм», известный ранее как что-то далекое и неопределенное, прочно вошел в нашу жизнь. Многоликости терроризма и его жестокости противопоставляется реакция государства с применением наиболее радикальных средств уголовно-правового характера. При этом борьба с терроризмом не может обойтись без точной правовой оценки целей, лежащих в его основе.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. Президент  России Владимир Путин указал, что  «укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. За последние годы нами было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором. Но иллюзий быть не должно - угроза еще очень сильна, мы еще пропускаем очень чувствительные удары, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества. И нам нужно набраться мужества и продолжить работу по искоренению террора. Стоит только проявить слабость, мягкотелость - потерь будет неизмеримо больше и они могут обернуться общенациональной катастрофой»86.

Вопросы уголовно-правовых характеристик терроризма и его  квалификации находятся в фокусе многих современных исследователей. При этом справедливо отмечается, что если признаки объективной стороны  терроризма достаточно полно исследованы, то признаки субъективной стороны, в  частности цель терроризма, все еще  нуждаются в продолжении всесторонних исследований наукой уголовного права87.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. не содержал состава терроризма, а  предусматривал уголовную ответственность  лишь за террористический акт, под которым понималось:

1) убийство государственного  или общественного деятеля либо  представителя власти, совершенное  по политическим мотивам (ст. 66 Уголовного кодекса РСФСР);

2) убийство представителя  иностранного государства с целью  провокации войны или международных  осложнений (ст. 67 Уголовного кодекса  РСФСР).

Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые  не только указал понятие терроризма, но и определил его цели. Кроме  этого, Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» также впервые закрепил криминологическое понятие терроризма и его целей.

Статья 205 Уголовного кодекса  РФ (в первоначальной редакции) в  качестве целей терроризма называла нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений  органами власти.

Федеральный закон РФ "О  борьбе с терроризмом" (в первоначальной редакции) определял, что целями терроризма являются:

1) нарушение общественной  безопасности;

2) устрашение населения;

3) оказание воздействия  на принятие органами власти  решений, выгодных террористам,  или удовлетворения их неправомерных  имущественных и (или) иных  интересов;

4) прекращение государственной  или иной политической деятельности  государственного или общественного  деятеля;

5) провокация войны или  осложнение международных отношений.

Как видно, на момент принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. и Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом» 1998 г. законодатель не выработал единой концепции, связанной с пониманием целей терроризма.

Принятие Федерального закона РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», практически полностью отменившего положения Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом», повлекло за собой корректировку как самого понятия терроризма, так и его целей. Под целями терроризма стало пониматься противоправное воздействие на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями.

Окончательно вопрос о  соотношении целей терроризма, содержащихся в Уголовном кодексе РФ и Федеральном  законе о терроризме, был решен  совсем недавно Федеральным законом  РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

Статья 205 Уголовного кодекса  РФ стала именоваться «Террористический акт», а цели террористического акта (как проявления терроризма в конкретном общественно опасном преступном деянии) и в Уголовном кодексе РФ, и в Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» стали определяться единообразно, как воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями.

Как видно, содержание целей  терроризма, изложенное в первоначальной редакции норм Федерального закона «О борьбе с терроризмом», не соответствовало целям терроризма, закрепленным в Уголовном кодексе РФ, и выходило за их пределы. С позиций уголовного права цели терроризма по Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» были изложены достаточно непоследовательно, поскольку смешивались с целями других составов преступлений, в частности с составом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 Уголовного кодекса РФ). Однако в криминологии к терроризму относятся не только собственно террористические акты (ст. 205 Уголовного кодекса РФ) и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 Уголовного кодекса РФ), но и такие преступления, как похищение человека, захват заложника и некоторые другие, суть которых состоит в устрашении88.

По нашему мнению, цели терроризма, указанные в первоначальной редакции статьи 205 Уголовного кодекса РФ «Терроризм», были сформулированы и изложены непоследовательно с точки зрения методологии цели, что, возможно, и явилось одной из причин их корректировки89.

Цель представляет собой  «идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельности; их идеальный, внутренне-побуждающий мотив». Средство в широком понимании - это «все, что служит к достижению цели, к какому-либо намеренному действию»90. Диалектика различных видов целей, а также диалектика цели и средства заключается в том, что в процессе деятельности они меняются местами - то, что в одном отношении является целью, в другом может стать средством. В зависимости от степени готовности возможностей и средств цели бывают ближайшими (задачи) и перспективными, а также конечными и промежуточными.

Анализ первоначальной редакции ст. 205 Уголовного кодекса РФ «Терроризм» показывает, что такие цели, как нарушение общественной безопасности и устрашение населения, являются ближайшими (промежуточными) целями (задачами) терроризма, а оказание воздействия на принятие решений органами власти - его перспективной (конечной) целью.

Нарушение общественной безопасности и устрашение населения представляют собой средство для реализации основной цели террористов, на достижение которой  направлены все их действия и бездействие, - заставить органы власти принять  выгодное террористам решение.

Очевидно, что само по себе нарушение общественной безопасности либо устрашение населения не могут  считаться целями терроризма. Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий только в этих целях еще не позволяет квалифицировать содеянное как терроризм. Указанные ближайшие цели служат этапом в достижении основной цели террористов - оказании воздействия на принятие решений органами власти - и являются средством достижения данной цели91.

Особенность цели терроризма заключается в том, что она  оправдывает исключительно общественно  опасные средства своего достижения, в связи с чем деятельность лица становится преступной не только в силу объективных признаков  общественно опасного деяния, но и  благодаря ее общей целевой направленности. Уголовно-правовую оценку получать должны не цель, средство и результат изолированно друг от друга, а целенаправленная деятельность в целом.

В диспозиции первоначальной редакции статьи о терроризме законодатель необоснованно свел к одному знаменателю  цели разного уровня, находящиеся  друг с другом в отношениях зависимости  и соподчинения. Так, цели нарушения  общественной безопасности и устрашения населения имеют вспомогательное  значение по отношению к цели оказания воздействия на принятие решений  органами власти. Для правильной квалификации терроризма правовое значение приобретает  установление его конечной, а не промежуточных целей.

Таким образом, несмотря на достаточно последовательное изложение  законодателем новой редакции ст. 205 Уголовного кодекса РФ «Террористический акт», в порядке de lege ferenda можно предложить обоснованную с позиции методологии цели редакцию ч. 1 ст. 205 Уголовного кодекса РФ: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, направленное на нарушение общественной безопасности и устрашение населения с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти и (или) международными организациями, а также угроза совершения указанных действий с той же целью».

§ 4. Субъект террористического  акта

 

Исполнитель - важная фигура в террористической деятельности, совершенной  в соучастии. Поведение исполнителя  террористической деятельности влияет на юридическую оценку содеянного остальными соучастниками. Отсутствие исполнителя  исключает соучастие в преступлении. По оконченности действий исполнителя  определяется степень завершенности  преступления. Исполнитель - это лицо, прежде всего выполняющее объективные  и субъективные признаки состава  преступления, предусмотренные законом.

Информация о работе История развития и понятие террористического акта