Система управления в аспекте научных концепций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте научных концепций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. проанализировать сущность и значение системы управления как науки;
2. рассмотреть научные подходы и концепции к управлению;
3. проанализировать современное состояние науки управления и тенденции ее развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.
1.1. История развития организационно-управленческой мысли……5
1.2. Основные концепции науки управления…………………….….12
Глава 2. Элементы науки управления.
2.1 Объект, субъект и предмет управления………………………….20
2.2 Цели, функции и методы управления……………………………26
2.3. Тенденции развития науки управления…………………………31
Заключение…………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………39

Файлы: 1 файл

теория упр. в. 4-2012.docx

— 68.76 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Зарождение и развитие науки  управления.

1.1. История развития организационно-управленческой  мысли……5

1.2. Основные концепции науки управления…………………….….12

Глава 2. Элементы науки управления. 

2.1 Объект, субъект и предмет  управления………………………….20

2.2 Цели, функции и методы управления……………………………26

2.3. Тенденции развития науки  управления…………………………31

Заключение…………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С каждым днем все больше возрастает значимость человеческого фактора  в производстве и в бизнесе: знания, опыт, навыки работников становятся главным  источником эффективности и конкурентоспособности  организаций.

Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений  развития предприятий, нацеленное на обеспечение  всех участков жизнедеятельности организаций  высококвалифицированными и мотивированными  работниками, на создание творческого  трудового коллектива, способного к  изменениям, развитию, обновлению.

Эволюция управленческой мысли  наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты  разрабатывали, а затем и реализовывали  на практике, с целью решить назревшие  проблемы.

Актуальность исследования темы данной работы связана с тем, что сегодня  эффективное управление людьми имеет  важное значение для всех организаций, поскольку без людей не будет  и самой организации, и ни одна организация не сможет реализовать  свои целей и выжить. Поэтому управление персоналом является одним из важнейших  аспектов теории и практики управления,

Управление персоналом организации  или менеджмент персонала - целенаправленная деятельность руководящего состава  организации, специалистов подразделений  системы управления персоналом, включая  разработку концепции и стратегий  кадровой политики, принципов и методов  управления персоналом.

Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого  общества. Еще первые представители  человечества, объединенные в родовые  общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами  разделения труда, трудовой мотивации  и дисциплины.

Необходимо понимать, что на сегодняшний  день, основными факторами конкурентоспособности  стали обеспеченность рабочей силой, степень ее мотивации, организационные  структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала.

Целью работы является всесторонний анализ системы управления в аспекте  научных концепций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1. проанализировать сущность и  значение системы управления  как науки;

2. рассмотреть научные подходы  и концепции к управлению;

3. проанализировать современное состояние науки управления и тенденции  ее развития.

Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, основной части (трех глав), заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и  задачи. Основная часть последовательно  разрешает поставленные задачи. Заключение посвящено выводам по результатам  выполненного исследования.

 

Глава 1. Зарождение и развитие науки управления.

1.1 История развития организационно-управленческой  мысли.

Управление персоналом представляет собой как с научной точки  зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется  наличием самых разнообразных подходов и концепций.

Управление персоналом и управление человеческими ресурсами прошло несколько стадий развития вслед  за экономическими и социальными изменениями.

Историю развития научной мысли  в области управления персоналом нельзя рассматривать отдельно от той  ситуации, в которой осуществлялась деятельность по управлению персоналом (как бы она не называлась) и от восприятия людьми этой ситуации.

Именно ситуационные особенности  и особенности восприятия обуславливают  тот или иной подход к деятельности по управлению персоналом. То, что в  наши времена научный подход является определяющей особенностью восприятия людей, влечет за собой отношение  к управлению, как к объективной  сфере исследования. Но история показывает нам, что восприятие людей подвержено изменениям.

И не обладавшая еще научным подходом человеческая мысль всегда занималась решением стоящих перед ней проблем, в том числе проблем управления. Однако до наших дней сохранились  лишь немногие исторические памятники, прямо на это указывающие.1

Исключительно трудной является задача определения основоположника управления персоналом. Так как проблема управления персоналом возникла вместе с формированием  первой организации, то ее решением занимались практически на протяжении всей истории. Однако ситуация управления в современном  обществе принципиально отличается от ситуации управления рабовладельческого. Именно ситуация задает проблемные области управления персоналом, а интересующиеся этими вопросами мыслители предлагают пути их преодоления.

Формирование теории менеджмента  в сравнении с другими социально-экономическими науками произошло не так давно, чуть более ста лет назад. В  то время менеджмент и наука управления человеческими ресурсами не различались. Более того, наиболее принципиальные моменты науки об управлении относились прежде всего к управлению персоналом. По существу, теория и практика управления человеческими ресурсами составляли основное содержание менеджмента.

Питер Ф.Друкер, отмечает, что любая  практическая деятельность зиждется на теории, даже если проводники этой деятельности не подозревают об этом. Теория в  конце XIX века выступала в качестве конструктивного средства, позволяющего корректно обобщить опыт в той  или иной области общественной практики и создающего возможность овладения  этим опытом. Однако теоретическая  установка, будучи средством познания какого-либо природного или общественного  процесса, всегда в той или иной мере дистанцирована от практических целей. Поэтому возникает необходимость  в разработке специальных приемов, определенных подходов, позволяющих  целенаправленно использовать достижения теории. Совокупность таких приемов, предметных подходов, опосредованных конкретными принципами применения в современной науке, раскрывает содержание понятия «метод».

