Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы - изучение института амнистии и помилования; определение его понятия и места в системе российского права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- уяснение правовой природы и содержания института амнистии и помилования;
- разграничение амнистии со смежным уголовно-правовым институтом помилования.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 5
1 Становление института амнистии и помилования 5
2 Юридическая природа амнистии и помилования 13
2.1 Правовая характеристика амнистии 13
2.2 Понятие и сущность помилования 24
3 Соотношение института амнистии и помилования 37
Заключение 40
Глоссарий 43
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

Курсовая амнист и помилование.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

     Новый этап в развитии правовых институтов амнистии и помилования связан с  принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 гг., в которых наряду с институтами досрочного и условно-досрочного освобождения предусматривало освобождение от уголовной ответственности  и наказания на основании актов амнистии и помилования.

     Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. значительно расширили правовую основу амнистии и помилования, предусмотрев возможность амнистии и помиловании  на любой стадии процесса. Амнистия и помилование являлись прерогативой высших органов государственной власти: Верховного Совета Союза СССР и его, Верховных Советов союзных республик и их Президиумов. Акты амнистии издавались в форме Указов Президиума Верховного Совета и реже в виде законов. Акты помилования издавались в виде указов и постановлений высших органов государственной власти.

     Помилование не вносило каких-либо изменений  в действие правовых норм, а только определяло их применение к единичным  отношениям. Помилование выражалось в прекращении уголовного дела, в полном или частичном освобождении от наказания, снятии судимости. Помилование применялось к лицам, совершившим любые преступления, независимо от их характера и тяжести.

     Ряд современных российских юристов  также оспаривают правомерность и целесообразность этого института. Так, С.Н.Сабанин полагает, что издание актов амнистии фактически ведет к нарушению принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь места ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве. Другие авторы, настаивающие на упразднении института амнистии, мотивируют это тем, что она влечет всплеск преступности, т.е. ведет к росту рецидива среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания в связи с изданием акта амнистии.

     Однако  в целом в российской юридической  литературе амнистия рассматривается  как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п.

     В настоящее время правовое регулирование  институтов амнистии и помиловании  осуществляется Конституцией РФ  от 12 июня 1993 г., Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г., Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г., Уголовно-исполнительным кодексом РФ от 8 января 1997 г., Указом Президента от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвержденного данным Указом положения «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», Постановлениями Правительства Российской Федерации об объявлении амнистии.

     Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации  каждый осужденный за преступление имеет  право просить о помиловании  или смягчении наказания. Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ, право помилования осужденных принадлежит Президенту РФ как высшему должностному лицу страны. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

     В Уголовном кодексе Российской Федерации  нормам об амнистии и помиловании  посвящена самостоятельная глава «Амнистия. Помилование. Судимость» в разделе «Освобождение от уголовной ответственности и  от наказания». Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость

     Согласно  ст. 85 УК РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

     В целях совершенствования  механизма реализации помилования  Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования  на территориях субъектов Российской Федерации» образованы комиссии по вопросам помилования.

     Во исполнение Указа  Президента РФ  21 января 2002 г. Губернатором Саратовской области  было вынесено постановлении «О комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области», в котором содержится состав комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области и Положение о комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области.

     Как было указано  выше, объявление амнистии происходит посредством издания постановлений Государственной Думой РФ. За период с 2000 года по настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания РФ было издано несколько постановлений об амнистии:

     Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 сентября 2006 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа";

     Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 апреля 2006 г. "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России";

     Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";

     Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июня 2003 г. "Об объявлении амнистии в связи с принятием  Конституции Чеченской Республики";

     Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин";

     Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

     Амнистия 2006 года распространится на некоторые  категории лиц, привлеченных к уголовной  ответственности. Амнистия и помилование  являются механизмами гуманизма  в карательной системе правосудия. Амнистия - это освобождение от уголовной ответственности в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица. Наши адвокаты представляют услуги адвоката по вопросам помилования и амнистирования.

