В основе теории организаций лежит теория систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Система – это 1) целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.

Файлы: 1 файл

В основе теории организаций лежит теория систем.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

 

   В  основе теории организаций лежит  теория систем.    

 Система – это 1) целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.    

 Признаками системы являются  множество составляющих ее элементов,  единство главной цели для  всех элементов, наличие связей  между ними, целостность и единство  элементов, наличие структуры  и иерархичности, относительная  самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.    

 Система может включать большой  перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.    

 Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).     

 Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.   

 Классификация систем может  быть проведена по различным  признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.    

 Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.    

 Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..?    

 Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным  уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений    

   
     

 В курсе теории организации  рассматриваются преимущественно  социальные системы, основным  элементом которых является человек.  
  
 

Виды  социальных систем.              

       

Наиболее  распространены социально-экономические  системы. Каждой из этих видов систем имеет приоритет собственных  целей. Так, для социально-экономических  организаций главная цель – получение  максимальной прибыли; для социально-образовательных  – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли –  вторичная цель. Особенности социальных систем:     

- реализация потенциальных возможностей  и способностей человека;     

- формирование единства интересов  людей (личных, коллективных, общественных);      

- сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности. 

2.Признаки  классификации хозяйственных  организаций.    

Выделяются шесть основных признаков:     

■ Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.    

■ Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.    

■ Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.     

■ Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во - вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.    

■ Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.    

■ Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной  избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.     

3.Перечислите  состав понятия  «структура и техника  управления».     

 В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

  1. структура управления;
  2. техника управления;
  3. функции управления;
  4. методология управления.

 

     Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

  • структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала;
  • компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практике все более широкое понимание находит истина, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

 

 

4.Дайте  определение закона  самосохранения.  

Теоретической основой для анализа общего состояния  организации является закон самосохранения, который применительно к организациям формулируется следующим образом.   

Закон самосохранения означает, что каждая материальная система сознательно или стихийно стремится к сохранению своей качественной определенности и использует для достижения этого весь свой потенциал.  

Однако  сохранение своей качественной определенности нельзя понимать в буквальном смысле. Качественная определенность как любое  явление динамична и зависит  от внешней среды. В данном случае закон самосохранения следует понимать как сохранение системы в постоянно  изменяющейся внешней среде.  

Самосохранение  организации зависит не только от внешней среды, но и от параметров внутренней среды, характера ее деятельности и качества управления ресурсами. Самосохранение организации обусловлено действием  двух факторов – стабильности и  развития:


Информация о работе В основе теории организаций лежит теория систем