Понятие «метод» применительно  к управлению человеческими ресурсами  означает совокупность определенных приемов, типических подходов воздействия и  влияния на персонал в целях достижения, определенных стратегическими целями, конкретных результатов.

При изучении вопросов методологии, касающихся конкретной области научного знания в науке принято обращаться к  понятийному аппарату большей теоретической  общности. В экономической теории широкое применение получил метод, основанный на разделении и сравнительном анализе экономической статики и экономической динамики.

Рассматриваемые в управлении, как  научной дисциплине, внешние и  внутренние ситуационные переменные могут  быть отнесены к понятию «статики», в то время, как процесс управления может быть классифицирован в  качестве «динамики».

Новое научное направление, получившее названия «управление человеческими  ресурсами или персоналом», «кадровый  менеджмент» и др., формируется  на стыке общей теории менеджмента, психологии, прикладной социологии, производственной социологии, этики, экономики предприятий  и предпринимательства, трудового  права, политики, конфликтологии и ряда других наук. В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит  в применении науки к реальным ситуациям.

Быть может первым, кто подчеркнул важность гуманизации процесса управления, был Роберт Оуэн, заявивший, что «его рабочие - «живые машины» - столь же важны для фабрики, как и «неживые машины», и также нуждаются в  уходе».

Американский психолог Гюго Мюнстерберг  в своих работах «Психология  и индустриальная эффективность» и  «Психология бизнеса», изданных в  начале XX века, затронул три наиболее актуальных по его мнению вопроса  в бизнесе:

как отыскать людей, чьи интеллектуальные качества делают их наиболее подходящими  для выполнения работ (научный подбор кадров);

при каких психологических условиях можно получить лучшие результаты от каждого сотрудника;

как воздействовать на работников, с  точки зрения эффективности бизнеса2.

Начало «научного управления»  было положено Фредериком Тейлором, сделавшим  подлинный переворот в организации  труда и производства. Его книгу  «Принципы научного управления»  считают началом признания менеджмента  наукой, самостоятельной областью исследования.

Ф. Тейлор считал менеджмент точной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он рассматривал управление, как явление, требующее непрерывной оптимизации. Ф.Тейлор сформулировал важный вывод  о том, что работа по управлению - это определенная специальность, и  что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Это немало способствовало становлению  нового менталитета производственных отношений, характерных для крупного машинного производства.

Концепция административного управления была направлена на разработку общих  проблем и принципов управления организацией в целом. Классические подходы к администрированию  управленческого персонала связывают  с именем Анри Файоля. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры  фирмы, как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип  иерархичности). При этом организация  рассматривалась как замкнутая  система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутрифирменной  рационализации деятельности без учета  влияния внешней среды. Появилось  понимание того, что организацией нужно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать  ее целей.

Значительную роль в развитии методов  управления человеческими ресурсами  государственных служб сыграли  труды знаменитого немецкого  социолога Макса Вебера (1884 -1920 гг.).

В результате углубленных исследований системы государственно-административного  управления им были выделены важнейшие  принципы, в совокупности составляющие действенный метод управления кадрами  государственных организаций. Возникший в начале XX века метод не потерял своего значения и в наши дни.

Классический менеджмент в лице своих основателей создал систему  управления, которая по значению своих  принципов и методов может  быть определена как культура управления. В практику управления была внесена  принципиальная основа производственной демократии. Ведущим принципом менеджмента  в классический его период было стремление к рационализации производственных и управленческих процессов.

Психологический бум в США начался  после осуществления Элтоном  Майо «хоторнского эксперимента» - серии  социально-психологических работ, в  результате которых через 2,5 года без  дополнительных затрат производительность труда на заводе выросла на 40%, прогулы  сократились на 80%, резко упала  текучесть. Основным теоретическим  результатом эксперимента стало  осознание зависимости производительности труда работающего от внимания и  заинтересованности в нем менеджера, а также внутриличностной мотивации  работника.

Хоторнские эксперименты служат отправной  точкой дальнейшей эволюции управления человеческими ресурсами, знаменующей  переход от классического подхода, основанного на жесткой регламентации  и преимущественно материальном стимулировании, к доктрине «человеческих  отношений» с иными основными  характеристиками. Эксперименты в Хоторне  позволили подвести итоги и проверить  результаты многолетних независимых  исследований по проблемам совершенствования  методов управления персоналом. Примером таких исследований являются теоретические  и практические разработки Честера  И. Бернарда.

Кроме того, результаты хоторнских экспериментов  дали практические подтверждения исследованиям  Мери Паркер Фоллетт, которая в своих  работах (1918-1920 гг.) поднимала проблему влияния благоприятного производственного  климата в коллективе на рост эффективности.

К числу специалистов, которые последовательно  отстаивали идеи управления персонала  путем сотрудничества и нематериального  стимулирования персонала, следует  отнести Б.С Раунтри.

Школа «человеческих отношений» примерно с конца 50-х гг. переросла в  школу «поведенческих наук» или  бихевиористскую. Если первая в основном сосредотачивалась на методах налаживания  межличностных отношений, то объектом исследования второй в большей степени  была методология повышения эффективности  отдельного работника. Наиболее крупными представителями этого направления  являются Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг, изучавшие проблемы социального взаимодействия, мотивации, власти и авторитета, организационной  структуры, коммуникаций в организациях, лидерства и др. Считается, что  развитие именно этих подходов привело  к созданию в современных организациях особой управленческой функции, названной  «управление персоналом».

Информация о работе Система управления в аспекте научных концепций