Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования: общественные отношения, регулируемыми нормами трудового права, в части защиты трудовых прав работников.
В процессе исследования ставятся следующие частные задачи:
- Изучить классификацию трудовых споров и порядок их рассмотрения.
- Изучить субъективный состав и предмет трудовых споров.
- Изучить классификацию трудовых споров по характеру и способу их разрешения.
- Рассмотреть виды трудовых споров.

Файлы: 1 файл

курсовой Тр. споры.docx

— 88.40 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность работы состоит в том, что защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

        Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.

        Предметом исследования являются трудовые споры коллективные и индивидуальные: понятие, виды и порядок разрешения.

        Объектом исследования: общественные отношения, регулируемыми нормами трудового права, в части защиты трудовых прав работников.

         В процессе исследования ставятся следующие частные задачи:

- Изучить классификацию трудовых споров и порядок их рассмотрения.

- Изучить субъективный состав и предмет трудовых споров.

- Изучить классификацию трудовых споров по характеру и способу их разрешения.

- Рассмотреть виды трудовых споров.

- Изучить порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров и коллективных трудовых споров.

- Изучить нормативную основу разрешения трудовых споров.

         В предлагаемой работе исследуется институты разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами, регулирующими данную сферу трудового права: Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ.

          Причинами индивидуальных трудовых споров чаще всего являются нарушения трудовых прав работника, допускаемые работодателем, выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть результатом невысокого уровня индивидуального правосознания в силу недостаточности правовых знаний либо пренебрежительного отношения руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине недостаточности правовых знаний работника, его добросовестного заблуждения, в связи, с чем он оспаривает правомерные действия руководителя. Может быть и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.

          Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, были связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.

         При написании работы были использованы общенаучные методы: исторический, системного исследования, анализа, синтеза, а также частные методы: анализ законодательной и учебной литературы, обзор периодических и Интернет - изданий, а также материалы правоприменительной практики.

          Исходя из цели и задач исследования, курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ТРУДОВЫХ СПОРОВ 

         Предметом трудового права являются трудовые и тесно с ними связанные отношения (производные от трудовых). В процессе регулирования этих отношений нормами права между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как спор между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, например, в связи с наложением взыскания, или увольнением, так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных условий коллективного договора.

          Таким образом, трудовые споры - это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового кодекса, о которых заявлено в соответствующий орган.

         Из этого определения видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между отдельными работниками и предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например между трудовым коллективом, и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. И наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего органа «Органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение». [30, с.205]

          Возникновение на предприятиях трудовых споров объясняется, прежде всего, незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства некоторыми представителями администрации или работниками.

          Наряду с этим встречаются случаи, когда трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения отдельных рабочих и служащих к исполнению своих служебных обязанностей и предъявления ими незаконных требований (например, о лишении премии, снятии дисциплинарного взыскания и др.) или вследствие бюрократического отношения некоторых хозяйственных руководителей к законным требованиям работников, сознательного нарушения ими действующего законодательства о труде (например, перенос или отмена выходных дней, превышение установленных норм на сверхурочные работы, отказ в предоставлении очередного отпуска в соответствии с утвержденным графиком и др.).

         Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям:

- по спорящему субъекту;

- по характеру спора;

- по виду спорного правоотношения.

          По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, а в коллективных спорах — права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профсоюзного органа как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах защищаются права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата работодателей, административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: работников организации с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профсоюзного органа с администрацией, из социально-партнерских правоотношений, представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

          По характеру спора все трудовые споры подразделяются на:

          1. Споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективным или трудовыми договорами, социально-партнерскими соглашениями о правах и обязанностях. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т. е. как из трудовых, так и из всех других производных от них (например, из отношений по материальной ответственности). В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюзного органа или полномочие трудового коллектива. Их за рубежом называют «споры о правах»;

              2.Споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Этого вида споры могут возникать из четырех правоотношений:

1. из трудового — об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда);

2. профсоюзного органа с работодателем, его администрацией (например, спор при утверждении ими графика отпусков, распределении жилья);

3. трудового коллектива (его органов) с работодателем, его администрацией (например, спор СТК с администрацией при решении определенных вопросов управления предприятием); 

4. профсоюзов как представителей работников с представителями работодателей, их ассоциаций на различных уровнях социально-партнерских отношений. Их называют «споры об интересах».

          Трудовой кодекс регулирует порядок разрешения индивидуальных трудовых споров работника с работодателем, его администрацией, а также порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 60 и 61) как о правах, так и об интересах.

         Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений:

1. трудового коллектива с работодателем, включая и вышестоящий орган управления;

2. профсоюзного органа с работодателем, его администрацией;

3. социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях.

          По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры из правоотношений:

1. трудовых (их абсолютное большинство);

2. по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);

3. по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

4. по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;

5. по возмещению материального ущерба работником предприятию;

6. по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;

7. профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры;

8. коллектива работников с работодателем;

9. социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.

          Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, спор о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СУБЪЕКТИВНЫЙ СОСТАВ  И ПРЕДМЕТ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

           По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные.

          Субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель (руководитель, администрация). Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Индивидуальные трудовые споры, как правило, возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, регулирующих трудовые отношения работников с работодателем, а также условий трудового договора.

         В статье 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

           Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 23 предусматривает право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Для защиты социально-трудовых прав профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.

          В статье 381 ТК понятие индивидуального трудового спора определено как неурегулированные разногласия между работником и работодателем, заявленные в орган по рассмотрению трудовых споров. Но в этом понятии в качестве субъектов спора указаны только работники и работодатели и не названы все субъекты трудового права, что является, по моему мнению, недостатком этого определения. Трудовой кодекс (ст. 381) закрепляет понятие индивидуального трудового спора. Во второй части этой статьи также указывается, что индивидуальным трудовым спором будет спор между работодателем и лицом, состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа последнего от заключения такого договора. В ранее данном нами понятии все указанные во второй части ст. 381 лица — это субъекты трудового права, так как уволенный работник является субъектом правоотношения по трудовому спору о восстановлении на работе, а лицо, обжалующее отказ в приеме на работу, тоже субъект правоотношения по трудоустройству.

Информация о работе Трудовые споры