     Амнистия 2006 года принята Постановлением Государственной Думы 19 апреля 2006 года.

     Амнистия 2006 года распространяется на следующие  категории лиц: несовершеннолетние дети, беременные женщины, женщины, имеющие  несовершеннолетних детей, женщины  старше 55 и мужчины старше 60 лет.

     Амнистия 2006 года не подлежит применению в отношении  лиц совершивших тяжкие и особо  тяжкие преступления, а также не распространяется на злостных нарушителей  режима и особо опасных рецидивистов.

 

      2 Юридическая природа амнистии и помилования

 

     2.1 Правовая характеристика амнистии 

     Амнистия  – от греческого слова amnhsteia, прощение, забвение.

      В истории России амнистия применялась  многократно. Еще Стоглавый собор  в 1551 году предложил ввести правило, согласно которому к Пасхе следует  освобождать тех «тюремных седельцев», которые осуждены за нетяжкие преступления. К последним не относились убийство, разбой, поджог. С этого времени на Руси становятся традиционными манифесты, издаваемые русскими царями по поводу самых разных событий: восшествия на престол, болезни царя или членов его семьи, по поводу окончания войн, годовщины царствования и т.п.

           Однако в российском дореволюционном праве, так же, как  и в зарубежном праве, зачастую амнистия рассматривалась как частный  случай более широкого понятия «прощение». При этом под прощением в российском праве понималось «устранение применения карательного закона к  данному случаю в силу особого о том распоряжения главы государства».

           На протяжении многих лет к «прощению» как правовому  явлению было самое неоднозначное отношение.

           Среди противников  помилования, в рамках которого первоначально  рассматривалась амнистия, были не только защитники принципа возмездия, но и противники.

           Прощение, будучи актом  усмотрения, зависело подчас не только от воли главы государства, но и целого ряда посредников и промежуточных инстанций, через которые ходатайство о прощении достигало «подножия трона», поэтому злоупотребления и произвол были нередкими явлениями в XVII-XVIII веках. В связи с этим многие «классики» уголовного права высказывались против института амнистии («прощения»).

           Ряд современных  российских юристов также оспаривают правомерность и целесообразность этого института.  Одни, полагают, что издание актов амнистии фактически ведет к нарушению принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь места ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве. Другие авторы, настаивают на упразднении института амнистии, мотивируя это тем, что она влечет всплеск преступности, т.е. ведет к росту рецидива среди лиц, освобожденных от уголовной ответственности или наказания в связи с изданием акта амнистии.1

           Отрицательно оценивается  этот институт и немалой частью законопослушного  населения, рядом государственных  и политических деятелей.

           Однако в целом в российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера.

     Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям разумной уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону  его смягчения и т.п.  Эти авторы считают необходимым для ликвидации негативных последствий амнистии перед ее применением тщательно продумывать программу ресоциализации амнистируемых. Определенный шаг в этом направлении был сделан постановлением Государственной Думы РФ от 24 декабря 1997 года о порядке применения акта амнистии. Это постановление в п. 16 предлагает Правительству РФ осуществить совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ системы мер, обеспечивающих трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также их медицинское обслуживание.

           Будучи актом высшего  органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания  обязательны для всех органов  и должностных лиц, имеющих отношение  к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.

           Несмотря на определенные особенности актов амнистии, все  же они содержат нормы права - обязательные для исполнения теми субъектами, которые  в них указаны, правила поведения, установленные высшими органами государственной власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм в данном случае реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.).

           Безусловно, акт амнистии – специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие  акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, «разовый» акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.

      В российской юридической литературе нет единодушия и по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Одни относят его к сфере государственного права, другие считают его относящимся к области уголовного права, третьи полагают, что не следует относить амнистию к какой-то одной отрасли права, так как она носит комплексный характер.2

Информация о работе Амнистия и помилование