Виды ответственности в таможенном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным, трудовым законодательством. В целом же вопросы применения юридической ответственности как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Нарушение таможенных правил и ответственность за них 4
1.1.Нарушение таможенных правил как основание для привлечения к ответственности 4
1.2.Понятие ответственности за нарушения таможенных правил в таможенном праве 7
2. Виды ответственности в таможенном праве 11
2.1.Уголовная ответственность в таможенном праве 11
2.2.Административная ответственность 14
2.3.Материальная и дисциплинарная ответственность в таможенном праве 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Иностранные граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица, совершившие  на территории Российской Федерации  административные правонарушения, в  том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Причем ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ за совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

     Физическое  лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к  моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины - умысел и неосторожность). [4]

     Должностное лицо подлежит административной ответственности  в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  должностных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Поэтому индивидуальные предприниматели, не являясь должностными лицами, при привлечении к административной ответственности по сути приравнены к ним. [4]

     Существенным  исключением являются нарушения  таможенных правил, за совершение которых  предприниматели без образования  юридического лица несут административную ответственность как юридические  лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций. Юридическим лицом в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц  необходимо учитывать, что при слиянии  нескольких юридических лиц к  административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

     При присоединении юридического лица к  другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного  правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. [4]

     При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

     Возможность привлечения юридических лиц  к мерам административной ответственности  также непосредственным образом  связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

     За  совершение административных правонарушений могут применяться следующие  наказания:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф;

     3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

     6) административный арест; 

     7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства; 

     8) дисквалификация

     9)административное  приостановление деятельности 

     За  нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.

     Предупреждение  и административный штраф относятся  к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.

     Штраф, исчисляемый исходя из стоимости  предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда.

     Административный  штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

     Не  является конфискацией изъятие из незаконного  владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного  правонарушения:

     1)подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

     2)изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

     В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может  быть назначено только в установленных  законом пределах (наказание в  размере "ниже низшего" предела  санкции невозможно), при этом никто  не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

     Назначение  административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность  по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).

     При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается  за каждое в отдельности. Вместе с  тем, в отдельных случаях (когда  совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим. За нарушения таможенных правил таким образом может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация). Примером подобной ситуации может являться заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).

     Кодекс  об административных правонарушениях  содержит гл.16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) », в которой 23 статьи. К ним относятся:

  • незаконное перемещение  товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации
  • нарушение режима зоны таможенного контроля
  • непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
  • представление недействительных документов при таможенном оформлении
  • причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам
  • недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них
  • несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита
  • уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
  • несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
  • проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа
  • нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций
  • непредставление в таможенный орган отчетности
  • нарушение сроков временного хранения товаров
  • представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
  • невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
  • несоблюдение таможенного режима
  • незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами
  • незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств
  • нарушение сроков уплаты таможенных платежей
  • незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела

     Статья 23.8 КоАП предусматривает, что дела об административных правонарушениях  в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:

  1. начальник ФТС, его заместители;
  2. начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
  3. начальники таможен, их заместители;
  4. начальники таможенных постов- об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

     Правоприменительная практика. За 6 месяцев 2007 года по делам об АП принято 35 067 решений, из них должностными лицами таможенных органов 26 215 решения, судом или уполномоченным органом  8 852 решения. 

     В том числе в отношении:

     ●  юридических лиц – 13 576 решений;

     ●  физических лиц – 19 484 решения;

     ●  должностных лиц –  1 814 решений.

     При этом передано для рассмотрения в  суды 6 984 дела об АП (за 6 месяцев 2006 года –  5 028 дел).

     Назначено наказаний по 31 078 делам об АП на сумму 4,6 млрд. рублей, из которых:

     ● должностными лицами таможенных органов по 23 802 делам об АП (на сумму 891 млн. руб.);

     ● судом или уполномоченным органом по 7 276 делам об АП (на  сумму  3,7 млрд. руб.).

     Виды  назначенных наказаний:

     ● предупреждения –  по  1 567 делам;

     ● административные штрафы – по 26 110 делам на сумму 3,9 млрд. рублей;

     ● конфискация орудий и/или предметов АП – по 4 412 делам на сумму 720 млн. рублей.

     Сумма средств, поступивших на счета по рассмотренным делам об АП, составила:

     · по постановлениям, вынесенным  в предыдущих отчетных периодах – 158,5 млн. рублей;

     · по постановлениям, вынесенным в отчетном периоде – 209,7 млн. рублей, что составляет 4,5% от общей суммы назначенных  за указанный период наказаний.[19]

2.3.Материальная и дисциплинарная ответственность в таможенном праве

 

     Материальная  ответственность в сфере государственной  службы - это самостоятельный вид  юридической ответственности государственных  служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а правовостановительный характер. С этим связана главная особенность материальной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих: 1) материальная ответственность по трудовому законодательству; 2) материальная ответственность по гражданскому законодательству; 3) возмещение материального ущерба, возникшего в результате совершения административного правонарушения; 4) имущественная ответственность по приговору суда за уголовное преступление.

Информация о работе Виды ответственности в таможенном праве